Азбука свекрови. Г - Горько

 Как вы думаете, важно ли сегодня, чтобы отношения пары были скреплены печатью ЗАГСа? Или Всевышний всё равно благословил союз двух людей, раз они живут вместе? Возможно, тем, кто только собирается стать свекровью, будет интересно узнать, что чувствует мама сына, когда понимает, что она законно становится не единственной женщиной в жизни своего сына.

 Разрешите мне поделиться с вами своими мыслями по поводу этой «неприятности», как считают некоторые известные мне свекрови.  Скорее всего, я не совсем нормальная мама в этом плане: вы можете мне не поверить, но я с радостью приняла в семью своих невесток  и совсем не претендую на то, чтобы девочки называли меня замечательным, тёплым словом "мама". И, вместе с тем, я с легкостью приму статус мамы, а не свекрови, если у них когда-нибудь появится такое желание назвать меня именно так.

Почему мне так легко было принять невесток? У меня есть два маленьких секрета: я не ревнива, и я ленива.
Я на самом деле не умею ревновать, но это совсем не значит, что я не умею любить! Любить – не значит ревновать, ЛЮБИТЬ – значит ДОВЕРЯТЬ! Я не ревную мужа, не ревную своих друзей и подруг, не ревную детей к их жёнам. Я считаю, что чем больше людей любят моих детей, тем лучше для них и для меня. Поэтому, с искренней радостью принимаю жен моих мальчишек как своих дочерей, независимо от того, принимают ли они меня как маму. Здесь важен МОЙ посыл, поскольку я взрослая и мудрая (мне хочется так думать).

По поводу лени: представьте себе, что я все годы до их женитьбы должна была обслуживать четырёх мужчин в нашей семье. Теперь мои обязанности разделили невестки. Разве плохо? Мне нужно в два раза меньше стирать, убирать, готовить – ну это же прекрасно, согласитесь! И моя задача, как свекрови, в отношении женатых детей сводится к одному: не навредить. Это не значит, что я должна совсем самоустраниться. Это значит, что я должна их просвещать. Ненавязчиво, но верно. Просвещение в данном тонком вопросе взаимоотношений родителей и детей – целое искусство. «Азбука свекрови» - это именно то самое просвещение: тонкое и ненавязчивое, как мне кажется. Или, наоборот: в лоб? Буду думать…   
   
Если серьёзно, то я знаю только один путь просвещения молодых жен:  "просвещение любовью"! Принимая этот путь, мы уменьшаем возможность потерять своих сыновей.
  А таких случаев сколько угодно. Оглянитесь вокруг! Вы замечали, как часто свекрови становятся причиной развода и раздора в семьях сыновей? Причин здесь несколько. Ревность – первая из этих причин. «Он любит эту женщину больше, чем любил меня, отдавшей ему всё!»

Чувство собственности – вторая: "Для кого я растила своего мальчика? Для этой...? Далее, как правило, следуют не очень лестные эпитеты, которыми мы, умудренные своим жизненным опытом, будучи сами невестками, награждаем бедных молодых девчонок, вина которых лишь в том, что они посягнули на чужую, то есть, нашу собственность. Очень быстро мы из мам сыновей превращаемся в настоящих фурий, сея злобу в сердце невестки и делая подкоп под стену их крепости.
Есть еще один секрет, который я для себя открыла, будучи сначала невесткой, а потом став мамой трех сыновей. Попробую изложить свою философию исходя из собственного опыта невестки.

Я вывела для себя ещё одно правило, которое назвала «золотым». Таких правил в «Азбуке» будет много, как мне кажется.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: СВЕКРОВЬ ДОЛЖНА ВЗРАЩИВАТЬ НЕ СЫНА, А МУЖА!

Поясню. Я всегда знала свое третье место в своей семье: первое и второе место делили между собой родители моего мужа и наши дети. Я занимала, как мне тогда казалось, нижнюю ступень этого пьедестала. Но, к моему великому счастью, я никогда не стремилась вскарабкаться ни на вторую, ни на первую. Бог дал мне такое счастье – не ревновать мужа к его родителям! Поначалу я еще ерепенилась, пытаясь взять штурмом ту самую «крепость» семьи моего мужа. Но делала я это только потому, что была наслышана о том, какие все свекрови – гадины. Ещё потому, что видела отношение между моей мамой и бабушкой, маминой свекрови. Не всегда эти отношения были идеальными: бабушка ревновала папу, поскольку он остался единственным её ребёнком после потери двух детей и мужа, моего деда, погибшего в 1942 году на войне.

Мой муж всегда в первую очередь был сыном. Так установлено самой ПРИРОДОЙ. Я всегда задавала себе вопрос: как же его родителям удалось так воспитать сына, чтобы он, оставаясь до самого их ухода лучшим сыном на свете, при этом был прекрасным, надежным мужем и замечательным отцом?
 
Ответ нашла не скоро. Пуд соли съела. С самого рождения наших сыновей знала, что когда-нибудь мне придется отдать их другой женщине, как мне отдали Женю. Поэтому я решила отдавать им только половину своей любви. Вторую половину я хранила для их избранниц. Примут ли они эту половину – совсем не факт. Знаете в чем тут хитрость? Скажите, какой мерой можно измерить любовь? Это литр или, быть может, ведро? А, может, это канистра? ЛЮБОВЬ – это неизмеримое состояние души: чем больше ее отдаешь, тем больше ее становится. Она – как полезное ископаемое, причем запасы его настолько велики, что хватает на всю человеческую жизнь. Неисчерпаемое полезное ископаемое. И если все так просто: добывай и отдавай, там еще остается, то почему всё так сложно? Разве жалко при такой добыче подарить половину невесткам? Но дело в том, что не всем нужен уголь, если уж говорить о добыче полезных ископаемых. Алмазы нужны всем, золото сойдет, а вот уголь нужен не всем. Не берут невестки, порой это ископаемое души, которое дороже, чем все алмазы мира. Не понимают, что взяв этот дар от мамы мужа, они пополнят им хранилища своей Души.  Да, по-своему, моя свекровь меня все-таки любила. Но не так, как Женю. Так что 50 на 50 не вышло. Я бы сказала так: 80 на 20... Любила ли я её как маму? В таком же отношении, к сожалению. Я думаю, что это – закономерность в отношении свекрови и невестки: ты получаешь ровно столько, сколько отдаёшь…
 
Принять избранницу сына нужно не для проформы, не для галочки, не делая вид и не играя в любовь. Нужно полюбить. Опять же, не навязываю – это я так решила для себя и, поскольку, это моя "Азбука", я в ней пишу СВОИ прописные истины. Безусловно, возникает множество вопросов и один из них: любую ли невестку можно полюбить? И отвечаю себе же: не любую. Так уж мы, свекрови, устроены: для нас важно чувствовать, что невестки любят наших сыновей. Как только мы это почувствовали – любовь включается сама. Как дальше сложится – непонятно, но мой личный опыт показывает, что если включатель сработал – это замечательно! Скажите, можно ли любить кого-то, кто не любит твоих близких? А, может, их можно научить этому? Я думаю, что да, можно. Но для этого нужно сделать невестке подарок: ПОЛНОСТЬЮ отказаться от всех притязаний на теперь уже ее мужчину. И произойдет обмен подарками: если я подарю ей самое дорогое, что есть у меня, она в ответ подарит мне самое дорогое, что есть у нее – моего сына.

Поэтому я "ЭГОИСТИЧНО" растила мужей, в надежде получить сыновей: с радостью подарила своих мальчишек чудесным, самым замечательным, самым умным и самым красивым на свете девочкам. Чего не могу сказать то же самое о своем муже. Вот кто настоящая свекровь в классическом понимании – так это мой муж! Я где-то предполагала, что будет именно так: уж очень ревностно он всегда относился к мальчишкам. Но он настолько умен и деликатен, что об этом периодически слышу только я. Нет, не подумайте плохого: он прекрасно относится к невесткам, однако этот баланс 50 на 50, как мне кажется, сохранить не удается.

Я чувствовала и видела, что на свадьбах наших сыновей он грустил. А вот мне было весело: наконец-то! Наконец-то не я буду гладить им рубашки, ходить в магазин и таскать продукты на эту ораву, выслушивать их недовольство по поводу всего-всего, что может это недовольство вызывать. Вместе со своими детьми я с радостью передала невесткам все вышеперечисленное! Тусуйтесь себе на здоровье! Рожайте детей! Любите друг друга! А я буду вас просто любить, и если нужна будет моя помощь – помогать в силу своих возможностей. Про эту «силу возможностей» я напишу чуть позже, ибо это и есть большой камень преткновения между свекровью и невесткой.

Почему ГОРЬКО кричат на свадьбе, знаете? Совсем не потому, что пьют "горькую". Многие около нашего магазина пьют ее, родимую, но ни разу я не слышала, чтобы хоть один крикнул, что ему горько.

Я нашла несколько версий происхождения традиции кричать "Горько! ". Приведу две.
Одна версия утверждает, что эта традиция произошла от древней свадебной забавы. Свадьбы на Руси играли зимой, так как это было время, свободное от сельскохозяйственных работ. Во время зимних свадеб празднующие затевали следующую игру: во дворе невесты сооружалась большая снежная горка. Горку обливали водой. На её вершине стояла невеста с подругами, а жениху с его свитой предлагалось взбираться на эту скользкую-прескользкую горку. Я уже не говорю о том, как бедная невеста туда взбиралась в свадебном одеянии. Присутствующие при этом орали: "Горка". Попав на вершину, жених целовал невесту, а его товарищи целовали подружек невесты. После этого вся толпа скатывалась с горки вниз. Весело!

Согласно другой версии, опять же на древнерусской свадьбе, невеста обходила собравшихся на свадьбе с подносом. Каждый гость клал на поднос деньги, а затем брал с него чарку с водкой, выпивал, а потом и говорил: "Горько!", доказывая присутствующим, что там не вода, а водка. Эту традицию с радостью переняли все народы и "Горько!" сейчас кричат на литовских, армянских, еврейских и прочих свадьбах! Для чего считают при этом – не знаю.

Но у меня есть еще версия, почему присутствующие кричат "Горько!" молодым: они точно знают, что будет после свадьбы. А будет не только сладко, но и горько! Поднимите руку, у кого был только мед после свадьбы?

Вообще, в этот день достаточно повода для некоторой горечи. Горько на свадьбе родителям, которые вырастили детей и вот теперь провожают их в самостоятельную жизнь, немного горько самим молодоженам, расстающимся с беззаботной холостяцкой свободной жизнью, горько на следующее утро будет гостям, употребляющим крепкие напитки, горько будет друзьям, потому что «теряют» друга и подругу... Одним словом: "ГОРЬКО..."

А если еще и свекровь окажется горькой, тогда уж совсем несладко придется молодой жене и этот привкус горечи будет сопровождать ее всю оставшуюся жизнь.
Оно нам надо, девочки-свекровушки?..

Продолжение: http://proza.ru/2020/04/29/706


Рецензии
Я бы не хотела, чтобы какая-нибудь из невесток называла меня "мамой". Это как-то неестественно - если я ей "мама", и она мне "дочь", то что у нее с моим сыном - инцест? Хотя моя дочь первое время (первые несколько лет) называла свекровь "мамой". Не совсем "мама", с добавлением имени ("мама Лена", например). Но я ощущала... ревность. А дочь считала мелкой подхалимкой перед свекровью. У тебя есть мама, при чем одна! так зачем называть чужую женщину "мамой"? Так я рассуждала. Но свекрови, наверное, нравится такое отношение - потому она добра с моей дочерью, всегда на её стороне.

Наталия Черн   10.10.2021 12:34     Заявить о нарушении
Об инцесте вообще речь не идёт, конечно же. Они просто наши дети. А если они наши дети, то я им мама, хотят они того или нет. Понимаете, я изначально приняла невесток безоговорочно, но и о капитуляции речь не идёт. Нет и подхалимства. Я вам больше скажу: мы очень дружим с нашими сватами, любим и уважаем друг друга. Одни живут с нами в одном городе, а другие далеко, в Санкт-Петербурге. Когда собираемся, мы все счастливы. Такая МОДЕЛЬ СЕМЬИ ВОЗМОЖНА. Мало того, такой она и должна быть. Это при том, что мы все не идеальны, а особенно я. И я думаю, что когда женится наш младший сын, девочка войдёт в семью зная, что примут не только её, но и её "багаж": родственников, друзей... Друзья наших мальчишек с удовольствием проводят время с нами и зовут нас с мужем, когда собираются. Потому что знают: никогда не осудим, нравоучений читать не будем, а будем просто любить... Мама Лена - звучит прекрасно! Наташа, милая, гоните ревность из сердца! Дочь навсегда останется вашей! Наши сваты обожают моих сыновей. А мне от этого только радостно! Так и скажите себе: никакой ревности! И если захлестнёт, гоните прочь: радуйтесь - вашу девочку любят, как родную! Чем больше людей любят наших детей, тем лучше спится нам...

Ася Котляр   10.10.2021 16:35   Заявить о нарушении
Конечно, "инцест" в кавычках. Это сигналит подсознание - мол, какая "дочь", какая "мама"?.. А отношения, конечно, могут быть теплыми и искренними.

Наталия Черн   10.10.2021 17:08   Заявить о нарушении