Инкерманский пещерный город

Города призраки Руси, России, СССР.
=====================================
     Относится к классу Пещерных городов Крыма.
     Первые пещеры в скале, потом названной Монастырской, начали тут высекать древние пещерные люди эпохи неолита. Затем здесь прятались христианские монахи, которые бежали из Римской империи во времена преследования христиан. Здесь они создавали небольшие кельи, которые обустраивали по христианскому обряду.
     Считается, что первый пещерный храм в Монастырской скале был высечен после появления здесь третьего епископа Рима святого Клемента, который был сослан в 92-ом году от Рождества Христова на Херсонские каменоломни за проповедь христианства в Риме. Он объединил отшельников в небольшую тайную христианскую общину, которая должна была иметь и свой скрытый от глаз неверующих Христианский Храм.
     Постепенно в Монастырской скале стали вырубаться подсобные помещения, которые иноки использовали под склады, мастерские, в которых готовился инвентарь для ведения служб, для работы в скалах, для ведения торговли, для сельскохозяйственных работ. Не было только крепости и светского начальства.
     Начиная с раскола Христианства на западную и восточную, сюда устремились византийские торговцы, а с ними в Крыму появляется и византийская администрация. В 6-м веке Византия на западном обрыве Монастырской скалы ставит крепость Каламита, то есть Красивый мыс, которая относилась к системе крепостей Горного Крыма. Задачей его гарнизона, собранного из местных жителей, было защищать от скифов, сармат и гуннов с севера Херсонес, главный город византийцев в Крыму.
     В 8-ом веке здесь возникает пещерный монастырь, который постепенно приобретает основные характеристики города.
     Крепость Каламита также служила и укрытием для местного населения от набегов кочевников. Твердыня крепости состояла из четырёх башен. От появления гарнизона на скале монастырский город только выиграл, поскольку получил защитника своих верований, которые постепенно преобразовывались в восточное христианство, а впоследствии в Православное.
    Со второй половины 7-го века Крым заселяется хазарами, а в 8-м веке тут устанавливается и администрация Каганата. Однако каких либо препятствий для жизни города иноков в пещерах Монастырской скалы со стороны хазар не было. К тому же, интересы пещерного города не распространялись дальше скалы и небольшого пространства за его пределами, которые нужны были для торговли.
     После падения Хазарии в Крыму правило Хазарское княжество, которое продолжало политику невмешательства в дела Пещерных городков в Крыму и, после столетнего безвластия в начале 11-го века в Крым приходит Византийская администрация, которая возобновила поддержку крепости Каламита и содержание его гарнизона.
     В 12-м веке сюда приходит Генуэзская республика, которая устанавливает здесь свои фактории и колонии, именуемые в западных историях Газарией. Крепость переходит на содержание Газарии, Пещерный город со своим Монастырём продолжает мирно развиваться.
     Тут возникло уже несколько храмов пещерного типа. Появившиеся здесь в конце 13-го века татары, ничего особого не изменили в жизни пещерного города в Монастырской скале. Хазары растворились в среде татар, поскольку и те, и другие были одного тенгрианского вероисповедания, имели общий социокульт.
     Начиная с 14-го века крепость Каламита находится в составе православного княжества Феодоро. Крепость защищала возникший тут порт, а также взяло под свою опеку и православный монастырь Пещерного города.
     В конце 15-го века крепость Каламита захватывают турки, крепость переименована в Инкерман, такое же имя получает и Монастырский город. С этого времени Монастырский пещерный город приходит постепенно в упадок, по всей видимости от того, что рядом с Монастырской скалой возникает город Инкерман, со своими храмами и городскими возможностями. Иноков становится всё меньше, многие кельи опустевают, Храмы бездействуют.
Дальнейшая история Пещерного города перерождается в историю его Монастыря.
++++++++++++++++++++


Рецензии