Шахуневичи, Шагуневичи

Шахуневичи, Шагуневичи


***

Прим.
Также встречается в виде Шохуоновичи


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Беларуская (літоўская) татарская шляхта

***

« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »

Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY

Шахуниевичи
SZAHUNIEWICZ herbu Akszak
SZAHUNIEWICZ [z DERAIW] herbu Trzaska
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0





Дворянскоге Депутатское собрание Виленской губернии.

***

Халецкие (татарский род),

Шагуневичи (татарский род),

Янушевские (татарский род; 1),

http://baza.vgdru.com/11/82054/?pg=3





Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY
,
Шагидевичи
,
Шагуневичи
,
Шаджевичи
,

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Шабанович , Шабловский , Шабунев, Шабуневич , Шабуневский , Шагидевич, Шагуневич , Шаджевич, Шадыкевич, Шамович , Шанецкий , Шапович , Шафранович, Шахманцеров, Шахманцерович , Шахманцыров, Шегедевич , Шегидевич , Шейбаков , Шейбаковский,

https://vk.com/topic-163461381_37474926




Польско-литовские татары

***

Первыми татарами, оказавшимися в Польше и Литве, были татары КараКисека. Кара-

Кисек был
сыном Джеке,
сына Ногая (знаменитый золотоордынский темник),
сына Татара,
сына Бувала,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

Кара-Кисек после борьбы с Токтой бежал в Польшу, в Краковскую область.
Позже другая волна татарских переселенцев пришла с Тохтамышем и его
детьми. Сын Тохтамыша Джелаладдин участвовал в Грюнвальдской битве
на стороне Витовта и Ягайла. Именно легкая татарская конница своим
первым натиском, а потом притворным отступлением помогла полякам и
литовцам одолеть Орден.

В 1455 году младший сын Тохтамыша Сеид-Ахмед попал в плен к
Казимиру. Он был поселен в Ковно (Каунас), девять его сыновей осели
среди польских татар [8].

Один из его сыновей Джанибек смог на время вернуться в степь, где на два
года стал ханом в Крыму [9]. Еще два сына Сеид-Ахмеда, Воймин и Кирко,
известны по литовским источникам. Мы считаем, что царевичи Пунские
были по происхождению от детей Сеид-Ахмеда, так как они имели статус
царевичей, хотя также нам не известно, какую фамилию носило
многочисленное потомство Сеид-Ахмеда. Такое отнесение Пунских имеет
под собой основания, хотя и возможны другие варианты. Ветвью Пунских
были Гиреевские, происходящие от Ислам-Гирея Пунского. Пунские
существовали в Великом княжестве литовском до конца XVII в.
По семейной легенде к чингизидам относились также Бердибековы. По
легенде сын Бердибека уехал сначала в Крым, а потом в Литву. Имя его
неизвестно. Потомок Бердибека Иван Бердибекович оставил трех сыновей –
Мишка, Семена и Павла, упомянутых в 1470-95 годах в актах метрики
Литовской. Павел был жив еще в 1528 году. У него было два сына Петр и
Грегорий, известных по описи 1567 года.

Следующей семьей, потомками чингизидов, были Острынские,
происходящие от сына последнего хана Большой Орды Узбека ШейхАхмедовича. 11 апреля 1514 г. Сигизмунд I известил острынского
наместника о пожаловании царевичу Узбек (Азубек)-солтану 70 конюхов, 6
пустошей и двух паробков под Острыной (Лидский повет). По
местоположению этого имения (позже известного как Рыча) Узбека и его
потомков стали именовать царевичами Острынскими.
После возвращения хана в Орду Азубек-солтан оставался в Литве
(первоначально, видимо, в качестве одного из заложников, вместе с ханским
братом Халлеком и упоминавшейся выше женой Шейх-Ахмеда) [10]. В
начале 17-го века род Острынских пресекся.
Польско-литовские татары делились на шесть групп: Баргын (Барын),
Джалаир, Юшинь (Уйсун), Конграт, Найман, и Улан.
Из этих шести групп пять были племенами Золотой Орды, а слово Улан
происходило от названия Оглан (титул, который носили представители
рода Чингиз-хана). В Великом княжестве литовском было много уланских
родов. Уланов от царевичей Острынских и Пунских отличал статус:
Острынские и Пунские происходили от золотоордынских ханов ШейхАхмеда и Сеид-Ахмеда (есть версия что Пунские происходят от крымских
ханов), в то время как уланы происходили от прочих чингизидов, не
правивших Золотой Ордой.
На основании книги Дъядулевича [11], дадим короткое резюме по
уланским (чингизидским) родам среди польско-литовских татар:
Самым большим уланским родом были Асанчуковичи. По информации,
доступной в Интернете, род Асанчук происходит от Кара-Кисека, внука
Ногая, но в литературе эта версия не нашла подтверждения. Асанчук
известен в 1425-1430 годах, он и его потомки владели имением Засуле, близ
Минска. У него было четыре сына – старшего звали Шатыш (упомянут в
1460 году), имена двух средних сыновей неизвестны, младший – Чадет-улан
(упомянут в 1480 году)

1. Шатыш
Сыновьями Шатыш-удана были Войшутко (1482), Майко (1487-1520), Сеит
(1487).
1.1. Войшутко.
Сыном Войшутко был Ахмет. У него было три сына

1.1.1. Хасан, предок таких родов, как Засульские, Ждановичи, Хасеневичи. У
него были следующие сыновья: Алей, Фурс (женился на Умнее Ширинской,
вдове Чингиза Острынского), Махмет, Ахмет, Шахун. Махмет, Ахмет и
Шахун унаследовали Засулу от Аликеча из другой ветви Асанчуковичей.
Алей имел сына Хасана, который положил начало роду Хасеневичей. У
Хасана было два сына Шахун и Ждан (родоначальник Ждановичей)
У Фурса был сын Агиш.

1.1.2. Шахун, предок таких родов как Шагуневичи (Шахуновичи),
Чимбаевичи герба Варния.

В роду Уланов самым знаменитым был ротмистр Александр Улан. Получив
звание полковника, он был фаворитом Августа III. Во время гражданской
войны 1715-1716 годов он воевал на стороне короля. Король оценил это и
перевел весь полк Александра Улана, состоящий из восьми хоругвей, в
количестве 400 человек, в польскую армию, где этот полк выполнял
функции королевской гвардии. После смерти Александра командование
полком поручили полковнику Чымбаю Мужи Рудницкому (тоже из
уланского рода), который вскоре стал генерал-майором. Полк был назван
уланским, в честь Александра Улана, а впоследствии это название было
перенесено на все татарские полки. Чымбай умер на войне в 1762 году [12].

https://www.anatole-klyosov.com/2_4_2009.pdf



Татарские князья в Российской Империи

***

Статья написана С.В. Думиным

…Особую группу татарских княжеских родов в Российской империи составляют некоторые роды литовско-татарского дворянства.
Литовские татары, как группа служилых людей, сложились в конце XIV – начале XVI вв. из переселенцев и пленных ордынцев, среди которых были и представители улусных князей, и рядовые воины. Смешанные браки, разрешенные им первое время, уже в середине XVI в. привели к их славянизации. Как и для боснийских мусульман (но по противоположной причине), родным языком для них с этого времени является славянский (старобелорусский, позже польский, белорусский и теперь также русский) язык. Сохраняя магометанское вероисповедание, литовские татары не пользовались политическими правами шляхты (правом избирать короля, депутатов сейма), в остальном же были уравнены с литовской и польской шляхтой-христианами. Они имели право владеть крепостными крестьянами, сохранив его (в изъятие из общих российских законов) и после присоединения восточных земель Речи Посполитой к Российской империи. Многие татарские роды в Великом княжестве Литовском носили княжеский титул и титул мурз (причем последний, как ни странно, был распространен меньше, и считался достоянием наиболее знатных родов).

С княжеским титулом доказали дворянство в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и в Царстве Польском в первой четверти XIX в. и употребляли его в официальных документах следующие роды:


ШАГУНЕВИЧ (герба Тржаска);
…..
Источник: Дворянские роды Российской Империи. – Т. 3. – СПб., 1999.

http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0





Список татарских княжеских родов России.

***

Статья № 1126. Пункт № 3. предписывал содержать списки Департаменту Герольдии Правительствующего Сената: Список князьям и мурзам татарского происхождения, восстановленным в прежнем их достоинстве[3][4].

На основании этих списков официально на 1892 год утверждены в достоинстве татарских князей следующие рода:

Фамилии княжеские

В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:

Фамилии княжеские:

1. Князья Шагуневичи герба Тржаска (лит.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Шахуневичи

***

Статья Рахмет Baitasau-

Даля Балтускиене, из Шахуневичей. Живёт в г. Вильнюс , Литва.

Существуют два рода Шахуневичей, гербов Акшак (Akszak) и Тжаска (Trzaska), по С. Думину, восходящих к Мустафе (1686г.), землевладельцу в Рейжах Трокского повета.

По С. Дзядулевичу, Шахуневичи князья , ветвь Уланов-Ассанчуковичей.

Их родоначальник, Ахметь Войшуткович, в 1528г. хорунжий уланского сцяга, отец Шахдовлета, родоначальника Малушыцких, Хассана, в 1567г. маршалка уланской хоругви, предка Хасеневичей, Засульских, Ждановичей и Шахуна, в 1567г. служившего в почте (отряде) великого гетмана войск литовских.

Сын Шахуна Ен-Сейть (Jen-Siejc) Шахунович в 1590г. владел частью Сельца, Довбутишек и Богданова.

Сыновья последнего:

Давид (бездетный),

Чымбей, родоначальник Чымбаевичей герба Варния и Нурсеит, отец Шахуна, в 1631г. владевшего частями Сельца, Довбучек, Лошан и Богданова в Ошмянском повете.

Сыновья Шахуна Богдан , в 1658г. королевский ротмистр, в 1670г. владелец части Сельца и Абубекр, в 1669г. владелец части Довбучек, Богданова и Пикценишек.

Потомком одного из них был Мустафа Шахуневич, в 1754г. ротмистр в надворном татарском полку, владелец части Лошан и Довбучек, называемой Ахметовская, отец Самуэля, в 1790г. хорунжего в I полку стражи передней войск литовских и Яна, в 1789г. владельца части Лошан и совладельца с Кричинским части в Довбутишках.

Сын Яна Мустафа подтвердил дворянство в 1819г. в Виленском дворянском депутатском собрании с гербом Акшак.

В 1829г. в Минском дворянском депутатском собрании подтверждали дворянство потомки Елиаша, в 1773г. товарища в полку стражи передней войск коронных.

Около 1791г. известен офицер войск литовских Мустафа Шахуневич.

В Каунасе, в Военном музее Витаутаса Великого хранится документ от 3.03.1731г. удостоверяющий, что польский король и великий князь Литовский Август II за отличие на военной службе, татарину, товарищу легкой кавалерии Самуэлю Шагуневичу, жалует земли в Трокском уезде в окрестностях Рейжяй.

https://deskgram.net/p/1821896352393733537_3134560184





Инсейтя Шохуонович


***

Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Т.31. Акты о литовских татарах.

Имена татар литовских

С.55 1590 Щавдавлет Мамтекович Габылевич
С.60 1590 князь Богуш Шабанович Улан, князь Мортуза Олискивич
С.62 1590 татарин Менский Андрей
С.63 1590 татарин градский повету Менского князь Инсейтя Шохуонович
С. 64 1590 татарин градский князь Милкумна Алеевич, татарин князь Хомсен Богданович
С. 65 1590 татарин Минского повета князь Асан Айдарович

Предисловие издателя:
Татары с конца 14 века постоянные жители Литвы «в виде резко очерченного этнографического островка»

С. XX. Литовский Статут 3 ред 1588 г. «…абы жид и татарин и каждый бесурманен…и христиан в неволе не имел» , который был изменён 25 июня 1840, дозволивший татарам нехристианам дворянского звания владеть христианами.

С. XXII. «мы не татары, но шляхта мусульмане», «татарами нас называют только крестьяне».

Поскольку у татар литовских есть как мусульманские имена, так и русскославняские до- и не-христианские Богдан, Война, то

Вывод: татарин это не национальное название, название народа, но название религиозное от христиан для нехристиан: мусульман, скифов, эллинов.

http://history-fiction.ru/books/all/book_521_1/




Рустам Минниханов встретился с председателем Народного центра культуры татар Республики Польша Ежи Шахуневичем

***

16 февраля 2012 г., четверг
С председателем Народного центра культуры татар Республики Польша Ежи Шахуневичем встретился сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
Встреча прошла в Казанском Кремле.
Как сообщил директор Департамента внешних связей Президента РТ - помощник Президента РТ по международным вопросам Искандер Муфлиханов, делегация польских татар во главе с Ежи Шахуневичем находится в столице Татарстана с рабочим визитом (14-18 февраля 2012 года). Представители польских татар привезли для обсуждения ряд совместных проектов, которые могут быть реализованы в области инвестиций, торговли, промышленности.
В ходе встречи Рустаму Минниханову сообщили об открытии в Гданьске Торгового дома Республики Татарстан.
Напомним, что 7 декабря 2011 года состоялся рабочий визит в Польшу делегации Республики Татарстан во главе с Президентом РТ Рустамом Миннихановым. Этот визит дал новый импульс к дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству Татарстана и Поморского Воеводства в рамках развития российско-польских отношений.

Для справки:
Ежи Шахуневич – вице-председатель Центрального совета Союза татар Республики Польша. В 2005 году стал председателем Народного центра культуры Республики Польша им. Леона Кричинского. Основал музей татар.
С 2007 года по инициативе Ежи Шахуневича проводится татарский праздник Сабантуй.
Шахуневич был делегатом IV съезда Всемирного конгресса татар (Казань, 2007 год), участником торжеств, посвященных 1000-летию Казани (2005 год).

Пресс-служба Президента РТ.

http://prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/123201.htm


Рецензии