Сердце Учителя

Вечерело...
Ирина Сергеевна выключила свет и вышла из кабинета. Она работала учителем в школе. Каждый день Ирина приходила на работу раньше и уходила позже всех. Домой она никогда не торопилась - ее там никто не ждёт...
Ира - женщина сорока лет; худощавая и невысокого роста, детей не имеет; мужа тоже нет... Был... Но 10 лет назад они развелись - он ушел к ее подруге. И с тех пор у Ирины Сергеевны не было ни отношений с мужчинами, ни подруг. Все эти десять лет она жила только для себя и для своей работы. Главной ее отдушиной были ученики, которых Ирина учила. Да и дети были от нее в восторге, как от учителя. С коллегами Ирина Сергеевна поддерживала только лишь хорошие рабочие отношения. Никого в свое личное пространство она не впускала, чем казалась для коллег замкнутой в себе женщиной. Но и несмотря на это, о ней отзывались очень хорошо и им нравилось с ней сотрудничать.
Сегодня Ира в очередной раз возвращалась в свою пустую квартиру.
Дорога к ее дому пролегала через парк (небольшая по размерам территория с несколькими детскими площадками).
В парке кипела жизнь...
Лавочки были заняты влюбленными парами; в центре парка играл на барабанах бродяга-музыкант, вокруг него собралось немало людей, желающих послушать хорошую музыку. На детских площадках играли дети, а рядом с ними стояли, что-то бурно обсуждающие, родители.
"Да... Ах если бы все вернуть назад... И зачем я тогда сделала аборт? Послушала его и сделала... А он все равно от меня ушел... Дура я, дура!" - Ирина Сергеевна смахнула, скатившуюся по щеке, слезу.
Проходя мимо пустой детской площадки (почему пустой, потому что по вечерам основное скопление детей в центре парка), Ира услышала детский плач. Она моментально сошла с асфальтированной дорожки на покрытие детской площадки. Ирина окинула взглядом все детские сооружения и поняла, что всхлипывания исходят из детского домика. Она подошла к нему, заглянула внутрь и увидела мальчика лет шести. Он, съёжившись, сидел в самом дальнем углу домика. Прежде чем заговорить с мальчиком, Ирина Сергеевна рассмотрела его: и лицо, и в чем он был одет, и что у него с собой было. Рядом с ним стоял небольшой пакетик, из которого торчали какие-то бумаги вперемешку с некоторыми вещами и игрушками.
- Здравствуй! Я проходила мимо и услышала, как ты плачешь...
Мальчик поднял свои заплаканные глаза и жалостливо посмотрел на неё.
- Как тебя зовут?
- Валера.
- А что ты здесь делаешь? Один... Уже стемнело... Где твои родители?
- Мамы у меня нет... Папа сказал, что она улетела на небеса и наблюдает за мной оттуда, - Валера снова заплакал.
У Ирины Сергеевны защемило в сердце: "Бедный мальчик!"
- А папа где?
- А папа выставил меня за дверь, - Валера заплакал еще больше.
- Как это выставил? - недоумевающе спросила Ирина.
- У него появилась новая тетя. Я не смог с неф подружиться. Она ему сказала, чтобы выбирал между мной и ней. Папа вот и выбрал её. А мне собрал немного нормальных вещей, положил в пакет мои документы и сказал, чтобы я уходил из дома. Я ушел и решил прийти сюда.
- И давно ты здесь сидишь?
- Я пришел сюда днем.
Валера засунул руку в карман и достал скомканный листок бумаги.
- Вот... Папа еще написал записку.
Ира развернула листок:
"Здравствуйте! Если вы читаете эту записку, значит вы - неравнодушный к детям человек, и вы нашли Валеру. Спасибо, что не прошли мимо него! У меня, к сожалению, возникли трудности в воспитании и содержании мальчика и я вынужден был выставить его за дверь. Надеюсь, ему с вами будет намного лучше, чем со мной, и вы сможете дать ему то, что не смогу дать я!"
Ирина остолбенела от прочитанного: "Нет у тебя никакого сожаления и отцовского чувства к своему ребенку! - сказала про себя Ирина Сергеевна. - Нельзя таким, как ты, доверять детей. Ну что ж! Господь тебе судья, папаша! А я мальчика не оставлю. Теперь он - мой смысл жизни!"
Ира смахнула с щеки слезу и проговорила:
- Пойдем, Валера, ко мне. Ты, наверное, замерз и голоден?
- Да! - Валера опустил вниз свои заплаканные глаза, взял в руки пакет с вещами и вышел из домика.
Ира взяла его за руку и впервые за этот десяток лет почувствовала себя по-настоящему нужной, по-настоящему счастливой. Она была очень рада внезапному появлению этого мальчика в ее жизни...
- Ну вот мы и пришли! - Ира нехотя отпустила руку Валера, достала ключ от домофона и открыла дверь подъезда.
- А ты на каком этаже живешь? - спросил Валера.
- На седьмом.
- И мы сейчас поедем на лифте?
- Да. А ты ни разу не поднимался и не опускался на лифте? - Ира улыбнулась.
- Нет, - грустно ответил мальчик.
- Ну ничего! Сейчас мы это исправим, - она погладила его по голове и нажала на кнопку вызова лифта.
- А в лифте не страшно ехать?
- Нет. Ни капельки не страшно. Не бойся!
Дверь лифта открылась. Они вошли внутрь. Ирина нажала на семерку. Дверь закрылась. Лифт стал подниматься.
- Тёть! А как тебя зовут?
- Можешь меня просто называть т. Ира.
- А ты одна живешь?
- Да.
- А где твоя семья?
- Так сложилось, Валера, что у меня никогда не было семьи.
- А почему?
- Даже и не знаю, что тебе ответить на этот вопрос...
Лифт остановился. Дверь открылась.
Ира взяла мальчика за руку и они вышли на лестничную площадку седьмого этажа. Сделав несколько шагов, Ирина Сергеевна остановилась у двери своей квартиры.
- Это дверь твоей квартиры?
- Да, Валера!.. Заходи!
Мальчик робко переступил порог квартиры, женщина вошла следом за ним, прикрыла за собой дверь и включила свет в прихожей.
Валера снял свои рваные ботинки и, ничуть не лучше ботинок, куртку. Все остальное более менее выглядело прилично. Ирина мельком заглянула в пакет с его вещами и поняла, что и в пакете одежда лежит такая же, как и куртка с ботинками.
- У тебя всегда была такая одежда?
- Да... Папа ничего мне не покупал. Все деньги, которые он зарабатывал, он либо пропивал, либо отдавал своей новой тете.
- Понятно. Ну ничего. Сегодня ты оденешь пока это, а завтра мы пойдем в магазин.
- Правда?
Ира улыбнулась.
- Конечно правда. Зачем мне тебя обманывать? Ты проходи в комнату. А я наберу воды в ванну. Тебе нужно согреться.
Пока Валера был занят просмотром мультфильмов, Ира хлопотала по хозяйству: включила воду в ванну, приготовила на скорую руку ужин, постирала уже достаточно поношенную куртку Валеры, помыла его рваные ботинки, высушила их и немного подклеила, накрыла на кухне стол.
Помыв Валеру, Ирина накормила его сытным ужином.
- Спасибо, т. Ира! Ты очень хорошая!
- Спасибо, Валера! Ты - самый первый, кто сказал мне такие слова, - Ирина Сергеевна улыбнулась.
- А ты меня отдашь в детский дом?- мальчик пристально на нее посмотрел.
- Нет, Валера! Я не отдам тебя в детский дом. Теперь ты - моя семья!..
Валера первый раз за все время, которое находился рядом с  Ирой, улыбнулся. Он вышел из-за стола, подошел к ней и своими маленькими ручками обнял Иру насколько хватило сил. Она в очередной раз вытерла слезу...
И только теперь Ирина Сергеевна поняла, что на самом деле значили слова ее университетского преподавателя: "Сердце учителя - самое доброе сердце во всем мире. Чувствуй детей сердцем, и тогда они тебя будут любить, ценить и уважать. Ты станешь самым лучшим учителем, самым любимым учителем не только для своих учеников, но и для всего человечества..."
январь-март 2018


Рецензии