Из архивов, часть I

Мне кажется очень доброй и светлой идея флэшмоба о родных и близких к 75-летию Победы. Напишу здесь и в своём Instagram о дедушках. Сегодня – первая часть.


***


Дедушка (по материнской линии) Василий Григорьевич Скрипка (1921 – 1987) был человеком военным и дисциплинированным, чемпионом полка по шахматам. Но государственность удивительным образом сочеталась в нём с критическим отношением к власти и прочим прелестям «соцреализма». Иллюзий, в том числе и о Сталине, у него никогда не было. А вот Булгакова читал взахлёб, в музыке предпочитал Петра Лещенко и Вадима Козина, чуть менее – Александра Вертинского. Обратить в битловскую веру в начале 80-х мне его не удалось: послушав сборник «Вкус мёда», он изрёк, что «две хороших песни есть, не более того»…

В его жизни всегда был только один город – Киев, а о Волге, в сравнении с Днепром, он говаривал так: «Сестра, да не та!». Но сразу после после отрочества началась война, а затем служба в армии вплоть до начала 70-х в сибирских и дальневосточных гарнизонах. За что по выходу в запас минобороны наградило его квартирой на выбор – Самара (Куйбышев) или Ярославль. Бабушка выбрала Самару. А в родном Киеве он бывал только в отпусках.

И – да, футбольные матчи Динамо (Киев) – Спартак (Москва) в эпоху Бескова и Лобановского – это схватка насмерть. Часами потом не разговаривали по причине несовпадения взглядов. За кого болел дедушка, и так понятно…

А на фото – бабушка, дедушка и его отец (мой прадед Григорий, коллежский асессор). Сделано оно в Киеве вскоре после победы в войне. И несколько дней спустя после свадьбы (дедушка, явный гуманитарий по способностям, писал с фронта бабушке еженедельно, в том числе и стихи, надеясь, что хоть что-то дойдёт до Казахстана, где она трудилась в тылу в свои юные годы).

И так сложилось, что это мои подлинные, пускай и не биологические родители…

Ещё, думаю… Промыслительно, что он не застал ту российско-украинскую вакханалию, что случилась в 2013 году. Думаю, не пережил бы…


Рецензии