Напрямки через камчатку

ПРИВЕТ, КАМЧАТКА!

В какой это раз я на Камчатку отправилась? Чесслово вспомнить не могу… Для меня Камчатка, как для многих Турция, куда они каждый год в отпуск отправляются… а потом… не переслушаешь их… какой там сервис, какое море, все включено… Тьфу… мы таких туристов «матрасочниками» обзываем. Не по мне такой отдых… Рюкзак на плечи и вперед! Весь мир перед тобой.
Я путешествие на Камчатку только один год пропустила… и скучала сильно… Камчатка это мое вдохновение, экстрим и общение с потрясающими людьми.
В этот раз я на Камчатку прилетела практически в конце октября. Погода стояла чудесная. Встречал меня, мой земляк, но уже абориген камчатский и по совместительству, герой моих рассказов, Лешка. Он и слушать не хотел, что бы я в хостелах останавливалась.
- Я тебе определил твою комнату? Вот приезжай и живи, не позорь меня на всю Камчатку!
Вот такой он Лешка… ценю, уважаю и дорожу нашей дружбой. Он ведь даже специально меня встречать приехал в аэропорт, что бы я, не упаси Господь, куда в хостел не пристроилась.
Дома у Лешки меня ждал полный холодильник деликатесов и гадов морских… гадами я всякую живность морскую зову. Как резюмировал друг Алексей во время нашего уже прощального ужина
- Ну, подруга, прям гастрономический тур у тебя получился!
- Ага… и три лишних кг… изувер ты Лешка…
- Ничего, за год сбросишь и налегке снова прилетишь.
Лешка, как всегда, стал моим гидом по живописным окрестностям. Повозил меня мой друг по дорогам Камчатским, и к Нью-Васюкам и Корякам то северным, то южным… и на Халатырский пляж, где мы в шторм по берегу скакали и на пианино лобали… откуда оно там взялось?… но удивляться не приходится, на Камчатке такое повсеместно… то в гроты вулкана пианино притащут, то вот на океан… Мы даже к сивучам ездили, смотреть их лежбище на пристани… Лешка экскурсовод-гид от Бога, шуточки-прибауточки, вовремя ввернутые исторические факты и главное свое видение мира вокруг. А какие ролики снимает мой друг, когда по Камчатке едет. Ролики его о природе, о живности, о человеке… философские ролики надо сказать… Конечно под опекой Лешки очхорошо было… одна беда… Лешка хлебосольный товарищ, но поедать килограммами рыбу, икру и блины, которые он пек я уже не могла и… удрала на край Камчатки…

КРАЙ КАМЧАТКИ УСТЬ-КАМЧАТСКИЙ

Столько лет я мечтала побывать в этом поселке на другой стороне дороги идущей по Камчатке от Петропавловск-Камчаткого до Усть-Камчатского. А вы знаете, что эта дорога признана одной из самых живописных дорог России? И зная это не проехаться по ней, грех несусветный… И наконец-то! Мне это удалось! Конечно, это было не путешествие с рюкзаком, как я люблю… а автобусный тур… ну… можно было и автостопом конечно, для полноты ощущений, но время поджимало… а мечты должны сбываться! Увидеть, что же там? На том краю дороги? Какой там океан? Люди какие? А еще я ужасно хотела отдохнуть от икры, рыбы и крабов коими меня закормил Лешка. Очень хотелось посидеть чуток на кашке…я даже пакет геркулеса взяла с собой, потому как говорили, что в поселке заоблачные цены. Вот… и на эти заоблачные цены хотелось посмотреть.
Сбытие мечт началось… Рано утречком сажусь в автобус в предвкушении красот невиданных... Правда я уже путешествовала по этой дороге до поселка Эссо, что акурат посредине пути… Эх… в Эссо бы хотелось заглянуть, повидать Александра I и Александра II из моего рассказа «Камчатский гондольер», но времени до возвращения домой оставалось катастрофически мало.
 И вот в окне мелькают, ставшие привычными камчатские березы, они уже потеряли свою листву и от этого выглядят еще фантастичнее… Представляете, вы привыкли видеть березки стройные, высокие, в ажуре аккуратных веточек, увешанные сережками, словно девицы на выданье… Для вас ассоциация от слова береза, рисует именно эту березку… на Камчатке вас ждет удивительное открытие! Камчатская береза, вернее каменная, капец какая… вот пытаюсь найти сравнение и не нахожу… аномальная – одним словом… стволы закручены словно штопор, ветки растопырены словно в жутком испуге… и каждое дерево неповторимо в своей аномальности… Смотришь на такую «рощу» за окном автобуса и невольно чудится чертовщина всякая… В этих «рощах» кого только не увидишь… то лось среди деревьев стоит на автобус пялится, и пофиг ему… жует свою веточку, а то и медведь вдоль дороги чешет… лень ему в лес-кусты сворачивать, сыро там… Вот так с «кино» за окном, миновав сокочинский перевал, полюбовавшись на Срединный хребет и ганальскую тундру, мы добрались до Ключей. Это там, где самый большой в Евразии вулканище Ключевская сопка. Вулкан почти каждый год дымит, пугает, а иногда и извергается… последнее серьезное извержение было в августе две тысячи тринадцатого года. Вулкан тогда подрос почти на сто метров… Местные проводники водят людей на лавовые потоки любоваться и… яйца на лаве жарить… есть там «жаркие» места. Вот и еще одна моя мечта… прогуляться по ключевским лавовым потокам… Триндец… летаю, летаю на Камчатку, а даже одной десятой ее не исследовала… Точно так же у меня с Крымом. Десяток лет я его обхожу, облажу, обплываю, а половины его красот так еще и не увидела. Хватит ли мне моей жизни, что бы два этих полуострова хотя бы посмотреть, во все закоулочки заглянуть?… Ох… просторы российские необъятные…
Пока мы стояли в Ключах, я бегала искала место откуда смогу снять это величие закованное в лед и снег… Я смотрела на вулкан и мое воображение рисовало, как лава течет огненными потоками из жерла, пепел столбом поднимается ввысь… но сопка мирно спала под снежным одеялом… Эх, увидеть бы хоть одним глазком… хоть малюсенькое извержение… но… пока видно не судьба… ничего, я упорная… буду летать на Камчатку, авось повезет.
От Ключей дорога стала ухабистей, с десяток километров мы ехали у подножия вулкана Шевелуч, а далее виды стали печальнее… поселки с брошенными домами и только кое-где теплящейся жизнью. Горы и вулканы уже остались позади, черный лавовый песок можно было видеть со всех сторон, он лежал холмами среди редкой пожухлой травы и голых деревьев, только изредка по пути встречались речушки и ручьи немного оживляя черный, космический пейзаж…
В общей сложности я проехала семьсот километров в течении дня и даже можно сказать не заметила трудности пути, ведь когда есть на что попялится, время летит незаметно.
Ближе к Усть-Камчатску появился асфальт и мы въехали в поселок, когда на небе появились первые звезды. На остановке в старом поселке, меня встретил хозяин гостиницы, которую я заблаговременно зарезервировала в интернете. И в темноте мы добрались до старых еще совдеповских бараков, построенных в пятидесятых годах прошлого столетия, вросших со временем в землю, но крепко стоящих, изредка потряхиваемые землетрясениями. А что им будет, они еще сто лет простоят и переживут весь новострой… раньше то на века строили! В Якутии я автостопила по колымской трассе, так там все новые железобетонные мосты, разгулявшаяся стихия как щепки сносит, а сталинским мостам деревянным хоть бы что… парадокс? Нет господа-товарищи это закономерность, и природно-научный подход в строительстве времен СССР… сейчас это типа новоизобретённое… бионика-геоника… все велосипед изобретаем.
 Вернусь к баракам… конечно  снаружи они выглядят неказисто, брусовые цельно деревянные, с деревянной истертой лестницей, с запахом старого дерева, кошек и мышек… но… зато внутри этих бараков то чего увидеть и не ожидаешь… пластиковые окна, евроремонт, современная мебель, ванна и санузел (не уличный туалет, друзья мои, а настоящий-пренастоящий санузел), просторные комнаты, тепло исходящее от дерева и… ну, оооочень большая кухня. Столичные хостелы от зависти слюной захлебнуться, увидев такую кухню. А тут… на краю земли…
Мне были выделены однокомнатные апартаменты с плазмой и я почувствовала себя ВИП персоной… Хозяин рассказал-показал мне где все тут находится, поведал с гордостью, что раньше у него в гостинице для гостей всегда краб и икра красная в холодильнике стояла, сколько хочешь столько и ешь… А сейчас? Сейчас все, что добывается здесь увозится на переработку во Владивосток, а только оттуда местные магазины завозят рыбу… вот почему ценник, как в Москве у той рыбы… а рыбачить, то бишь браконъерить не возможно стало… запрет…
- Живем среди рыбы и краба, а этого не видим…
- Я этого добра в Паратунке объелась, к вам удрал для кратковременного передыху.
- Ну, передохните, погуляйте… пройдетесь по магазинам на цены посмотрите…
Хозяин поехал по своим делам, а я решила попить чайку с дороги. В кухне за столом ужинало трое мужчин, оживленно о чем-то беседуя. Я расположилась за соседним столиком. Слово за слово и мы разговорились. Мужчины были тут  какой-то проверкой и планировали завтра по утру уезжать, закончилась их командировка… поинтересовались откуда я и как судьба меня сюда занесла… поговорили о путешествиях… Чайник вскипел, мужчины решили меня угостить к чаю… и из холодильника начала появляться икра, рыба во всех видах и краб… Капец… вот и передохнула от обжорства океанскими деликатесами… но отказывать мужчинам в хлебосольстве не решилась и… пила сладкий чай с икрой и юколой.
Утром в холодильнике для меня была оставлена икра и рыба к чаю… Так что на Камчатке от икорки и рыбы спрятаться, друзья мои, негде! Попив чайку, я отправилась обследовать поселок… Хозяин гостиницы заехал за мной и повез до «Погодного», нового микрорайона поселка, по дороге мы поговорили о истории этих мест… о новом поселке отстроенном перед развалом СССР, для переселения людей из сейсмичной зоны. Из рассказа я узнала о том, что поселок во времена СССР имел отличное снабжение.
- Я своим родственникам на материк возил не только рыбу да икру, но и мандарины-апельсины всякие… там это в дефиците было. Мы тут имели все… и шмутье импортное и деликатесы заморские, и коммуналку бесплатную…
- А сейчас?
- Сейчас трудновато стало… но… жить можно, если с умом.
 Вообще то люди поселились тут с 1731 года, назвав поселение Усть-Приморский, после революции поселению дали нынешнее название, он ведь расположен в устье реки Камчатка. Поселок многое пережил… это и цунами после шести лет революции в России, когда Островной поселок, что находится на косе за островной протокой, полностью снесло в океан, пострадал и Усть-Приморский… Волна цунами была длинной от Халатырки до Усть-Приморского и высотой до десяти метров, люди когда начались землетрясения на собачьих упряжках спасались от грядущего бедствия. Цунами снесло припой льда по береговой линии и этот лед, как рубанок стер с лица земли и Островной и лес на восемь километров, образовав в местах ослабления волны горы из земли, деревьев и льда… слава Богу народу немного пострадало, но разрушения были колоссальные. А в 2010 году поселок полностью засыпало пеплом от извержения Ключевской сопки и Шевелуча, хотя эти вулканы в сотне километров… «В Усть-Камчатске рассвет не наступил» писали тогда газеты. Поселок был засыпан пеплом местами до двадцати сантиметров и шел этот пеплопад более трех часов… Пепел был настолько мелок, что проникал в любые щели, покрывая все домашние предметы и… проникал в легкие, вызывая удушливый кашель. Поселок выглядел, как после ядерной атаки… Этот пепел до сих пор не дает местами пробиваться траве, въелся в дома… Ну, а землетрясения тут вообще не редкость…
 И вот я в «Погодном» на одноименном мысе Погодный. Любое цунами сюда не доберется, так ученые говорят. Хожу по аккуратным пешеходным дорожкам, любуюсь цветными-пестрыми пятиэтажками и двориками уютными, каждый в своем стиле. Поселок и сейчас обустраивается, хорошеет…у администрации плакат с проектом парковой зоны… Впечатление? Мне понравился этот уютный уголок на краю Камчатки и России. Прогулялась я и по магазинам, цены не скажу, что бы зашкаливали, ну да… дороговаты некоторые продукты заокеанские с гмо-соей и химией, даже встретила наши яшкинские вафли на прилавках и ценник, как и у нас… кушайте наше, харэ заморскую химию жрать! А вот в рыбном магазинчике цены как у нас, только свежестью рыбка отличается, ну я уже говорила, что ловится рыбка тут, а потом сюда же через Владивосток идет. 
Нагулявшись по «Погодному» я отправилась пешочком в старый Усть-Камчатский. По дороге свернула к церквушке Покрова Пресвятой Богородицы, прошлась по аллее «Рыбацкой славы», полюбовалась памятником семьям рыбаков. Красивый памятник… на фоне маяка стоит женщина вглядываясь в океан, держа за руку ребенка… вот такие памятники должны быть в России, памятники простым людям, на коих держится наша страна…
 Дошла я и до ветряков, а вернее ветроэнергетической установки, что расположена за поселком… Зрелище скажу я вам потрясающее… смотрите… огромное желто-красное поле, горы в снежных шапках и полоса океана на горизонте, и на этом фоне мощные ветряные агрегаты выстроившись в ряд, разрезая с гулом воздух, словно парят в синеве неба… как образ сотрудничества человека и природы…
Стало припекать, солнышко тут ядреное, видно Усть-Камчатский ближе к небесам. Я скинула ветровку и легким аллюром неслась по отличному асфальту, идущему от нового поселка к старому… расстояние мне предстояло пройти примерно километра четыре. Пройдя какое-то время, я спустилась к озерной протоке… береговая линия, это черный вулканический песок, надо сказать что черный песок это как визитная карточка Камчатки, но в Усть – Камчатском его прям перебор… везде он… На том берегу озерной протоки горный хребет в снежной россыпи… мимо меня, по песочку вальяжно прочапала… выдра? Рядом с поселком? Удивительно! Тут морских выдр каланами зовут. Так вот, эта выдра-калан, продефилировала мимо меня, лениво нырнула в воду, где сразу активизировалась и вынырнула метрах в десяти от меня, перевернувшись на спину, сложив лапки на пузичко и хитро косясь в мою сторону. Жирные чайки хороводили по водной глади, жарило  солнышко… хотелось как та выдра лежать в ласковой водичке… и я стала искала укромное местечко… Такое местечко оказалось у сохранившегося куска набережной, где берег был серьезно укреплен металлической сеткой. Предполагаю, что когда –то во времена СССР так было укреплен весь берег, от разлива и подтопления поселка… Кстати, остатки былой социалистической цивилизации тут встречаются на каждом шагу… берег усыпан бетонными кусками, разрушенных строений… ржавые корпуса рыболовецких судов, напоминают о былом величии рыбного промысла… Такое везде в поселке… старые разрушающиеся совдеповкие строения, сарайки, останки машин, плавсредств и пр. и все это формирует нелицеприятный пейзаж…  Людииии! Камчедалы!!! Вы чего? Что такое субботники забыли? Не любите свою землю? Ну, соберитесь всем миром, уберите всю эту рухлядь… кто это за вас сделает? Или ждем цунами-чистильщика? Но тогда и хлам этот и ваша жизнь… все в утиль пойдет! Я ни в коем случае не желаю вам бед, но если мы не убираем за собой свой хлам, то это сделает природа… это закон ПРИРОДЫ!!!
Как всегда на трибуну полезла… а ведь купаться хотела….
Я искупалась, обсохла, посозерцала заокеанский закат, окрасивший водную гладь в пурпур, снежные вершины на том берегу в розовые тона, а облака на горизонте в нежно малиновый цвет… такие закаты у нас не увидишь…
Я оглянулась на поселок… над ним плыли серые, низкие облака и… два желтых ока сквозь тучи вглядывались в мир людей… Солнце быстро ушло за горизонт, погружая Усть-Камчаткий в сумрак… два ока закрылись… Спокойной ночи, край земли…
Усть-Камчатский поселок сам по себе небольшой, но учитывая новый микрорайон, раскинулся он на относительно большой территории. В вике прочла, что тут ноль целых двадцать три сотых человека на квадратный километр. Мне хватило одного дня исследовать все закоулки старого Усть-Камчатского и одного дня для «Озерного», а «Погодный» вообще за часа два обошла.
Как я уже говорила, бараки в Усть-Камчатском старые, есть даже брошенные людьми, печально взирающие пустыми глазницами окон на еще живые бараки… Люди приспосабливаются и живут в старых домах, возле бараков джипы стоят… кто-то и в Погодном и в старом Усть – Камчатске недвижимость имеет и сдает приезжим. Один из жителей поселка Анатолий, подвозил меня на своем джипе с косы, когда я с «Островного» возвращалась. Анатолий заядлый любитель охоты и рыбалки, бывший военный. Пока мы ждали парома, болтали о том, о сем… Анатолий рассказал, чем на жизнь зарабатывает, а зарабатывает он перевозками. У него в собственности рефрижератор и еще кой-какой транспорт и возит он грузы по Камчатке. Ему как военному человеку постоянно воевать приходится… то с представителями ГАИ, то с чиновниками, кои взятки требуют бесстыдно… не дает он взяток… принципиально, потому то и находится в состоянии войны и держит оборону со всех сторон. Но он военный человек, был в горячих точках и видел смерть в лицо… как он выражается, вся эта чиновничья шваль, обличенная властью, труслива и некудышна… прячутся по кабинетам, когда он со своими товарищами приходят правду доказывать… Братство военное у них крепкое, а как иначе? Как отстоять свои права? Только объединившись! Хочешь справедливости и правды? Объединяйся… объединяйтесь в самоуправление, в общественные организации, в советы… вот такого объединения пуще заразы вороватые чиновники бояться.
Я горжусь, что в нашей стране есть воины, отстаивающие честь человеческую… горжусь, что судьба дает мне возможность встречаться с такими людьми… и камчатский суровый край одно из заповедных мест таких людей!

ЕЩЕ ЖИВОЙ ОКЕАН

Что бы попасть к океану, надо на небольшом пароме переправиться на косу, которую от поселка отделяет озерная протока. Катер ходит по расписанию, ведь на косе тоже живут люди… Переправа занимает менее получаса… пройти по поселку до океана пять минут…пройти по заброшенным огородам, превращенным в свалку… улавливая всем своим существом океанский запах…ни с чем не сравнимый шум океанского прибоя… ступить на черный песок и… вот он.. Тихий океан! Его волны лениво накатывают на берег… ветер гонит по небу караваны облаков… черный берег раскинулся на километры… необозримый простор водной стихии…
 Я бегу к океану, увязая в песке… что это… четкие следы огромных лап… совсем недавно тут прошел медведь… я вглядываюсь в даль, куда ведут следы… и вижу как, там в дымке, хозяин Камчатки косолапя, идет по побережью, вглядываясь в океан… Что брат? Тоже любишь любоваться на океанские волны?
Я иду вдоль медвежьих следов, смотрю на волны… сбросив одежду, захожу в воду… океан окатив холодной волной, выносит меня на берег… собрав одежду, иду дальше… иногда останавливаюсь, кричу океану и несущимся облакам над ним… 
- Я добралась! Я смогла!
Океанский ветер трепет мои волосы, гладит по щекам… сбивая с ресниц соленые капли… а может слезы… ритм волны и ветра растворяют меня в пространстве, я утрачиваю свое тело… став частью…  маленькой частицей этого огромного мира… частицей, которую слышит и любит этот огромный мир и отвечает шумом волны и шепотом ветра…

Пы Сы: Когда я уже летела в самолете домой, Шевелуч выбросил десятикилометровый столб пепла… Камчатка передала мне привет!


 


Рецензии