Продавец Времени

В одной далёкой стране, в далёкое время, ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем, жил  вечно молодой продавец. Его товары почти не ценились, ведь весь мир уже имел всё, что продавал наш продавец. Его товары действительно были хороши, их качество не вызывало сомнения, каждый предмет служил сотни лет, переходя от отца к сыну. Изначально, продавец имел огромную славу, несчётное богатство на продаже такого товара, но когда все, кто мог, купили этот товар, и больше не было новых покупателей, о продавце забыли и его состояние быстро истощилось. Настало время, когда нужда пришла в дом, когда-то самого богатого человека в мире. Полки его магазина до сих пор были забиты этим чудесным товаром, но покупателей не было уже долгие годы.


Продавец сидел на крылечке своего большого, уже обветшалого дома и вспоминал тот день, когда он был беден и к нему пришёл странный путник, попросивший ночлег. Продавец был очень добр в те времена и отзывчив, он с радостью впустил путника. Гость почти ничего не ел, попросив лишь оставить его на ночь и расстелить постель, для отдыха. Утром он собрался уходить. Достав из своего мешка красивую шкатулку, усеянную драгоценными камнями, он произнёс:

 - Я благодарен тебе за твою доброту. Возьми мой дар, в ней лежит то, что прославит тебя и даст тебе всё, в чём ты нуждаешься. Пользуйся этим грамотно. Как ты помог мне, так и я помогу тебе, зная, что мой дар ты сможешь направить во благо всем. Но помни в тот день, когда ты решишь использовать содержимое шкатулки в своих корыстных целях, ты перестанешь стареть и будешь, проклят на вечную жизнь.

Путник ушёл, а наш герой очень быстро забыл его слова. С начала слава добродетеля  вскружила ему голову, выросло высокомерие, и за ним пришла жадность и страхи, потерять то, чем он владел. Он перестал помогать людям, решив продавать плоды шкатулки. И в тот же миг, его время остановилось. Он более не старел, и смерть забыла дорогу к нему. Изначально, продавец возрадовался этому, он видел, как умирают те, кто завидовал ему, его враги. Но вскоре смерть пришла за его родными, за его женой, детьми, внуками и дар, превратился в проклятье. Мир наполнялся товаром из шкатулки и дела шли всё хуже и хуже, никому больше на планете не нужны были его товары и он осознал, что всю его бесконечность жизни, вскоре, будет сопровождать нищета и голод. Накопленные богатства он быстро тратил и настал момент, когда их запасы иссякли.

Когда-то известный всему миру, сегодня он был героем сказов о жадности, предметом насмешек и анекдотов.
Он сильно ослаб от голода и его глаза стали плохо видеть. Он не заметил, что к крыльцу, на котором он восседал, подошёл путник.

- Здравия тебе, добрый человек, - обратился к продавцу путник, - нет ли у тебя свободного места в доме, для ночлега?
Продавец прищурился, напрягая глаза, и увидел того самого путника, который приходил к нему сотни лет назад.

- Ты проклял меня, как я могу дать тебе ночлег? Забери свою шкатулку и верни мне мою смерть.
Путник улыбнулся и молвил:
- Ты сам выбрал своё проклятье. У тебя всегда была возможность поменять свою жизнь, но ты каждый день выбирал свои проблемы, свои горести и печали. И никто в этом мире, даже я, не сможет лишить тебя, их.

- Замолчи. Ты вверг меня в ад. Я каждый день жду прихода смерти, но ты украл её у меня.

Путник продолжал улыбаться и вновь молвил:
- Ад – это состояние твоего сердца. То чем ты живёшь и дышишь. Я могу забрать твою шкатулку, но ад в твоём сердце только от этого расширится.
 - Мне всё равно, я уже долгие годы живу в этом состоянии. Что мне от того расширится ад или сузится, когда никто в этом мире не может мне помочь.
- Есть один. Я подарю тебе карту, найди его и он ответит на твой вопрос и сможет тебе помочь.

Лицо продавца вмиг изменилось. В его глазах горела искорка надежды. Он склонился к ногам путника и умолял подарить ему эту карту, он продолжал жаловаться на его бедствие и просил забрать все боли и переживания.
- Я не могу лишить тебя твоей горести, но карта твоя. Найди того, кто сможет тебе помочь.
Путник ушёл, растворившись в пространстве. А наш герой, шаркая по полу слабыми ногами, поторопился собраться в путь. Карта указывала на очень дальнюю страну. Где продавец ещё не был.

- Возьму с собой шкатулку. Возможно, удастся там заработать.
Путешествие было не лёгким. Множество преград ждало его на пути. В этом рассказе я не стану останавливаться на подробном их описании. Так или иначе, продавец попал в страну, где его ждал тот, кто может ему помочь. Но как он мог найти его. Карта лишь указывала на город, который оказался огромным.

Продавец хотел расспросить прохожего о нужном его человеке, но гордыня не позволила ему обратиться к простолюдину. Он глазами выискивал зажиточных жителей, кто мог быть равным ему в его состоянии. Он забыл, что сам уже был нищим, и каждый житель этого города во много раз был богаче его.
Пройдя множество улиц, побывав в самых роскошных кварталах, он не нашёл ни одного богача, всюду слонялись простолюдины с разными товарами в корзинах.
- Эй ты! – наконец не выдержав, обратился к одному из них продавец, - где твой хозяин?

Простолюдин удивлённо осмотрел продавца.
 - Вы обращаетесь ко мне, друг?
Дерзость простолюдина вывела из себя продавца и он рявкнул:
-Как ты смеешь, какой я тебе друг. Ты не видишь, кто перед тобой? Или в вашей дикой стране никто не знает обо мне? Я всем известный Продавец.
Простолюдин улыбнулся и ответил:
- Почему же, слава о вас достигла и наших земель. На вашем примере мы обучаем наших детей тому, к чему приводит жадность, высокомерие, гордыня. Но я никогда не думал, что увижу вас лично. Что привело вас?
Спокойный тон собеседника, остудил пыл продавца. Но его наглость и та правда, которая в этот момент резанула слух нашего героя, с новой силой разожгло пламя гнева.

- Ты чей слуга? Я велю твоему хозяину выпороть тебя за твою дерзость.
Простолюдин вновь улыбнулся. И в этом момент продавец понял, чьи манеры мог перенять этот наглец. Он был похож даже внешне на Путника. Возможно, это был его брат или из близких родственников. Неужели Путник вновь разыграл его, посмеялся над ним? Гной эгоистического гнева прорывался наружу.

- Собака, ты будешь гнить, когда я разделаюсь с тобой. Ты пожалеешь за свою дерзость и ответишь за проступки твои и твоего родственника. Кто вы такие, думая, что можете распоряжаться моей жизнью?
Простолюдин совсем не испугался продавца. Сделав вид, что думает о чём-то, а потом, будто его озарила какая-то идея, он произнёс:
- Вы, возможно, ищете человека способного вам помочь? К нам часто приходят путники с картой, на которой отмечен наш город. Так?
Продавец почти не услышал ничего из слов простолюдина, кроме слова «часто». Что это означало? Неужели он не один стал жертвой этих шарлатанов? Кто ещё пострадал. Сейчас поиски этих людей заботили его больше, чем встреча с тем, кто готов был ему помочь.

- Где сейчас те, кто приходил в этот город до меня? Что с ними произошло?
- Они нашли свои ответы, нашли человека, который смог им помочь. Их души успокоились.
Продавец не верил ни слову простолюдина, ему рисовалась картина жесточайшей расправы с этими бедолагами. Он уже не хотел искать никого, но боль от безысходности его положения, заставляла его рисковать. К тому же, он обладал проклятьем вечной жизни, и никто не мог лишить его этого проклятья.
- Веди меня к тому, кто помог всем, кто был до меня. Но прежде скажи, какова цена, которую берёт за свою помощь тот человек?

Простолюдин улыбнулся и ответил:
- Он будет согласен на вашу цену. Сколько бы вы ни предложили, он согласится.
Продавец внутренне ликовал. Он не мог поверить, что ему повезло попасть в город глупцов. Конечно же, он ничего не даст тому глупому человеку, берущему только то, что ему предложат. Каждый должен знать себе цену и работать за подачки – это вершина глупости.
Простолюдин махнул рукой приглашая следовать за ним.
Путь пролегал через живописнейшие улочки, наполненный ароматами цветов и плодов. Город утопал в зелени и цветах. Казалось, это великолепие должно принадлежать очень богатым людям, но на всём пути следования, продавец не увидел, ни одного богача. Всюду ходил люди в простых одеждах, бегали их дети, за которыми наблюдали счастливые и прекрасные женщины этого города.

- Мы пришли, - прервал наблюдения Продавца, своими словами Простолюдин, - тот, кого вы ищете, живёт в этом прекрасном доме.
Дом был действительно прекрасным и во много раз превосходил по красоте, шикарный особняк продавца.
- Вот оно. Вероятно, именно здесь живёт Лорд этого города. Наконец-то я смогу поговорить с достойным себе, - подумал вслух Продавец, - жди меня здесь, я не попрошу, слишком, строгого наказания для тебя. Ты привёл меня туда, куда нужно.
Окинув простолюдина презрительным взглядом, Продавец поспешил войти внутрь здания.

Внутри дом выглядел ещё более шикарно. Статуи, корзины с разными цветами, картины Великих художников со всего мира, резная мебель, огромное количество света, отражавшегося в зеркалах, наполняли пространство.
Однако, его никто не встречал.
-Эй, хозяин! В ваших краях не приято встречать почтенных гостей? – нетерпеливо закричал Продавец.

Ответа не последовало. Гость стал прохаживаться по многочисленным комнатам дома, в надежде найти хотя бы прислугу. Он был уверен, что порядок, царивший в этом доме, должен был поддерживаться сотней слуг, но никого не было видно. Наконец, его блуждание привело к огромной массивной двери. Он был уверен, за этой дверью его ждут.

Сначала, ему не хватило сил даже приоткрыть эту дверь, но упорство сделало своё дело, и дверь поддалась. В комнате было очень темно и слабое зрение Продавца не могло различить даже очертания предметов. Он пытался обойти комнату на ощупь. Свет, из открытой двери, немного помог ему. Он нащупал столик, на котором стоял подсвечник со свечёй и лежали спички. Но, то ли спички были сырыми, то ли поверхность коробка была стёрта, огонь никак не хотел появляться.

- Что за чертовщина?
При этих словах, комната озарилась ярким светом, и Продавец увидел, что вокруг его окружают зеркала. Даже двери уже не было, зеркала окружали его кольцом, создавая зеркальные коридоры, в которых он видел множество своих отражений. Но они небыли одинаковы. В каждом отражении он узнавал свои пороки. Все они были ужасны и уродливы. Первым он увидел своё отражение гнева, в котором он находился несколькими минутами ранее, когда срывался на Простолюдина. Как же уродлив он был в этот момент. Другой он, олицетворял его жадность, и за этим отражением крутились картинки его жизни, в которых он развивал свой порок.

 Огромное количество мгновений, огромный багаж, тысячи ситуаций, миллионы разбитых жизней. Продавец видел причину его нынешнего состояния, причину ада в его сердце. Слёзы заполняли его глаза, но он не мог позволить им скрыть то, что он видел сейчас. В сердце бушевала буря, сносившая всё на своём пути. В один миг он прозрел и понял все слова Путника, он осознал прелесть города, в который он пришёл, осознал свою глупость и порочность. Он пробирался в глубь зеркальных картин, пока не достиг последнего отражения. Это был он, до того как всё началось. Чистый сердцем, отзывчивый, добрый. Он даже не помнил уже себя таким, но сейчас память вернулась, и вместе с ней возвращались чувства, возвращалось спокойствие и смысл жизни. Не нужны были слова, не нужна была мудрость, он понял одно – все ответы он носил внутри себя, постоянно имея их при себе, он искал их вне. Теперь он видел, лучше чем когда либо, видел всё, что имело истинную ценность в его жизни. Больше не было тревог и зеркальные стены растворились. Открыв вид его собственного дома. Вокруг царил бардак, грязь и разруха.

- Я должен всё исправить, - прошептал Продавец.
Прошло много времени. Дом продавца расцвёл, он теперь походил на тот, в котором ему посчастливилось однажды побывать, чтобы обрести единственную мудрость.
Однажды в его дом вошёл молодой человек, с обречённым взглядом. Он искал ответы.
- Подойди ко мне, друг мой! – произнёс Продавец, - что привело тебя в мой дом?
Человек не спешил отвечать. Он с потухшим взглядом всматривался в мудреца, о котором на весь мир шла слава. Он был похож на нищего, в простых одеждах, не имея на себе ни грамма золото, что мог он ему дать, как он мог ему помочь. Парня привело сюда банкротство, потеря огромного состояния, и что мог дать ему этот бедняк.

- О, мудрейший! – начал было свою речь парень.
- Не утруждай себя лестью, мой друг. Я знаю, зачем ты здесь. Готов ли ты услышать, что я тебе скажу?
Парень согласно махнул головой.
- Ты ищешь величайшую ценность, способную вернуть тебе твоё богатство? Та ведь?
Парень вновь махнул головой в знак согласия.
- Тогда ответь мне, готов ли ты обменять время своей жизни на тот дар?
- Сколько времени вам необходимо? – испуганно вопросил парень.
- А сколько у тебя есть?
Парень задумался и вскоре ответил:
- Всё зависит от того сколько вам нужно?
Продавец загадочно улыбался. Он видел всю боль невежества этого парня.
- Если я скажу, что мне нужен год твоей жизни, отдашь ли ты его?
- Год – это не самая большая плата за твой дар. Я согласен.
Сомнений у парня не было, перед ним стоял простак, который ничего не понимал в торговле.

-Я отдам тебе то, что ты ищешь, в обмен на год твоей жизни, но при одном условии…ты дашь мне гарантию, что не умрёшь в этот год.
- Как же это возможно? Мне не подвластно время и я не могу этого гарантировать. – глупость мудреца удивила парня. Он испытывал разочарование и сомневался, что мудрец обладает необходимым знанием.

- Хорошо. Тогда за какое количество времени ты можешь поручиться?
Парень кипел.
- Глупый бедняк, ты должен понимать, что я не могу видеть будущее, я не знаю когда умру. Возможно, я могу поручиться за следующий день, так как уверен, что не умру сегодня.
С этими словами, мудрец достал длинную шпагу и приставил её к горлу парня.
- Я лично лишу тебя жизни прямо сейчас. Так можешь ли ты ручаться за сегодняшний день, хотя бы за минуту, следующую за этим моментом.
Парень махнул головой в знак отрицания, и шпага слегка поранила его шею. Капля крови обожгла его кожу. Страх сковал его.
- Сколько минут твоей жизни ты можешь предложить мне за мой дар? – повторил вопрос мудрец.

- Нисколько, - уже со слезами произнёс парень.
- Тогда сколько стоит твоё время? Какова его ценность? Разве твоё богатство способно купить тебе минуты жизни? Разве деньги могут подарить тебе спокойствие, безопасность? Сколько этих монет и бумажек ты сможешь забрать с собой, когда ты покинешь своё тело и оно начнёт остывать?
Ты всю жизнь стремишься к накоплениям, ты соришь своим временем, обменивая его на металл или бумагу. Но у нас нет ничего более ценного, чем отведённое нам время. И если мы знаем, что итог нашей жизни один, стоит ли проявлять усердие, накапливая богатство? Превращая нашу жизнь в ад.

Парень начинал понимать значение слов мудреца. Он осознал, что его жизненные цели превратятся в прах, вместе со смертью его тела.
- Я расскажу тебе историю, случившуюся однажды со мной, - продолжил мудрец, - однажды, я оказался в зеркальной комнате, в зеркалах увидев все свои пороки. Они, так же как и твои беды, были порождением стремления к бесконечной славе и богатству. Я не смог осознать край своей жажде наживы и лишь увидев себя со стороны, заглянув внутрь себя, я понял истинную ценность моей жизни. С тех пор, я продаю только ваше время, вам же самим. Именно поэтому, меня прозвали Продавец Времени.

- Что мне делать мудрец? – в голосе молодого человека звучало смирение.
- Найди себя. Найди то, в чём будешь счастлив ты и все, кто будет встречаться на твоём пути. Дари людям счастье от плодов своих дел. Помни, Любовь, Время и Счастье – основные единицы измерения нашей жизни. Деньги, принесут тебе счастье только тогда, когда ты научишься ими делиться, направлять их в том направлении, когда они будут помогать прославлению Жизни, а не её ограничению. Научись грамотно менять своё время, вкладывая каждую секунду в твоё несметное богатство – твои добродетели. Только этот багаж будет при тебе вечно.

Множество молодых и пожилых людей побывало в обители Продавца Времени. И каждый из них осознал одну простую истину: каждая секунда нашей жизни имеет такую ценность, с которой не может сравниться ни одна материальная вещь. И лишь Любовь и Счастье стоят потраченных минут, часов, лет прожитой жизни. И только тогда, когда оно окружает тебя, пронизывая всё вокруг. Счастье и Любовь скрытые в глубине вашего сердца, будут всегда пленниками и не принесут ничего хорошего. Дарите их людям, и они будут приумножаться.

Продавец Времени, с тех пор живёт в каждом из нас. Его мудрость передаётся с рождения, но забывчивость и эгоизм приводят нас к нему в состоянии потерянности и упадка. Прочитав эту историю, я искренне надеюсь, вы вспомните о вашем Продавце Времени.

Я желаю всем счастья!


Рецензии