Казнь Ибрагима-паши

Все, за что бы не брался великий визирь Ибрагим-паша, у него получалось. Он был успешен абсолютно везде — в дипломатии, военном деле, работе чиновником… Венецианские дипломаты даже назвали его «Ибрагим Великолепный», обыгрывая при этом эпитет султана Сулеймана. Естественно, сейчас никто не скажет, нравилось ли это правителю или нет. Однако несложно представить, что довольно скоро визирь стал страдать тщеславием и не задумывался над тем, что правило: чем ближе неб, тем дальше земля" никто не отменял.рано или поздно заканчивается.

Началом краха можно назвать 1533 год. Именно тогда Ибрагим-паша провел переговоры с послами короля Испании Карла V относительно Венгрии. Они принесли Османской империи дипломатическую победу. Меж тем сам визирь показал себя в ходе них как настоящий временщик, который правит Османской империей вместо самого султана Сулеймана...

До наших дней сохранился доклад, составленный осенью 1533 года. В документе говорится об Ибрагиме, как неимоверно гордом человеке, полном амбиций. Свидетели этого приема, вспоминали, что визирь даже не привстал, когда в зал вошли послы. Зато им пришлось его приветствовать куда почтительней, чем своих правителей.

Один из присутствующих дипломатов был поражен проявленным неуважением. Визирь называл их по имени, забывая произносить титул, что не соответствовало этикету. Более всего иноземных гостей удивила речь, произнесенная Ибрагимом-пашей. Он утверждал, что султан принимает решения только с его одобрения и что от него все зависит в Османской империи…

Словом, все тщеславие, накопленное Ибрагимом, обнажилось на этом приеме…

Через два года, в 1535 году Ибрагим-паша в ходе переговоров с французским посланником Жаном де ла Форетом подписал очередное важное соглашение — капитуляцию перед королем Франциском I. Документ дал Франции благоприятные торговые права в Османской империи в обмен на совместные действия против Габсбургов. Кроме того, соглашение создавало основу для совместных франко-турецких военно-морских учений, в том числе базирования флота Оттоманской империи на юге Франции (в Тулоне) в течение зимы 1543—1544 гг...

Но все это не спасло его от немилости своего господина. Во время кампании против тюрко-персидской империи Сефевидов Ибрагим-паша имел неосторожность наградить себя прозвищем, включающим слово «султан-сераскир», что вполне естественно, стало оскорблением для Сулеймана…

Сейчас много обсуждается тема — какую роль сыграла во всей этой истории с Ибрагимом-пашой Роксолана-Хюррем. Если послушать историков, то грозный султан всецело был ей подчинен. Лично я в этом глубоко сомневаюсь. В конце концов, не она послужила причиной конфликта между Ибрагимом-пашой и Искендером Челеби, во время похода на Тебриз. И уж тем более не стала причиной казни Искендера-челеби…

Существует легенда, что его призрак прибыл к султану во время сна, после чего Сулейман поклялся предать казни Ибрагима-пашу. Но как это сделать, султан не знал. Ведь он еще в ранней молодости дал клятву не казнить своего любимца, пока будет находиться у власти.

Правитель обратился за советом к кадию Стамбула Эбуссууд-эфенди. И он дал ему такое толкование: «Жизнь — это активность, когда мы спим — мы не живем. Пусть он умрет, когда ты спишь»… Кстати, никаких доказательств, что именно так оно и было, нет.

Зато достоверно известно, что 15 марта 1536 года во время празднования Рамадана Ибрагим-паша по давней дружеской традиции ужинал с Сулейманом ночью во дворце Топкапы. Утром следующего дня в покоях было обнаружено его тело «…со следами, говорящими, что он был удавлен после свирепой борьбы». По крайней мере так случившееся описал своему господину венецианский посол.

Ходили упорные слухи, что султан внимательно наблюдал за происходящим в секретное окошко и слышал не только крики о помощи, но и последний вздох своего некогда верного друга и соратника.

Также считается, что Ибрагим-паша за неделю до роковых событий узнал от султана о том, что у него имеется фетва на смертную казнь. И что его правитель дал Ибрагиму возможность спастись, но тот не воспользовался предложением.

Об этом интересном факте говорят многие историки, которые ссылаются на записи паши, сделанных им в личном дневнике. О том, что Ибрагим находился в теме, говорят и оставшиеся в архивах письма. Поэтому более чем странно, почему он не бежал из страны. В чем причина - уверовался в своей недосягаемости, или решил остаться до последнего преданным султану, никто уже никогда не скажет.

Говорят, что после казни визиря Сулейман заметно изменился. Очевидно повелитель сожалел о содеянном и сомневался в своей правоте. Свои чувства он отразил в стихотворных строках, не забывая при этом упомянуть некоторые не слишком положительные черты характера своего друга, которые его и сгубили.

Тело всесильного визиря было спешно захоронено в дервишском монастыре в Галате без каких-либо почестей и памятника.

Все его огромные богатства, как было принято в империи после смерти великого визиря, были немедленно конфискованы и отошли в государственную казну.


Рецензии