Коллектор фильм монолог

Фильм «Коллектор» снят Алексеем Красовским в 2016 году. Сегодня, в «удаленное» время стоит вернуться к этому оригинальному авторскому кино.

Успех фильма связан с именем Константина Хабенского, играющего эту единственную на экране роль. Несколько раз он был номинирован на «Лучшую мужскую роль» и завоевал на кинофестивале «Кентавр» (2016 год).

Но, думаю, главная заслуга фильма «Коллектор» в его режиссером решении. Кинорежиссер Алексей Красовский, он же сценарист, также выдвигался на премию «Лучший игровой фильм» и «Лучший сценарий».

Из сериалов Красовского  частично видела «Метод Фрейда». Не в восторге. Бич нашего времени — сериалы — скорей дают практику создания кинопректов, нежели выработки своего почерка.

Талант Алексея Красовского в компактности произведений. Посмотрите его короткометражки «Конец» (2014), «Экстремист» и «Амнезия» (2018), и вы согласитесь со мной. Но главная его удача — компактный 74-минутный фильм «Коллектор».

Коллекторы, как мы с вами усвоили благодаря скандальному ТВ, люди, выбивающие долги. В 90-е с помощью утюгов и полиэтиленовых пакетов, с 2004 года — узаконенных коллекторских агенств, живущих за счет  процента «выбитых» долгов.

Порой страсти горят нешуточные. Наверное, помните нашумевшее в прошлом году дело о коллекторе, бросившем в окно должнику «коктейль Молотова».

Коллектор Хабенского интеллигентен, умен, изобретателен. На то и типаж актера, лицо Совкомбанка, чтоб зритель изначально понимал, что герой фильма «Коллектор» позитивен и проникся к нему симпатией.

В конфликтах не бывает виноватой одна сторона. Заемщики порой думают, чем угодно, но не головой. Полагают, что, если у них сейчас нет средств, то вскоре они чудесным образом появятся.  Появляются же  стихийные бедствия, потеря работы, экономические кризисы и разлады в семье.

По правилам на должность коллектора надо брать  людей особо стрессоустойчивых, знакомых с финансовой грамотой, поскольку в основе контакта с должниками лежит «поиск решения проблем».

Герой Хабенского Артур поиском решения проблем должника не занимается однозначно, а вот поиском денег занят, и делает это артистично, ярко, психологически  выверенно.

Главное удивление фильма «Коллектор» - форма. На экране только Артур, элегантный, энергичный, быстро реагирующий, самодостаточный, непотопляемый. Все общение с коллегами и должниками только по телефону. Красовскому удается создать при этом динамичность, когда «следишь не за событиями на экране, а за событиями в душе человека». Цитата из отзывов зрителей, на мой взгляд, очень точная.

А события в душе разворачиваются серьезные. Одна из жертв психологического выбивания долгов отвечает Артуру его же «языком». Помещает в интернете фейк, порочащий его настолько, что его тут же увольняют с работы и отворачиваются все, кто только что так ценил его.

Артур еще успевает выяснить обстоятельства, задолжник расплатился с долгами, но не сбросился с балкона, а ушел от жены. Но он разбил чью-то жизнь, сломал судьбу и душу. И по версии сценариста и режиссера должен понести полноценное наказание.

Возможно, герой только ранен и выживет, но это будет другая жизнь, где ценности сменяются. Насколько — остается за кадром. Когда-то Товстоногов говорил: «Цель театра — растревожить совесть зрителя». Не знаю, как насчет совести коллекторов и приставов, но рядовому зрителю он напоминает, что кредитование - риск, и риск серьезный.


Рецензии
Ну да, спасение утопающих - дело рук самих утопающих (это о риске). Теперь о самом фильме Алексея Красовского. Смотреть действительно было занятно, редкий случай когда в российском фильме и картинка стильная, и звук качественный, и работа Хабенского на высоком профессиональном уровне (настоящий бенефис одного актёра). В плане постановки фильм удался, но лично у меня был особый интерес, я сравнивал эту работу с другим фильмом, который посмотрел в далёком 2010 году. Вы будете удивлены, но он тоже называется "Коллектор" (в оригинале "Komornik") и был снят польским режиссёром Феликсом Фальком в 2005 году. Фильм рассказывает о 48 часах жизни неподкупного, жёсткого и неумолимого коллектора. Он безжалостно отнимает за долги всё, даже опечатывает в госпитале оборудование жизнеобеспечения подключенное к пациенту и так далее. Ничего не напоминает? Верно, у этих двух фильмов одинаковое название, на этом сходство заканчивается. По сравнению с польской картиной фильм Красовского выглядит лакированным пластмассовым леденцом, который к реальной жизни имеет такое же отношение, как сериалы российского телевидения. Особенно умиляет фейк-причина, которая подорвала репутацию героя Хабенского и финал, там же стреляли (ужас какой).
В общем стоит посмотреть польский вариант, чтобы почувствовать разницу. На "удалёнке" самое время.
Да, чуть не забыл о наградах. Фильм получил пять "Золотых львов" на Фестивале польских фильмов в Гдыне, в 2005 году, в том числе: Гран-При лучшему актёру первого плана (Анджей Чира), лучшей актрисе второго плана (Кинга Прайс), за лучшую операторскую работу и лучший сценарий.
Номинация на премию Американской киноакадемии "Оскар" 2006 года в категории Лучший зарубежный фильм.
Приятного просмотра.

Вольфганг Браузер   27.04.2020 14:40     Заявить о нарушении
Огромное спасибо! Фильм посмотрю. Польское кино когда-то было в чести. С "лакированным леденцом" не очень согласна. Жизнь меняется, становится частной, и слова, брошенные случайно или сознательно, ранят куда больнее, чем в прошлой открытой и прямой жизни. "Стреляние" мне тоже кажется нелогичным. Но ведь и Лев Толстой бросил Анну под поезд не так уж убедительно. Просто считал, что неверная жена не нужна обществу. Красовский нашел для себя такой выход. Но он и не Толстой, получилось как получилось.

Нина Ватрушкина 2   27.04.2020 16:42   Заявить о нарушении
Да уж, "не Толстой". Ваша публикация, Нина, интересна тем, что затрагивает очень важный вопрос - В каком направлении будет развиваться российское авторское кино дальше? По пути подмены понятий ("лакированный леденец") или в направлении художественной правды жизни (как в упомянутом польском фильме). Когда смотришь картину Красовского не покидает ощущение, что весь конфликт интересов происходит в одной социальной группе. Да, мы видим только кабинет коллектора, но судя по респектабельным голосам с другого конца провода, кабинеты оппонентов тоже выглядят неплохо. Просто перед нами люди не желающие платить по счетам. Как будто только обеспеченный класс позволяет себе делать долги. Польский же режиссёр не испугался копнуть гораздо глубже. У него коллектор терроризирует людей, которые стоят на социальной лестнице ниже его. Таким образом конфликтная ситуация в фильме выходит совсем на другой уровень и с гораздо более драматическими последствиями.
Так что можно сказать, что мы из пространства романов Льва Толстого попадаем в романы Достоевского.

Вольфганг Браузер   27.04.2020 19:22   Заявить о нарушении
Беда в том, что вся художественная культура строится сегодня для обеспеченного класса. Другим слоям остается только телепередача "Мужское/женское". Нет не Толстого, нет Горького. В соцреализме были конфликты между хорошими и очень хорошими, сейчас конфликты между успешными и более успешными.
Кстати, польский вариант не отыщу. У Вас нет возможности сбросить ссылку? Спасибо и извините!

Нина Ватрушкина 2   28.04.2020 09:34   Заявить о нарушении
Да, проблема, я-то смотрел его по ТВ. Вероятно тут дело в том, что его выкладывают под разными названиями ("Сборщик / Komornik / Коллектор"). Вот есть 3 адреса, может сработает система:
http://protorrent.xyz/viewtopic.php?t=40012
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2016354
http://fenixclub.com/index.php?showtopic=87719

Вольфганг Браузер   28.04.2020 11:37   Заявить о нарушении