Две старушки мать и дочь

Эта небольшая история которую я хоу вам рассказать, случилась не просто давно, а очень, очень, очень давно, мне было 8 лет, я была беззаботная, весёлая, как все дети в этом возрасте, с молодой красивой мамой, сестре моей было 13 лет, я недавно закончила 1 класс и вышла на каникулы, было всё замечательно и казалось, что будет так всегда, и никогда не закончится, а я всегда буду маленькой, а мама молодой и красивой.

В тот день, мы с мамой собрались в гости к одной знакомой к сожалению я вам уже не скажу как её зовут, потому что банально, не помню, с годами к сожалению стирается многое из памяти, лица имена, адреса, и всегда те, которые были важны и дороги, хотя может у вас по другому, но у меня с годами так, я к сожалению очень многое не помню из детства, и многих которых не хотелось бы забывать, а почему то если что и вспоминается, то не то, что надо, которое наоборот хочется забыть и не вспоминать никогда, неприятные люди, неприятные поступки, а чем старше становлюсь, тем больше сентиментальнее стала, чуть что, так реву, без повода и по поводу, главное раньше смеялась над мамой и бабушкой, когда они смотрели какой-нибудь фильм и ревели, а мне было смешно, что они ревут то, я не понимала, а теперь сама ещё хуже стала, не могу смотреть фильмы про животных, детей, про войну без слёз, и теперь я очень хорошо понимаю почему они плакали.

Но я отвлеклась от главного, дом наш кирпичная 5 этажка, в центре небольшого тогда ещё шахтёрского городка, на первом этаже находился и находится и по сей день продуктовый магазин, по правую сторону находился киоск СОЮЗПЕЧАТЬ, по левую сторону дома небольшой деревянный павильон в котором каждое лето торговали овощами и фруктами, в основном это были арбузы и дыни, и на этой же площади находились остановки, одна была через дорогу, она и по сей день там находится, а вторая как раз возле этого деревянного павильона, вроде ничего не забыла.

А теперь самое главное, представьте себе летний, тёплый, прекрасный день, мы с моей молодой и красивой мамой, стоим и ждём автобус, как раз на остановке возле павильона в котором как всегда вовсю шла торговля арбузами, почему то в начале лета, не знаю почему самой удивительно. Народу как всегда было скажем так, средне, и не много, и не мало, мне не стоялось на месте, и я как всегда вертелась, что-то прыгала, бегала, мама в это время разговаривала со знакомой, да именно той, к которой мы собрались ехать в гости, и тут..... к остановке подошли они, две маленькие, худенькие, сгорбленные старушки, в платочках, одеты они были в какие-то лёгкие цветастенькие платишка, приталенные, как сейчас помню, в вязанных кофта, на ногах были надеты толи гетры, толи такие чулки в полосочку шерстяные и галоши, почему-то этот момент я хорошо запомнила, в руках у одной что по моложе авоська с продуктами, а у той, что по старше дамская сумка, как сейчас говорят старушечья коричневого цвета.

Почему я, маленькая девочка которая не знала о проблемах, заботах и которая думала, что я всегда буду такой маленькой, вдруг обратила на них внимание, не пойму до сих пор, может потому что одна, что по моложе бабушка называла вторую, что по старше которой было лет под 90 точно, ну уж очень они обе были старенькими, мамой, она называла её мамой и знаете что я ещё хорошо помню, голос старушки дочки, сама старенькая, хлипенькая в каком-то затрапезном платочке но голос был как у молодой девушки, звонкий, задорный, будто это и не старушка была совсем, а молодая, красивая девушка, которой она и была когда-то, она всё говорила мама, мама, бережно придерживала её за локоть, они о чём-то говорили, лицо мамы старушки было очень насупленным, серьёзным в глазах читалась усталость и наполненный годами жизненный опыт, судя по лицу совсем не лёгкий, я как завороженная хотя это некрасиво стояла и смотрела на них спрятавшись за маму и нашу знакомую, и вдруг..... вы ни поверите, старенькая мама улыбнулась, и эта улыбка её преобразила, её было не узнать, глаза засияли как у молодой, и улыбка такой доброй и чистой, и мне мгновенье показалось, что передо мной не две старенькие бабушки, а молодые, энергичные, весёлые девушки, но тут подошёл автобус 5 номер, не наш, и две старенькие худенькие бабушки сели в него и уехали.

И вот с тех пор прошло много лет, точнее 38, и из всех случаев, людей которых я встречала, с которыми общалась за эти годы, когда уже была старше, не помню и половины, они как-то однобоко прошли мимо, а вот именно эти две старенькие бабушки, мать и дочь, запомнились на всю жизнь, и чем старше я становлюсь, тем чётче их вижу, причём если спросите кто стоял рядом с ними и вокруг, я вам не скажу, не помню, а врать я не умею, вот такая я странная. А самое интересное то, что когда ты маленький ребёнок, то те, кто старше намного, бабушки, дедушки, старики одним словом, думаешь, что они были такими всегда, такими старенькими, слабыми, ворчливыми, сидящими каждый вечер на лавочках и обсуждающими соседей и прохожих и бесконечно жалующихся на детей и внуков и болячки которые то и дело возникают то в одном месте, то в другом, как же я ошибалась и этот рассказа я пишу со слезами, потому что грустно, мне уже 45, а маме 72, сестре моей 50, а в январе похоронили зятя которому было всего 56 лет и казалось, что он уж будет здоровее нас всех вместе взятых, но как оказалось, он оказался слабее всех, онкология будь она неладна, и теперь сестра одна осталась, сын вырос, женился и живёт своей жизнью.

А что касается меня, семью создать не получилось пожалуйста не осуждайте меня за это, каждому своё, живём мы с мамой, а ещё кучей кошек и собак, которых я никогда не хотела столько много, просто так получилось, да и они теперь старенькие, я про собак, и мама враз постарела и похудела, из красивой, статной женщины похожую на "Неизвестную" Крамского, она превратилась в маленьку, беспомощную старушку, хотя 72 года всего, всю больную, она растила нас одна, отец нас бросил, ушел к любовнице когда мне было полтора года, сестре было 6 лет, а маме 28 лет, и всю жизнь она жила ради нас, и если сестра уехала от нас рано к нашей бабушке когда умер дедушка, устроила там свою жизнь, а я вот осталась с мамой, она и свою жизнь не устроила и мне не дала, я не жалуюсь, просто делюсь, и я считаю, что дети должны жить отдельно от родителей, как это происходит в Европе, в Америке, у каждого должна быть своя жизнь, но мама у меня вот такая, у мня и друзей поэтому никогда не было, потому что ей никто не нравился и очень, очень не везло на хороших людей, а сейчас уже мне никто не нужен, я стала такой же, как те бабульки которые сидят на лавочках и ворчат на всех подряд, только по моложе.

Но я отвлеклась, всё равно как бы там не было, жизнь прекрасна, одно печалит, что время летит неумолимо быстро, и чем старше мы становимся, тем быстрее и быстрее, так и хочется сказать, остановись, верни мне мои хотя бы 30 лет, верни годы моей маме, а ещё бабушку и дедушку, Валеру и мамину сестру старшую которая ушла не так давно, молодых и здоровых, я хочу туда, где я сама была здоровой и худой, но ничего не вернуть, а из десятков лиц которых я встречала, из памяти всплывают две старенькие маленькие бабушки мать и дочь в платочках, вязанных кофтах и галошах, а ещё вот почему, наверно потому что в старушке дочке я вижу себя, она бережно придерживала старушку мать стоя на остановке, в другой держала авоську с продуктами, у меня сейчас тоже самое, когда мы куда-то идём я придерживаю старушку маму за локоть неся сумку в руках, а она сгорбленная семенит больными худенькими ножонками и ворчит прямо как та старушка мать, а когда стоим на остановке, я вижу образы этих старушек, потому что сейчас тоже самое происходит с нами, у кого старенькие родители те меня поймут, и дай Бог нашим старикам ещё долго, долго прожить, потому что когда родители живы, мы чувствуем себя детьми, потому что они рядом, и дети в душе не уходят, есть чувство какой-то защищенности, хотя когда они становятся старенькими и беспомощными, то приходит наша очередь заботится о них.

Можно бесконечно говорить об этом, но пора бы и честь знать, а закончить своё повествование, хочу одним замечательным стихотворением которое как никогда сюда подходит.

Мать и дочь

Две старушки — мать и дочь,
Седенькие, старенькие,
Не поймешь, кто мать, кто дочь
Обе стали маленькими.
Доживают век вдвоем
Тихо, однозвучно,
И стареют с каждым днем
Обе неразлучно.
Из-под шляпок букольки —
Беленькие стружки.
Покупают бублики
В булочной старушки.
Как же так? Я замер вдруг,
Недоумевая,
Ведь одну из двух старух
Родила другая.
Нянчила и нежила,
Умывала личико,
Заплетала свежие
Детские косички,
От простуды берегла.
Это ж было, было…
Женихов разогнала —
Так ее любила.

© Николай Константинович Доризо

В точку всё каждое слово, прекрасное стихотворение. Берегите родителей,но не давайте им лезть в вашу жизнь, заботьтесь о них, помогайте, но не более, чтобы не было такого как у той старушки дочки и у меня, ведь она наверняка всю жизнь прожила так же как я, с мамой, и мать её так же как и моя отпугивала всех от неё пока была молодой и красивой, а в итоге, дочь тоже состарилась и превратилась в беспомощную старушку, живущую с ещё более беспомощной мамой. А павильон тот сгорел в 1996 году. Теперь там кирпичный магазин.

 
 20 АПРЕЛЯ 2020 год

 


Рецензии