История европейской средневековой философии

   
      Фредерик Чарльз  Коплстон  .

Изложение развития европейской мысли невозможно без изучения средневековой

философии. Историческая наука датирует  Средние века в Западной Европе

5 -15 веками. Но ,по отношению к философии такая хронология не совсем

корректна  . Средневековоя философия -это христианская философия. Первые

христианские философы - Афиногор ,Теофил, Ириней ,Юстин разрабатывали свои

идеи во 2 веке нашей эры. Философия раннего христианства называется

апологетикой ,а ее представители -апологетами. Это наименование они получили

потому что их сочинения были направлены на защиту христианского вероучения.

В своих произведениях Афиногор (около 177 года ) и святой Юстиниан Мученик

стремились доказать , что истинную мудрость следует искать в христианстве , а

не в трудах языческих философов. Апологеты считали , что философия , если
 
рассматривать ее как поиск нравственной истины и ,как путь к спасению,

перестала выполнять свою функцию. Знание о конечной цели человека хранит
 
лишь христианская религия. Для некоторых апологетиков 2 века свойственна

положительно оценка платонизма. Особенно это характерно для христианских

мыслителей  из Александрии , города , где впервые возникла христианская

интеллектуальная жизнь , объединенная вокруг катехизической школы. Эта школа

связана с именами Климента Александрийского (150- 213) и Оригена (185-254),

занималась теологическим  оформлением содержания христианской веры. Климент

рассматривал греческую философию как ступень , которая способствовала

принятию христианства. Выдающимся представителем христианской школы был

Ориген .Он развивал христианское мировоззрение с помощью философии Платона.

Трактат Оригена " О началах" отражал мировоззрение философски мыслящего

теолога. В апологетикой работе "Против Цельса "Ориген обратился к частным

аспектам греческой мысли , противопоставив ее насадкам Цельса на христианскую

религию. Ориген  рассматривает творение как распространение благодати ,

исходящей от Бога. Посредником в творении является Логос , заключающий в себе

идеи ,или вечные образцы творения -архетипы ,содержащиеся в божественном уме.

Ориген разработал теорию предсуществования ,согласно которой человеческие

души существовали еще до своего соединения с земными телами. Затем души в

результате греховного акта отделались от Бога ,и снизошли в смертную жизнь.

Это отпадение от Бога есть центробежное движение от центра души , которое

уравновешивается центростремительным движением - возвращением души к Богу.

Ориген развивал христианскую теологию , опираясь на философские идеи.

Отцы церкви 4 -5 веков были заняты созданием основных доктрин христианской

религии и разработкой соборных определений . Характеристика отцов церкви как

философов  была бы ошибочна ,ведь использование в теологии философских понятий

не превращает теологию в философию. Среди греческих отцов церкви выделялся

Григорий Нисский (335-395), чье творчество представляло собой синтез

неоплатонизма и христианской веры. Его мысль была одним из главных источников

вдохновения первого философа средних веков -Иоанна Скота Эриугены .

Неоплатонизм способствовал обращению в христианство такого выдающегося

мыслителя каким был Блаженный Августин (354-430). Он считал , что человеческая

жажда счастья является основой философии. Философия это поиск мудрости , а

настоящая мудрость заключается в знании и стяжании Бога. Августин верил , что

искания мудрости , которое было содержанием греческой философии достигло своей

цели в христианстве . В своем труде "О Граде Божием" Августин не проводил

четкого различия между философией и теологией. Он утверждал , что вера

следует впереди , но за ней должно следовать уразумение . Трактат " О Граде

Божием " был написан под впечатлением взятия Рима воинами Алариха в 410 году.

Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности :" град

земной "- государственность ,основанная на любви к себе , доведенной до

презрения к Богу".

"Град Божий"-это духовная общность ,основанная на "любви к Богу , доведенной

до презрения к себе". Так Августин истолковывает историю в свете христианской

веры. В средние века идеологи католицизма рассматривали " Град Божий " как

идеал теократии .

Выдающимся мыслителем был человек , который выдавал себя за Дионисия

Ареопагита -афинянина, обращенного в христианство святым Павлом.

Псевдо-Дионисий был , вероятно , христианским монахом , создававшим свои

трактаты в 5 веке. В них нашло отражение учение Прокла -систематизатора

неоплатонизма . Трактаты Псевдо-Дионисия позволяют проследить влияние

платоновской традиции на средневековую мысль. Произведения Псевдо-Дионисия

объединяются в так называемый "Ареопагитический корпус". Он включает четыре

трактата :"О небесной иерархии "," О божественных именах", " О церковной

иерархии ", " Таинственное богословие ", и десять посланий . Доктрина

Псевдо-Дионисия является высшей точкой христианского неоплатонизма .Он

развивал неоплатонические представления о неопределенности и неописуемости Бога

Мыслитель писал о условной возможности восходить к богопознанию по

иерархической лестнице аналогий. Катафатическая теология тема трактата "О

божественных именах ". Псевдо-Дионисий связывал онтологию -учение о бытии -

неоплатонизма , с социальной проблематикой . Доктрина " Церковной иерархии "

подстраивается у Псевдо-Дионисия к доктрине "небесной иерархии". В отличие от

мистического историзма Августина (церковь как "град Божий) образ церкви у

Псевдо-Дионисия как идеального человеческого сообщества находящегося в

согласии с законами универсального бытия ,предельно статичен. Это иерархия

людей , продолжающая иерархию ангелов. Отражение чистого света в чистых

зеркалах, передающих луч друг другу , стройный распорядок церковных таинств.

Символизм в изложении всего сущего , эстетически переживаемая картина мира ,

как иерархии света, оказали всеобъемлющее влияние на средневековую эстетику.

Учение Псевдо-Дионисия получило официальное признание в византийском

православии благодаря его интерпретации  Максимом Исповедником. Влияние

Псевдо-Дионисия испытали Иоанн Дамаскин , Григорий Палама ,а позднее Максим

Грек и другие дренерусские мыслители. На Западе Европы ареопагетический корпус

стал известен с 9 века.

В раннем средневековье христианский Запад не располагал полным сводом

сочинений Аристотеля . Содержание логики Аристотеля стало известно благодаря

трудам римского философа Боэция ( 480-524). Придворный остготского короля

Теодориха , Боэций был обвинен в измене и казнен. В тюрьме Боэций написал

трактат " Об утешении философией " , посвященный теме свободы духа среди

текучей видимости жизни. Боэций намеревался перевести на латинский язык все

сочинения Аристотеля. Его переводы " Органона " Аристотеля , "Введения "

Порфирия ,а также теологические сочинения стали основой средневекового

аристотелизма .

Первым выдающимся философом средневековья является Иоанн Скот Эриугена

(810-877). Его духовная родина- мир греческой мысли.Его философская вера -

неоплатонизм ,получивший христианское оформление в трудах Оригена , Григория

Нисского ,Псевдо-Дионисия Ареопагита. Философ настаивал на примате разума

над авторитетом религиозного предания. Но дистанции между философией и верой

для него не существует. В своем сочинении " О разделении природы " Иоанн

Скот объединяет Бога и мир в едином понятии "сущего" или "природы ". Природа

проходит четыре стадии диалектического самодвижения : 1." природа творятся и

не сотворенная ,то есть Бог как первопричина всех вещей ;

2. " природа сотворенная и творящая ",то есть платоновский мир идей ,

сосредоточенный в интеллекте Бога ;

3." природа сотворенная и не творящая ",то есть мир единичных вещей;

4." природа не сотворенная и не творящая ", то есть Бог как конечная цель

всех вещей , вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса.

Иоанн Скот стремился изложить всеохватывающую интерпретацию вселенной в свете

христианской веры. Он понимает Бога как присутствующее во всем и одновременно

запредельное бытиё , не поддающееся предметному постижению даже для самого

себя. "Бог не знает о себе , что он есть , ибо он не есть никакое "что" ".

Доктрина Иоанна Скота представляет собой последовательный идеалистический

монизм: все выходит из Бога и все возвращается в Бога. Мистическое учение

Иоанна Скота Эриугены о человеке , ориентированное на перспективу его

просветления и обожествления продолжает традиции Максима Исповедника .

Принимая учение Платона о примате общего над единичным ,он явился одним из

основателей средневекового реализма. Творчество Иоанна Скота не нашло

настоящих преемников . Лишь в 13 веке его пантеистические идеи подхватывают

еретические мыслители , подвергаясь церковному осуждению. В исторической

перспективе система Иоанна Скота Эриугены лежит на линии , идущей от Платона

и Плотина , через Псевдо-Дионисия и Николая Кузанского к немецкому идеализм

конца 18 -начала 19 веков.

                Ансельм и Абеляр.

Ансельм Кентерберийский ( 1033-1109)- выдающийся теолог 11 века внес

значительный вклад в развитие средневековой мысли. Он понимал веру как

предпосылку рационального знания . "Не ищу уразуметь ,дабы уверовать ,но

верую, дабы уразуметь". Ансельм был убежден , что диалектика ,или логика ,

может и должна применяться  в теологии. Это было частью поисков верой

уразумения самой себя. Ансельм развил онтологическое доказательство

существования Бога, выводящее его бытие из самого понятия Бога как

всесовершенной сущности. Ансельм отстаивал положение , что когда дело касается

христианской истины , то вера образует основу научного познания. Бог познает

самого себя, вечно во всей бесконечности . Предназначение человека заключается

в вечной любви и вечном познании Бога. Поэтому, душа , созданная для вечной

любви и вечного познания мира -бессмертна . В отличие от Ансельма

Кентерберийского требовавшего , чтобы разум формировался на основе веры,

у Пьера Абеляра (1079-1142) разум обособляется от веры и становится ее

предварительным условием.Абеляр утверждал , что нет универсальных сущностей,

или вещей. Универсальность принадлежит не вещам , а определенным терминам ,

рассматриваемым с точки зрения их логической функции. Логические сочинения

Абеляра включают в себя комментарии к произведениях Порфирия , Аристотеля и

Боэция. Абеляр стремился обратиться от понимания логики как анализа сущностей ,

к идее логики терминов и высказываний . В сочинении Абеляра "Да и Нет "

собраны противоречащие друг другу библейские и теологические утверждения.

Это произведение сыграло важную роль в развитии схоластического метода ,

состоящего в формулировке различных мнений , и в попытке решить возникшие

таким образом проблемы. Теологические взгляды Абеляра отражены в таких

сочинениях , как " Христианская теология " и трактате "О Троице  ". В работе

"Познай самого себя " Абеляр обращается к этические вопросам. Отличительная

черта этого произведения - особое внимание , уделяемое намерению.

Именно намерение возводит действия  в ранг моральных , делая их хорошими или

дурными . Грех состоит во внутреннем презрении или равнодушии к божественной

воле. Абеляр считал , что неведение божественной воли делает невозможными

виновность или греховность . Яркой чертой этики Абеляра является выделение

личной совести как субъективной этнической нормы. Абеляр привлек внимание к

важным моральным проблемам , и способствовал повышению уровня этического

обсуждения.


                Школы 12 -го столетия.

Центром гуманитарных наук в 12 веке был Шартр . В области философии

Шартрская школа 12 века ассоциировалась с платонизмом . Бернар Шартрский

утверждал , что материя существовала в хаотическом состоянии из которого

возник порядок , и что природа есть организм , получивший форму от души мира.

Идея гармоничного соединения учений Аристотеля и Платона восходит к античности.

Философы шартрской школы пытались сочетать платоновскую теорию вечных идей с

аристотелевской теорией умопостигаемых структур , согласно которой , всякая

материальная вещь -есть вещь данного вида. Бернар Шартрский различал вечные

идеи , или архетипы Платона и " врожденные формы ", которые являются образами

архетипов и определяют принадлежность вещей к тому или иному виду.

Сочинение Гильома из Коста " Философия мира "представляет собой систематический

трактат о Боге , мире и человеке , вобравший в себя значительную часть

средневековой учености. Гильом отождествлял мировую душу с третьим лицом

Троицы - со Святым Духом. Его последователем был Тьерри Шартрский

утверждавший ,что Бог есть "форма бытия всех вещей". Жильбер из Пуатье был

епископом этого города. Он написал ряд комментариев к Библии и произведениям

Боэция . Жильбер писал о характерном для всех сотворенных вещей различии

между конкретным бытием и тем , благодаря чему вещь есть то , что она есть.

Иоанн Солсберийский (1115-1180) был епископом Шартра. В сочинении

" Металогик" он утверждал , что обсуждение философских проблем является

бессистемным ,если не основывается на логическом методе Аристотеля.

Одновременно он принимает диалектику ,считая ее игрой и словесной акробатикой.

Сочинение Иоанна Солсберийского " Поликратик"известно как одно из первых

произведений средневековья ,где обсуждается политическая теория. Его общая

идея государства -теократическая . Государь является законодателем , а его

воля источником закона. Государь обязан уважать естественный моральный закон ,

христианскую веру и этику. Иоанн считал , что церковь выше государства , а

государь должен подчиняться авторитету церкви. Мыслитель указывал , что чем

больше законотворческая деятельность государя противоречит христианской вере ,

тем большим тираном он становится. В условиях тирании граждане в праве убить

тирана. Подобные взгляды были вполне совместимы с концепцией христианского

государства. Иоанн налагал ограничения на королевскую власть , исходя из

требований морального закона и христианской веры , а не из политического

права граждан участвовать в управлении государством. В 12 веке большое

влияние имела школа при Сен-Викторском аббатстве Парижа. Гуго и Ришар

Сен- Викторские  внесли значительный вклад в развитие теологической мысли

средневековья. Книга Гуго  Сен - Викторского " О таинствах христианской

веры " содержит классификацию наук и искусств. Логика изучает понятия , а не

вещи и , разделяясь на грамматику и искусство рассуждения, является

приготовлением к науке. Наука разделяется на теоретическую ,включающую

теологию , математику и физику , и на практическую, состоящую  из этики ,

экономики и политики. Свободные искусства и изучение мира Гуго считал

приготовлением к более высокой науке - теологии.

Ришар был настоятелем Сен-Викторианского аббатства и автором трактата о

Троице. Он пытался показать почему Бог должен быть представлен тремя

Лицами в Единосущии . Ришар стремился построить диалектику любви , основанную

на вере в то , Бог - это сама любовь. Творчество Ришара Сен- Викторского

является примером приложения диалектики в теологии. В своей оценке духовной

жизни христианина Ришар делает акцент на эмоциональную жизнь человека.

Его толкование восхождения души к Богу оказало влияние на творчество

Бонвентуры .

В качестве учебника теологии использовалась работа Петра Ломбардского (1095-

1160) " Четыре книги сентенций ".  В " Сентенциях " Петр , ставший в 1159 году

епископом Парижа , собрал большое количество цитат отцов церкви. В средние

века теология считалась важнейшей наукой , ее понятия рассматривались как

истины , сообщенные Богом в откровении . Аристотелевское понятие науки

позволило превратить христианскую теологию в метафизическую систему.









               



 


Рецензии