Кирпич

В тот день мы просто пробегали мимо, на улице было холодно и на редкость промозгло, а выставка как раз получалась у нас на пути. Погреться, посмотреть картины, не более, поэтому мы в общем-то туда и зашли.

Уже внутри, раздевшись и немного оттаяв, я пошла скользить глазами по полотнам. Я точно знала места, изображённые на них!  Вернувшись ко входу я наконец-то удосужилась прочитать название выставки. Святая Блаженная матушка Валентина! Ну конечно, я была и в ее церкви, и на могиле, и не раз бродила по тем окрестностям. Теперь я узнавала места, описанные в разное время  разными художниками, и мигом припомнила все, о чем уже давно позабыла.

Мне было 22, а ему 21. Лав стори, которая привела меня однажды в его квартиру, снимаемую им недалеко от универа, где мы оба тогда и учились.

Ты остаёшься один раз на ночь и думаешь, что это ничего не значит. Потом, ещё через несколько ночей, ты узнаешь, к слову, что время от времени у него случаются приступы эпилепсии, тебя просто предупреждают об этом, чтоб ты не пугалась и знала, что нужно делать в таких случаях, но и тогда ты ещё уверена, что это как бы не сильно тебя касается и ты ещё свободна и можешь уйти когда захочешь. Потом этот чертов приступ действительно случается в первый раз и ты, действуя по инструкции, неожиданно понимаешь, что отныне это твоя ответственность и так просто теперь взять и уйти ты уже не сможешь. А ещё через некоторое время после приступа, когда он приходит в себя и ничего не помнит, а лишь чувствует боль в мышцах, общую усталость и неопрятные ощущения в прикушенном языке, а тебя бьет дрожь от пережитого и той самой ответственности за жизнь вот этого сидящего сейчас перед тобой как ни в чем ни бывало, вот тут ты понимаешь, что попала! Ты и рада бы сбежать к той прежней легкой и беззаботной жизни, но уже не можешь!

И тогда все покатилось по нарастающей, от приступа к приступу, от одного визита к доктору к другому, от одних медикаментов к следующим.

А я, между прочим, все это время ужасно боялась! Я тряслась всем телом и никак не могла понять его родителей, живущих в соседнем городе и совершенно не желающих делать драму из происходящего. Они были спокойны и я, кажется, догадывалась почему. Их сын жил полной жизнью, у него была девчонка, да ещё и с такой гипертрофированной ответственностью! О чем ещё им было мечтать!

А этой девчонке, помимо прочего, приходилось теперь ещё и следить за их сыном, как за маленьким: не надо бы за компьютером сидеть, ибо закончится это сидение приступом от мелькания на экране; не включать слишком громко телевизор, это я вообще усвоила раз и навсегда после эмоциональных воплей в одном из фильмов, за которыми у Виктора сразу последовал обморок.
Кстати, да, его звали Виктор. Меня Надя. Приятно познакомиться!

Скорая в нашем доме была, как нечто само собой разумеющееся, неотменный атрибут, укол и через некоторое время он уже снова в сознании, опять ничего не помнящий, но я то помнила все!

Словом, через пару лет такого нашего совместного с ним проживания, я была просто на нуле! Меня выжали всю! Без остатка. И надо было срочно что-то предпринимать. Я молилась, в основном за него. Сопровождала к докторам. Но ничего не менялось.

Тогда я однажды и услышала про Блаженную Валентину Минскую или матушку Валентину, как все ее называли. Обращение к ней, говорили, творило чудеса. По выходным в ее церковь ездили группы паломников и я решила к ним примкнуть. Знал ли о моей поездке Виктор? Не помню уже. Наверное нет. Мы в общем-то не сильно делились тогда подобными вещами.

В церкви мы отстояли службу, за которой последовала исповедь. Прекрасно помню тот момент! Несмотря на имеющуюся вроде бы цель моего визита, она ушла тем не менее во время исповеди куда-то на задний план, а на ее место неожиданно вышла совсем другая, поразившая меня тогда необычайно! Как оказалось, я живу с Виктором во грехе, потому что мы не состоим с ним в законном браке. В другое время я бы хихикнула и непременно что-нибудь схохмила на эту тему, я современная продвинутая девушка! Но тогда меня посетило осознание происходящего, наверное в первый раз в жизни, да так проникновенно, что больше ни о чем другом я и думать уже не могла.

Неподалёку от церкви вовсю шло строительство нового большого храма матушки Валентины и всем желающим из числа паломников, предлагалось внести свою лепту в это строительство, оплатив один из кирпичей и без нас уже давно уложенных в стены храма. Мы же могли выбрать на своё усмотрение любой понравившийся нам кирпич и написать на нем свои имена. Не раздумывая, оплатив и выбрав идеальное место для своей надписи, я аккуратно вывела:
- ВИКТОР НАДЕЖДА

Именно так! Я стояла сейчас посреди выставочного зала и прямо видела тот кирпич! Я ведь забыла о его существовании, а теперь он всплыл передо мной и я была уверена, что не спроста. Какую же «надежду» я вкладывала тогда в эту надпись? И раз я вспомнила сейчас всю эту историю, значит что-то есть в ней для меня сегодняшней. Что же?

Вскоре мы с ним расстались. Причём очень быстро, где-то на следующий же месяц после той моей поездки. Мы ещё продолжали общаться по совместному бизнесу, но вместе уже не жили. Если вы думаете, что мне удалось тогда наконец скинуть с себя ответственность за него, то тут вы ошибаетесь. Надо знать меня! Моя ответственность за Виктора перешла на новый уровень- я начала поддерживать его финансово, вкладываясь понемногу в разные его бизнесы, которые, к слову сказать, были в основном удачны и сам он неплохо в этом соображал. Мы работали с ним параллельно, отвечая каждый за свою часть. При этом на нем был ещё и весь бизнес целиком, я же сопровождала его в поездках и деловых встречах, как посвящённая в его тайны, с которыми кто-то же должен был разбираться, пока он сам был в очередной отключке, ибо самый элементарный пересчёт наличных денег, к примеру, и тот провоцировал иногда внезапный его приступ.

Понятное дело, что я брала себе на жизнь какие-то деньги, но я никогда не забирала все, застенчиво полагая, что Виктору эти деньги нужней. Причём ему они были нужней всегда! На развитие, на покрытие, на то и се, мои нужды могли подождать! И это не было его мною манипулирование, это был мой собственный подход к своим же нуждам. Все, что касалось меня, оно вообще могло подождать, по определению!

Так и продолжалось ещё какое-то время пока у Виктора не появилась девушка. Отлично, подумала тогда я, вздохнув не без облегчения и попросив свою часть денег из общего бизнеса.
- Конечно! - Заверил он меня. - Но не сейчас!
У него как раз намечалось осуществление очередных грандиозных планов, которые могли бы вылиться сразу в несколько магазинов одежды, заведомо успешных. Поэтому, продолжал Виктор, я могу взять себе один из магазинчиков, если только захочу, и им уже и заниматься.

Его долг передо мной так и остался, но с тех пор я хотя бы забирала текущие деньги, не снижая при этом общей суммы, но и не увеличивая ее, спасибо и на этом!

Так мы и кружились опять каждый по своей орбите. Виктор вскоре женился, у меня был парень, с которым мы жили вместе, не обсуждая никакое даже гипотетическое замужество. Вот, кстати, да! Мне получается опять было не до того, не до своих собственных нужд. Но поскольку вторично такое откровение, как тогда в церкви, меня больше не посещало, то и вопрос совместного проживания вне брака у меня снова решился сам собой без мучительных обдумываний а права ли я или нет вовсе.

Вскоре из наших общих магазинов на плаву остался лишь мой, Виктор свои позакрывал, предварительно разругавшись с остальными партнерами. Поругаться со мной ему было не просто! Я же вхожу в положение, проникаюсь ситуацией, вникаю в его очередные масштабные планы и сразу самостоятельно снимаю с повестки дня вопрос о выводе своих денег из его бизнеса. Да я даже не ставлю на эту пресловутую повестку дня свой финансовый вопрос! Попробуй поругайся со мной после этого!

Поэтому когда он отбыл в Китай для налаживания своего очередного проекта, на которые он был просто мастер, мы снова расстались друзьями.

Следующий его звонок был для меня совершенно неожиданным ибо прошло с момента нашего последнего с ним разговора года два, не меньше. Он вернулся, развёлся, опять потратил все что у него было, но организовал при этом доставку товаров из Китая, приступы прошли. За это время успела засветиться рядом с ним новая его подружка, которая уже успешно забрала какую-то часть их общих денег и быстро перешла после этого в разряд «бывшей». Короче, денег опять не было. Для меня. Поэтому он предлагал мне присоединиться к его готовому уже новому бизнесу и взять на себя часть закупок, чтобы таким образом, по его словам, общими усилиями закрыть его долг передо мной, по моей же версии, которая уже тогда была мне очевидна, поручить мне вытягивать эту часть его бизнеса, которая и вправду начнёт приносить деньги, что позволит успешно направить их опять же на дальнейшее развитие. В том что он предоставит мне к тому времени убедительные доводы в пользу этого можно было не сомневаться! Ну и я, конечно, тоже не подведу, в этом также можно было быть абсолютно уверенным, да и зачем мне вообще, черт побери, деньги?

Я стояла посреди одного из залов художественной выставки и, упулясь куда-то в пустоту, думала о своём.
ВИКТОР НАДЕЖДА...

После доставки товаров из Китая у нас было ещё пару проектов, в которых я тянула отдельную их часть. Все они проходили по одной и той же схеме: я получала текущие деньги, но о возврате мне общего долга вопрос не стоял, так как денег традиционно не было. На меня и, кстати, не только. Он был должен уже многим, что впрочем не мешало им с новой женой( да, он опять женился) время от времени путешествовать за границу и вести достаточно благополучный образ жизни.

Когда же мы говорили с ним в последний раз? С полгода назад, не больше. Снова развёлся, упадок в бизнесе, кредиторы достали.

Теперь мне вдруг стало очевидным, зачем я связала нас с ним тогда чем-то незримым, прописав наши имена вместе на каком-то случайном кирпиче. Нам следовало помочь друг другу! Он помогал мне все это время осознавать, что Я ИМЕЮ ПРАВО получать своё! Что я ДОСТОЙНА много по определению, а не в силу нахождения каких-то веских аргументов в пользу этого! И если я признаю за собой это право, все  в моей жизни изменится!

Чем я могла помочь ему? Меня это осенило внезапно и я сразу потянулась к телефону, все ещё стоя посреди художественной выставки.
Ещё никогда я не чувствовала себя настолько уверено.
- Как дела?
Все плохо, потому что денег, как обычно, нет.
- Послушай! Мы можем помочь друг другу. Вернее, ты то уже выполнил свою часть и я тебе благодарна, я все поняла! Теперь я хочу помочь тебе!
- Как же? - Настороженно выдавил он.
- Эти долги, эти хвосты, которые тянутся за тобою следом, они забирают твою энергию, не дают тебе идти дальше, ты застрял на месте. Начни отдавать! Пусти ручеёк и не дай ему пересохнуть! Тогда он станет пополняться! Ты это сразу почувствуешь!
Я говорила так уверенно, без злости или сожаления, мне действительно было любопытно посмотреть как это сработает в его случае. А не сработать это просто не могло, эти механизмы не дают сбоев.

Мы проговорили не долго, сразу по окончании он кинул мне какую-то сумму. Он услышал! Матушка Валентина по-прежнему творила чудеса. Как она это делала здесь? Через картины? Не знаю.
На то они и чудеса, думала я, покидая выставку. Главное, впустить их в жизнь и в нужное время принять участие, звонком, разговором, каким-то действием, может даже росписью по кирпичу. Как бы смешно или нелепо не выглядело это твоё участие, иногда оно необходимо.

Я шла по улице и понимала, что непременно и очень скоро я съезжу проведать тот мой кирпич. Кто знает какие откровения посетят меня там на этот раз? Как говорится, поживём - увидим.


Рецензии