О чем поведают... кости

«Белые пятна» истории сродни кладам: притягивают, разжигают любопытство, но далеко не всегда открывают завесу неизвестности. К счастью, сегодня на помощь пытливому разуму приходят современные технологии, которые вкупе с накопленными знаниями достаточно достоверно позволяют взглянуть на различные аспекты жизни в прошлом.

Реконструкция лица по черепу одна из таких технологий, позволяющая по внешним данным черепа, по его рельефу и структуре реконструировать портретное лицо, облик человека, которому этот череп принадлежал. И сегодня, мы с Вами имеем возможность увидеть реальные лица людей, живших некогда в Орловской крепости либо слободах к ней примыкающих, похороненных у стены Рождественского собора. Работы по реконструкции лиц выполнены антропологом Рассказовой Анной Владимировной , сотрудником Института этнологии и антропологии РАН.

Пластическая реконструкция лица по черепу – сложный и трудоемкий процесс, занимающий несколько месяцев. Анна Владимировна поделилась с нами подробностями того как происходит этот удивительный процесс.

- Череп измеряют, вычисляют параметры лица, восстанавливают жевательные и височные мышцы, строят контур профиля и хрящевого носа, наносят сетку толщин мягких тканей. И хотя сейчас реконструкции можно выполнять в компьютерных программах, я предпочитаю рисунок и скульптурную композицию.

Практически все части лица воссоздают по черепу очень точно: нижнюю челюсть, положение глаз в орбите, нависание века, форму носа. Недавно открытые закономерности позволяют неплохо реконструировать кончик носа. Самое сложное — определить форму губ.

Рекомендации по прическе и одежде нам дают археологи, специалисты по древнему текстилю, опираясь на находки и, если есть, письменные источники эпохи, к которой принадлежал человек. Анализ ДНК в некоторых случаях помогает нам определить цвет глаз и волос, сформулировать особенности внешности, если они обусловлены генетическими заболеваниями.

Результаты работы Вы можете видеть на портретах. Города всегда притягивали множество людей, население в них обычно смешанное и внешне очень разнообразное. Нельзя сказать, что с тех пор лица сильно изменились.
- Анна, глядя на лица наших предков невольно возникает вопрос: насколько реалистичны эти реконструкции?
- Очень реалистичны. Метод не раз проверяли при идентификации неопознанных трупов. Компьютерная томография позволила исследовать взаимоотношение мягких тканей и морфологии черепа одновременно на живом человеке, а также выполнять контрольные реконструкции лица, когда результат достоверно известен.

В большинстве ситуаций, реконструкция облика это один из этапов комплексного антропологического исследования, позволяющего по крупицам воссоздавать истории жизни, угасшей, не одно столетие назад.
Антропологическое исследование проходит в несколько этапов. Первый этап, как правило, полевой - исследование останков непосредственно на месте их обнаружения. О том, где и как были обнаружены останки жителей Орловской крепости и какие выводы удалось сделать, нам рассказал Олег Александрович Радюш , археолог, научный сотрудник Отдела археологии эпохи великого переселения народов и раннего средневековья Института археологии РАН, руководивший археологическими раскопками на месте детинца Орловской крепости.

- Во время раскопок были извлечены останки 25 взрослых человек: мужчин и женщин, в том числе пятерых детей. На этом этапе важно правильно расчистить останки, зафиксировать их на месте обнаружения. Это важно для дальнейших исследований. Обнаруженные останки в целом были очень хорошего качества, так как слой был достаточно влажный и закрытый от доступа воздуха. Кости крепкие. Антропологи отметили очень хорошую сохранность зубов, отсутствие кариеса, что может говорить о достаточно высоком качестве жизни (хорошем питание, отсутствие выматывающей работы) у жителей. С нами работала врач-стоматолог из Орла, для нее такая сохранность зубов была очень удивительной. Хорошие зубы, высокий рост, украшения указывают на знатное происхождение захороненных людей.

В источниках кладбище нигде не упоминается, но, тем не менее, кладбища существовали рядом с церквями, это совершенно нормальное явление. Некрополь, вероятно, существовал с XVI - начала XVII веков и был частично разрушен во время строительства в 1730-х гг. Рождественского собора в его кирпичном варианте. Кладбище состоит из двух или даже трех горизонтов. Первый – могилы, впущенные в материк (то есть в глину), к ним относятся несколько погребений, в том числе самое большое. Они, скорее всего, датируются до Смутного времени, то есть это времена Ивана Васильевича и Федора. Найденные останки принадлежат физически развитым людям с высоким ростом, что нехарактерно для крестьян. Были скелеты ростом по 180 см, что для того времени можно считать очень высоким ростом. На костях имеется очень много повреждений. Причем переломы сросшиеся, что говорит о том, что погибшие получали много травм. В тазу одного из мужчин застряла стрела, очевидно, от нее он и погиб. В наиболее крупной яме находился самый мощный человек – мы его условно назвали «воеводой», помимо выдающихся антропологических данных он был похоронен в огромном гробу, а скорее всего в двух, от которого сохранились многочисленные гвозди по контуру ямы и над ней. Есть такое понятие у «гробоведов» - путевой гроб. Это говорит о том, что человек погиб далеко от места захоронения и какое-то время его везли на кладбище. Для рядовых воинов такие ритуалы не применялись. Один из мужчин был похоронен с использованием «каменной подушки». Этот довольно редкий обряд, связывают с монашескими погребениями, иногда так хоронили принявших схизму перед смертью, камень под головой символизировал отказ от всего земного.

Антропологи часто уже на первом этапе могут определить примерное время смерти, помещения их в погребение, посмертные обряды. Так одна женщина - лет пятидесяти имела прижизненные зажившие переломы. А во рту лежала монета, времен Ивана Васильевича – очень интересный реликт языческих обрядов. Выше находились более поздние погребения XVII века, там встречаются погребения с нательными эмалевыми крестами. Была найдена женщина, обутая в сапоги на высоких каблуках. Еще выше шел горизонт с переотложенными захоронениями и младенческими погребениями. Скорее всего, это уже конец XVII начало XVIII века, время, когда в городах хоронить запретили. Один из младенцев был с двумя Севскими чехами на шее в виде подвески, что дает нам верхнюю дату кладбища концом XVII века. Захоронения шли примерно от 2 метров ниже современной поверхности, а дно было до 3 с небольшим метров. В слое также были чешуйки времен Петра Алексеевича 1715 года, стрелы, пули, кремни.

В целом предварительные наблюдения антропологов, особенности погребального обряда и расположения участка некрополя позволяют сделать вывод, о том, что это захоронение представителей служилого сословия крепости. Женщины и дети, скорее всего также связаны с этим сословием, это их семьи. Они могли жить и в городе, но хоронились у собора.

На камеральном этапе в лаборатории кости выкладываются в анатомическом порядке заново, составляется паспорт погребения, где фиксируются все найденные кости и их сохранность. Изучая кости, антропологи выявляют следы прижизненных заболеваний, ранений. Например, срощенный перелом одной из женщин говорит, что о ней хорошо заботились.

Служилая прослойка отличается от рядовых жителей хорошо развитой мускулатурой, связанной с постоянной физической активностью. Для них характерны особые травмы тазовых костей, появляющиеся после постоянной езды на лошади.

Последний этап антропологического исследования это возможные анализы. Так делается ДНК- анализ, для установления места происхождения человека делают палеогенетический анализ определяющий гаплогруппы. Для Орловской крепости это перспективный метод, так как большинство служилых людей прибывали из разных мест, позволяющий понять, откуда их направляли.

Исследуется и эмаль зубов. Дело в том, что зубная эмаль формируется в первые годы жизни человека и хранит в себе химические элементы, характерные для региона, в котором человек вырос.

В целом антропологические исследования очень информативны, но могут продолжаться много лет. Для Орловской крепости на сегодня сделаны предварительные половозрастные определения, общие наблюдения по заболеваниям четырех индивидуумов и их антропологические реконструкции.

Невероятно, сколько всего могут «рассказать» кости своим исследователям.

Жаль, но очень часто на пути исследователей встает финансовый вопрос. Проводимые исследования стоят дорого, и это не лучшим образом сказывается на науке. От себя надеемся, что исследование детинца Орловской крепости будет продолжено и прольет на свет еще множество интересных фактов из жизни наших предков.


Рецензии