Полонянка. Глава10. Последствия скандала

Время действия - 1860 год; киргиз-кайсаки - прежнее название казахов.


Доктор Штифель, немолодой и уставший человек, был приятно удивлен, увидев Дуню:

- Признаться, я боялся, что мне придётся иметь дело с людьми, не понимающими русского языка. Пожалуйте-с мне мыло!

Кадиша торопливо вынула из сундука кусочек дорогого душистого мыла и подала врачу.

- Но с Вами мне будет намного легче, - говорил он, тщательно промывая руки под струёй теплой воды, которую Евдокея наливала ему из медного кумгана, - Ну-с, где больная?

- Здесь, доктор. Вы спасёте девочку? – с надеждой в голосе спрашивала Дуня?

- Хм, сделаю всё, что в моих силах. Но я удивлён, что вы обратились ко мне. Здесь, в аулах, предпочитают лечиться у знахарей и шаманов, - говорил доктор, осматривая Амину, - А что явилось причиной болезни?

- Её избили и оставили замерзать на улице.

- Какая дикость! Варварство! Но, следовательно, причиной может быть как нервное потрясение, так и простуда. Где же её родители?

- Это сирота, доктор.

- Так-так… Ах-ха… Хм! Налицо воспаление лёгких, - бормотал доктор, прослушивая и простукивая детское тельце.

- Что же делать? Как лечить? – в нетерпении спрашивала Дуня.

- Я оставлю вам микстуру, которой вы будете поить девочку по часам, - сказал доктор, доставая из чемоданчика флакон из тёмного стекла, - Вот так, наливаете в ложечку… Найдётся ложечка? Да-с, наливаете в ложечку и вот таким образом поите девочку, - он слегка сдавил худенькие щечки Амины и ловко отправил содержимое ложки в приоткрывшийся ротик, - Не тревожьтесь, микстура совсем не горькая.

- А если её не хватит? – волновалась Дуня.

- Когда лекарство закончится, вы пришлёте посыльного в мою аптеку. Сейчас я напишу вам рецепт. Да-с, мой адрес я вам тоже оставлю. Если будет необходимость, сообщите мне. Но это ещё не все!

Кадиша и Дуня старались не упустить ни одного слова доктора.

- Девочку нужно иногда купать. В тёплой воде. Не в горячей, вы меня понимаете? И не в холодной. Именно тёплой. Нужно очищать кожу от пота и давать ей дышать. Но после купания вы должны быть осторожны, малейший сквозняк или холод убьют ребёнка. Смазывайте тело, ну хотя бы бараньим жиром. И делайте лёгкий массаж. Я вам покажу.

И доктор стал быстрыми движениями похлопывать и пощипывать девочку, привычно переворачивая детское тельце.

- И ради Бога, не давайте ей всё время лежать неподвижно. Поднимайте, сажайте на подушки, перекладывайте с боку на бок. Ну-с, вот так! – заключил он, закончив процедуру и укрыв девочку одеялом.

Кадиша пригласила доктора выпить чаю.

- Не откажусь, не откажусь. Признаться, я изрядно озяб в степи, и чашка чая мне не помешает.

Вымыв руки, доктор уселся за дастарханом, неловко подогнув ноги.

- А ведь вы знаете, этот киргизский чай очень даже недурён! – говорил он, довольно прищуриваясь и с наслаждением прихлёбывая напиток из расписной пиалы.

- Скажите, доктор, почему здесь, в степи, так много детей погибает? – спросила его Дуня.

- Медицины совершенно нет. Лечатся у шаманов. Вот был случай – расследовали мы массовую гибель детей в нескольких аулах. Подозревали даже инфекцию. Заразу, - пояснил он, видя, что женщины его не понимают, - Оказалось, что всех лечила местная старуха-знахарка. И чем же вы думаете? Парами ртути и ядовитыми грибами. Подумайте-с, шаманы удаляют миндалины острым листом рогоза.

Кадиша принесла блюдо с мясным пирогом:

- Угощайтесь, доктор!

- Благодарю! Но даже если не брать во внимание знахарок и шаманов, положение просто бедственное. Беременные женщины недополучают нормального питания. Нехватка овощей, фруктов, рыбы влияют на здоровье ещё не родившихся детей. Обратите внимание на зубы степнячек – они в ужасном состоянии, потому что их вещество уходит на построение скелета ребёнка.

Слушала Дуня доктора и думала – но ведь нужно же что-то делать, как-то помогать людям. А чем поможешь! Грустно было девушке.

Тем временем доктор засобирался обратно.

- Что же вы в ночь? Останьтесь, утром поедете! – уговаривали женщины.

- Нет-нет, благодарствую. Мне не привыкать к ночным визитам. А остаться не могу – меня ждут больные. Так вы всё запомнили, что нужно делать? Желаю девочке скорейшего выздоровления!

И доктор Штифель в сопровождении крепких джигитов отправился в Оренбург.

А Есим в это время ехал в Ханскую ставку. С собой он взял свидетелей той памятной драки, среди которых был и Карим.

На суде биев* обвинение против Есима выдвинул отец Айши:

- Есимбай нарушил законы шариата, он допустил оскорбление своей жены со стороны блудной девки и никак не наказал виновницу.

- Я не нарушил ни одного закона шариата, - выступил в свою очередь Есим, - Драка произошла между моей женой Айшой и моей наложницей Дунией. Разве в шариате сказано, что я должен вмешиваться в женские ссоры? Тем более, что драку начала Айша.

- Свидетели могут это подтвердить? – спросил верховный бий.

Вперёд вышел Карим:

- Я могу подтвердить. Есимбай сказал правду.

- Этот человек не казах! Его показания нельзя принимать! – закричал кто-то из обвиняющей стороны.

- Он мусульманин, разве этого не достаточно? – осведомился Есим.

- Пусть прочтет молитву Йа-Син, если он мусульманин! – не унимались обвинители.

Принесли молельный коврик, и Карим, опустившись на колени, сказал:

- Всё, о чём я говорю, правда! – и прочитал молитву, не ударив в грязь лицом.

- Чем била Айша наложницу? – спросил один из биев.

- Камчой.

- Чья была камча? – вступил второй бий.

- Камча принадлежала Есимбаю, - отвечал Карим, - она хранилась в его доме.

- Остались ли следы на теле Айши?

- Я не видел. Удары пришлись по одежде.

- Остались ли следы на теле невольницы?

- Да, у неё рассечена камчой рука, - сказал Карим.

Вдруг раздался голос отца Айши:

- Она не наложница Есимбая! Он не живёт с ней!

Бии вопросительно посмотрели на Есима.

- Я выкупил её у похитителей. Я отдал за неё деньги. Я её одеваю и кормлю. Она живёт в доме, принадлежащем моей семье. Это могут подтвердить свидетели. Разве это не доказательство, что она моя наложница? А сколько ночей я провожу с ней – в этом я не обязан отчитываться. У турецкого султана сотни наложниц, и он ни перед кем за них ответа не держит.

Толпа захохотала. Ответ Есима всем понравился.

- Вот если бы она была моей женой, тогда бы я обязан был делить мои ночи поровну между ними, - продолжал Есим.

Долго судили-рядили бии в тот день. Опрашивали свидетелей, перебирали все законы шариата, и не нашли ни одного нарушения со стороны Есима. В конце концов, решили, что он не виновен, разрезали пёструю верёвочку**, суд закончился.

С лёгкой душой возвращался Есим в родной аул. Но на половине пути его джигиты заметили погоню.

Продолжение следует...
___________

* Суд биев – суд у казахов до 1864 года, бии – судьи.

** Разрезание пёстрой верёвки – символ согласия с решением суда.


Рецензии