История европейской средневековой философии
Фредерик Чарльз Коплстон .
Изложение развития европейской мысли невозможно без изучения средневековой
философии. Историческая наука датирует Средние века в Западной Европе
5 -15 веками. Но ,по отношению к философии такая хронология не совсем
корректна . Средневековоя философия -это христианская философия. Первые
христианские философы - Афиногор ,Теофил, Ириней ,Юстин разрабатывали свои
идеи во 2 веке нашей эры. Философия раннего христианства называется
апологетикой ,а ее представители -апологетами. Это наименование они получили
потому что их сочинения были направлены на защиту христианского вероучения.
В своих произведениях Афиногор (около 177 года ) и святой Юстиниан Мученик
стремились доказать , что истинную мудрость следует искать в христианстве , а
не в трудах языческих философов. Апологеты считали , что философия , если
рассматривать ее как поиск нравственной истины и ,как путь к спасению,
перестала выполнять свою функцию. Знание о конечной цели человека хранит
лишь христианская религия. Для некоторых апологетиков 2 века свойственна
положительно оценка платонизма. Особенно это характерно для христианских
мыслителей из Александрии , города , где впервые возникла христианская
интеллектуальная жизнь , объединенная вокруг катехизической школы. Эта школа
связана с именами Климента Александрийского (150- 213) и Оригена (185-254),
занималась теологическим оформлением содержания христианской веры. Климент
рассматривал греческую философию как ступень , которая способствовала
принятию христианства. Выдающимся представителем христианской школы был
Ориген .Он развивал христианское мировоззрение с помощью философии Платона.
Трактат Оригена " О началах" отражал мировоззрение философски мыслящего
теолога. В апологетикой работе "Против Цельса "Ориген обратился к частным
аспектам греческой мысли , противопоставив ее насадкам Цельса на христианскую
религию. Ориген рассматривает творение как распространение благодати ,
исходящей от Бога. Посредником в творении является Логос , заключающий в себе
идеи ,или вечные образцы творения -архетипы ,содержащиеся в божественном уме.
Ориген разработал теорию предсуществования ,согласно которой человеческие
души существовали еще до своего соединения с земными телами. Затем души в
результате греховного акта отделались от Бога ,и снизошли в смертную жизнь.
Это отпадение от Бога есть центробежное движение от центра души , которое
уравновешивается центростремительным движением - возвращением души к Богу.
Ориген развивал христианскую теологию , опираясь на философские идеи.
Отцы церкви 4 -5 веков были заняты созданием основных доктрин христианской
религии и разработкой соборных определений . Характеристика отцов церкви как
философов была бы ошибочна ,ведь использование в теологии философских понятий
не превращает теологию в философию. Среди греческих отцов церкви выделялся
Григорий Нисский (335-395), чье творчество представляло собой синтез
неоплатонизма и христианской веры. Его мысль была одним из главных источников
вдохновения первого философа средних веков -Иоанна Скота Эриугены .
Неоплатонизм способствовал обращению в христианство такого выдающегося
мыслителя каким был Блаженный Августин (354-430). Он считал , что человеческая
жажда счастья является основой философии. Философия это поиск мудрости , а
настоящая мудрость заключается в знании и стяжании Бога. Августин верил , что
искания мудрости , которое было содержанием греческой философии достигло своей
цели в христианстве . В своем труде "О Граде Божием" Августин не проводил
четкого различия между философией и теологией. Он утверждал , что вера
следует впереди , но за ней должно следовать уразумение . Трактат " О Граде
Божием " был написан под впечатлением взятия Рима воинами Алариха в 410 году.
Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности :" град
земной "- государственность ,основанная на любви к себе , доведенной до
презрения к Богу".
"Град Божий"-это духовная общность ,основанная на "любви к Богу , доведенной
до презрения к себе". Так Августин истолковывает историю в свете христианской
веры. В средние века идеологи католицизма рассматривали " Град Божий " как
идеал теократии .
Выдающимся мыслителем был человек , который выдавал себя за Дионисия
Ареопагита -афинянина, обращенного в христианство святым Павлом.
Псевдо-Дионисий был , вероятно , христианским монахом , создававшим свои
трактаты в 5 веке. В них нашло отражение учение Прокла -систематизатора
неоплатонизма . Трактаты Псевдо-Дионисия позволяют проследить влияние
платоновской традиции на средневековую мысль. Произведения Псевдо-Дионисия
объединяются в так называемый "Ареопагитический корпус". Он включает четыре
трактата :"О небесной иерархии "," О божественных именах", " О церковной
иерархии ", " Таинственное богословие ", и десять посланий . Доктрина
Псевдо-Дионисия является высшей точкой христианского неоплатонизма .Он
развивал неоплатонические представления о неопределенности и неописуемости Бога
Мыслитель писал о условной возможности восходить к богопознанию по
иерархической лестнице аналогий. Катафатическая теология тема трактата "О
божественных именах ". Псевдо-Дионисий связывал онтологию -учение о бытии -
неоплатонизма , с социальной проблематикой . Доктрина " Церковной иерархии "
подстраивается у Псевдо-Дионисия к доктрине "небесной иерархии". В отличие от
мистического историзма Августина (церковь как "град Божий) образ церкви у
Псевдо-Дионисия как идеального человеческого сообщества находящегося в
согласии с законами универсального бытия ,предельно статичен. Это иерархия
людей , продолжающая иерархию ангелов. Отражение чистого света в чистых
зеркалах, передающих луч друг другу , стройный распорядок церковных таинств.
Символизм в изложении всего сущего , эстетически переживаемая картина мира ,
как иерархии света, оказали всеобъемлющее влияние на средневековую эстетику.
Учение Псевдо-Дионисия получило официальное признание в византийском
православии благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. Влияние
Псевдо-Дионисия испытали Иоанн Дамаскин , Григорий Палама ,а позднее Максим
Грек и другие дренерусские мыслители. На Западе Европы ареопагетический корпус
стал известен с 9 века.
В раннем средневековье христианский Запад не располагал полным сводом
сочинений Аристотеля . Содержание логики Аристотеля стало известно благодаря
трудам римского философа Боэция ( 480-524). Придворный остготского короля
Теодориха , Боэций был обвинен в измене и казнен. В тюрьме Боэций написал
трактат " Об утешении философией " , посвященный теме свободы духа среди
текучей видимости жизни. Боэций намеревался перевести на латинский язык все
сочинения Аристотеля. Его переводы " Органона " Аристотеля , "Введения "
Порфирия ,а также теологические сочинения стали основой средневекового
аристотелизма .
Первым выдающимся философом средневековья является Иоанн Скот Эриугена
(810-877). Его духовная родина- мир греческой мысли.Его философская вера -
неоплатонизм ,получивший христианское оформление в трудах Оригена , Григория
Нисского ,Псевдо-Дионисия Ареопагита. Философ настаивал на примате разума
над авторитетом религиозного предания. Но дистанции между философией и верой
для него не существует. В своем сочинении " О разделении природы " Иоанн
Скот объединяет Бога и мир в едином понятии "сущего" или "природы ". Природа
проходит четыре стадии диалектического самодвижения : 1." природа творятся и
не сотворенная ,то есть Бог как первопричина всех вещей ;
2. " природа сотворенная и творящая ",то есть платоновский мир идей ,
сосредоточенный в интеллекте Бога ;
3." природа сотворенная и не творящая ",то есть мир единичных вещей;
4." природа не сотворенная и не творящая ", то есть Бог как конечная цель
всех вещей , вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса.
Иоанн Скот стремился изложить всеохватывающую интерпретацию вселенной в свете
христианской веры. Он понимает Бога как присутствующее во всем и одновременно
запредельное бытиё , не поддающееся предметному постижению даже для самого
себя. "Бог не знает о себе , что он есть , ибо он не есть никакое "что" ".
Доктрина Иоанна Скота представляет собой последовательный идеалистический
монизм: все выходит из Бога и все возвращается в Бога. Мистическое учение
Иоанна Скота Эриугены о человеке , ориентированное на перспективу его
просветления и обожествления продолжает традиции Максима Исповедника .
Принимая учение Платона о примате общего над единичным ,он явился одним из
основателей средневекового реализма. Творчество Иоанна Скота не нашло
настоящих преемников . Лишь в 13 веке его пантеистические идеи подхватывают
еретические мыслители , подвергаясь церковному осуждению. В исторической
перспективе система Иоанна Скота Эриугены лежит на линии , идущей от Платона
и Плотина , через Псевдо-Дионисия и Николая Кузанского к немецкому идеализм
конца 18 -начала 19 веков.
Ансельм и Абеляр.
Ансельм Кентерберийский ( 1033-1109)- выдающийся теолог 11 века внес
значительный вклад в развитие средневековой мысли. Он понимал веру как
предпосылку рационального знания . "Не ищу уразуметь ,дабы уверовать ,но
верую, дабы уразуметь". Ансельм был убежден , что диалектика ,или логика ,
может и должна применяться в теологии. Это было частью поисков верой
уразумения самой себя. Ансельм развил онтологическое доказательство
существования Бога, выводящее его бытие из самого понятия Бога как
всесовершенной сущности. Ансельм отстаивал положение , что когда дело касается
христианской истины , то вера образует основу научного познания. Бог познает
самого себя, вечно во всей бесконечности . Предназначение человека заключается
в вечной любви и вечном познании Бога. Поэтому, душа , созданная для вечной
любви и вечного познания мира -бессмертна . В отличие от Ансельма
Кентерберийского требовавшего , чтобы разум формировался на основе веры,
у Пьера Абеляра (1079-1142) разум обособляется от веры и становится ее
предварительным условием.Абеляр утверждал , что нет универсальных сущностей,
или вещей. Универсальность принадлежит не вещам , а определенным терминам ,
рассматриваемым с точки зрения их логической функции. Логические сочинения
Абеляра включают в себя комментарии к произведениях Порфирия , Аристотеля и
Боэция. Абеляр стремился обратиться от понимания логики как анализа сущностей ,
к идее логики терминов и высказываний . В сочинении Абеляра "Да и Нет "
собраны противоречащие друг другу библейские и теологические утверждения.
Это произведение сыграло важную роль в развитии схоластического метода ,
состоящего в формулировке различных мнений , и в попытке решить возникшие
таким образом проблемы. Теологические взгляды Абеляра отражены в таких
сочинениях , как " Христианская теология " и трактате "О Троице ". В работе
"Познай самого себя " Абеляр обращается к этические вопросам. Отличительная
черта этого произведения - особое внимание , уделяемое намерению.
Именно намерение возводит действия в ранг моральных , делая их хорошими или
дурными . Грех состоит во внутреннем презрении или равнодушии к божественной
воле. Абеляр считал , что неведение божественной воли делает невозможными
виновность или греховность . Яркой чертой этики Абеляра является выделение
личной совести как субъективной этнической нормы. Абеляр привлек внимание к
важным моральным проблемам , и способствовал повышению уровня этического
обсуждения.
Школы 12 -го столетия.
Центром гуманитарных наук в 12 веке был Шартр . В области философии
Шартрская школа 12 века ассоциировалась с платонизмом . Бернар Шартрский
утверждал , что материя существовала в хаотическом состоянии из которого
возник порядок , и что природа есть организм , получивший форму от души мира.
Идея гармоничного соединения учений Аристотеля и Платона восходит к античности.
Философы шартрской школы пытались сочетать платоновскую теорию вечных идей с
аристотелевской теорией умопостигаемых структур , согласно которой , всякая
материальная вещь -есть вещь данного вида. Бернар Шартрский различал вечные
идеи , или архетипы Платона и " врожденные формы ", которые являются образами
архетипов и определяют принадлежность вещей к тому или иному виду.
Сочинение Гильома из Коста " Философия мира "представляет собой систематический
трактат о Боге , мире и человеке , вобравший в себя значительную часть
средневековой учености. Гильом отождествлял мировую душу с третьим лицом
Троицы - со Святым Духом. Его последователем был Тьерри Шартрский
утверждавший ,что Бог есть "форма бытия всех вещей". Жильбер из Пуатье был
епископом этого города. Он написал ряд комментариев к Библии и произведениям
Боэция . Жильбер писал о характерном для всех сотворенных вещей различии
между конкретным бытием и тем , благодаря чему вещь есть то , что она есть.
Иоанн Солсберийский (1115-1180) был епископом Шартра. В сочинении
" Металогик" он утверждал , что обсуждение философских проблем является
бессистемным ,если не основывается на логическом методе Аристотеля.
Одновременно он принимает диалектику ,считая ее игрой и словесной акробатикой.
Сочинение Иоанна Солсберийского " Поликратик"известно как одно из первых
произведений средневековья ,где обсуждается политическая теория. Его общая
идея государства -теократическая . Государь является законодателем , а его
воля источником закона. Государь обязан уважать естественный моральный закон ,
христианскую веру и этику. Иоанн считал , что церковь выше государства , а
государь должен подчиняться авторитету церкви. Мыслитель указывал , что чем
больше законотворческая деятельность государя противоречит христианской вере ,
тем большим тираном он становится. В условиях тирании граждане в праве убить
тирана. Подобные взгляды были вполне совместимы с концепцией христианского
государства. Иоанн налагал ограничения на королевскую власть , исходя из
требований морального закона и христианской веры , а не из политического
права граждан участвовать в управлении государством. В 12 веке большое
влияние имела школа при Сен-Викторском аббатстве Парижа. Гуго и Ришар
Сен- Викторские внесли значительный вклад в развитие теологической мысли
средневековья. Книга Гуго Сен - Викторского " О таинствах христианской
веры " содержит классификацию наук и искусств. Логика изучает понятия , а не
вещи и , разделяясь на грамматику и искусство рассуждения, является
приготовлением к науке. Наука разделяется на теоретическую ,включающую
теологию , математику и физику , и на практическую, состоящую из этики ,
экономики и политики. Свободные искусства и изучение мира Гуго считал
приготовлением к более высокой науке - теологии.
Ришар был настоятелем Сен-Викторианского аббатства и автором трактата о
Троице. Он пытался показать почему Бог должен быть представлен тремя
Лицами в Единосущии . Ришар стремился построить диалектику любви , основанную
на вере в то , Бог - это сама любовь. Творчество Ришара Сен- Викторского
является примером приложения диалектики в теологии. В своей оценке духовной
жизни христианина Ришар делает акцент на эмоциональную жизнь человека.
Его толкование восхождения души к Богу оказало влияние на творчество
Бонвентуры .
В качестве учебника теологии использовалась работа Петра Ломбардского (1095-
1160) " Четыре книги сентенций ". В " Сентенциях " Петр , ставший в 1159 году
епископом Парижа , собрал большое количество цитат отцов церкви. В средние
века теология считалась важнейшей наукой , ее понятия рассматривались как
истины , сообщенные Богом в откровении . Аристотелевское понятие науки
позволило превратить христианскую теологию в метафизическую систему.
Свидетельство о публикации №220042801018