Наш Шамши

                "Чудится, что вся степь казахская поёт."
               
                Г.Потанин
 

      Когда мы говорим о душе,то вольно или невольно олицетворяем её с чем-нибудь из окружающего нас мира. Казахи в своём большинстве олицетворяют свою душу со степью,простором, необъятной далью. Часто мы употребляем эпитет - душа поёт.В песнях, музыке выражается сокровенное, что живёт в тайниках человеческой души.У подавляющего большинства казахов в настоящее время душа поёт музыкой Шамши Калдаякова. Композитор,которого в народе называют "королём казахского вальса",при жизни не был обласкан властью,мало того, он так и не принят в члены Союза композиторов Казахстана. Так как ими могли стать, только те, кто окончил консерваторию. Хотя Шамши и учился с 1956 по 1960 годы в Алма-Ате, в консерватории имени Курмангазы и уже прославился в народе своими песнями, консерваторию он так и не одолел, или она "одолела" его.Звание народного артиста Казахстана, самый народный композитор страны получил лишь перед смертью в 1991 году.
     Всё это натолкнуло меня на одну мысль,причём если задуматься настолько очевидную: власть любая: и тоталитарная, и демократическая неизменно отторгает, не принимая и не находя общего языка с людьми неординарными и талантливыми, способными на непрогнозируемые поступки, с людьми непохожими на большинство других.Власть хочет, чтобы в обществе существовали определённые установленные ею каноны и ориентиры и главное, чтобы все следовали в заданном направлении. И надо согласиться,что большинство такой порядок устраивает, люди готовы в определённом смысле быть "рабами" и выполнять возложенные на них функции.В исторической перспективе такой подход приведёт к печальным последствиям,поскольку биологическая природа человека отреагирует на такие внешние воздействия, формированием  стереотипов мышления и порождая поколения с изменённым поведением, сделав это нормой,создав доминирующим данный тип поведения. Но всегда остаётся надежда, так как находятся люди, которые не хотят быть винтиками и шурупчиками системы, по обыкновению, это люди талантливые,с божьей искрой, по разному выражающие свой протест косности и серости. Во многом общему тренду на определённое "рабское мышление",по моему мнению, способствуют и традиционные религии, поскольку у нас сформировалось отношение к вере, как к своего рода фетишу, моде.Внешние атрибуты коего играют главную роль, отодвигая на второй план или вовсе отбрасывая истинный смысл религиозных канонов и постулатов.Это как мне думается, связано с тем,что наше государство до сих пор не имеет системного подхода к вопросам религиозного образования и воспитания.Власть фактически взяла под контроль верхушку "религиозных управителей",отдав им на откуп всё остальное.И те всплески религиозного экстремизма и бурного развития псевдорелигиозных общин, открытых и закрытых, тому подтверждение.Но это тема другого разговора,а мы вернёмся к нашему Шамши.Ведь музыка Шамши и его жизнь прямой протест серости и косности, бунт и борьба яркой души. Души, которая проторила свою прекрасную столбовую дорогу к сердцам миллионов наших соотечественников,независимо от их национальной принадлежности.
 Родился Ш.Калдаяков в 1930 году,в Кызылкумском районе Чимкентской области.Настоящее имя, данное ему при рождении отцом, Джамшид. Вырос он на берегах реки Арыс, там же, где родился ещё один великий сын казахского народа,поэт и мыслитель Мухтар Шаханов. Вспомните песни, написанные Шамши на стихи М.Шаханова: "Арыс жагасында", "Ак бантик","Кешикпей келем деп ем". Это поистине шедевры и в стихотворной части, и в музыкальной. Это классика, и этим всё сказано. Именно в таких песнях выражается и поёт душа казаха. О Шамши ходят много легенд и самая красивая их них о любви. О любви к цыганке и о том, как влюблённый Шамши ушел в след за ней в цыганский табор. И как результат этого, песня созданная в жанре цыганской серенады. Эта песня не может  оставить человека равнодушным, в этой песне и лирика,и любовь, и печаль, и радость одновременно.Шамши жил так же как сочинял музыку: свободно, чувственно и красиво. Он был счастливым человеком, потому что творил и сеял доброе и вечное,творил так душевно, что и мужчинам не зазорно было пролить слезу.
     Хотелось бы остановить внимание на песне, ставшей гимном независимой Республики Казахстан. Именно эту песню на площади в Алма-Ате пела молодёжь в 1986 году, там же на площади с ними был и Шамши -композитор от Бога и достойный гражданин своей страны. Песня была написана на одном дыхании в течении нескольких часов в 1956 году,вспыхнула как яркий метеор в 1986 году и наконец стала гимном страны в 2006 году. Музыка Шамши наднациональна и национальна одновременно, она гармонична и пронизывает сердца людей, будит в них лучшие человеческие качества.
 Да,Шамши не был ангелом и как многие гениальные творцы злоупотреблял алкоголем.
 Вспомните С.Есенина,В.Высоцкого и многих, многих других.Видимо дар, который даётся свыше, требует от людей определённой жертвенности и носить этот дар, чаша которого наполнена до краёв нелёгкая задача.Но именно без таких людей, как наш Шамши, жизнь была бы слишком обыденна и безвкусна. В народе бытует мнение, что препятствовали присвоению звания народного артиста Шамши Калдаякову некие "моралисты",которые считали, что он наведёт тень на звание, те, которые прикрываясь своими званиями творят "постыдные дела", а при свете софитов учат нас нравственности, призывают к совести.Увы, всё это старо, как мир.Но они уйдут и их даже и не вспомнят, а такие как наш Шамши останутся в веках. Потому что он наш, народный Шамши, это от его песен мы становимся хоть чуть чуть лучше, это его песни будят наши души и тогда действительно вся казахская степь поёт!


Рецензии