Мы за ценой не постоим! о романтике песен военных

Памяти павших в годы Великой Отечественной войны

Мой постоянный интерес к песням военных лет до сих пор был довольно абстрактным. Каждый год по мере приближения празднования Дня Победы я с волнением слушала все чаще звучавшие песни, посвященные войне, и каждый раз корила себя за то, что не знаю слов. Когда росли наши дети и 9 мая мы всей семьей выдвигались в парки Москвы поздравлять ветеранов, там особенно хотелось не только слушать, но и подпевать, чтобы быть участницей, а не зрительницей и слушательницей. С тех пор прошло четверть века, а я по-прежнему могу подпеть только самые популярные строчки и припевы. Но в этом году сказала себе: начинаю учить песни! И стала штудировать сборник «Священная война. Песни Победы», выпущенный в 2005 году издательством «Олимп». Если вы еще не задумались над содержанием военных песен, как я вам завидую!

Перечитав тексты песен, которые у всех на слуху, я поняла, что по-настоящему их раньше не слышала.

Песни Победы – это песни, певшиеся в годы войны. Они написаны в довоенные, военные и послевоенные годы и посвящены войне. Казалось бы, странное словосочетание – «романтика войны». Какая романтика? Война! Миллионы прервавшихся до срока жизней, невинных жертв. Погибшие или лишенные детства дети. Смерть близких на глазах у друзей, родных, любимых. Изуродованные судьбы… Невольно начинаю цитировать песни: «сотни тысяч заживо сожженных», «вместо свадеб – разлуки и дым»… Голод. Разруха («Здесь птицы не поют, деревья не растут», «над нашей Родиною дым»). Попрание святынь… Но в песнях военных лет – тут и там романтика: любви, родных лесов и полей, городов и деревень, – за которые бойцы отдавали свои жизни. И даже в самой войне романтика – пути, фронтовых дорог, боя.
Что же такое романтика? По словарю, – то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально-возвышенному мироощущению… А какое чувство возвышает больше, чем любовь?!.

У Льва Толстого есть рассказ «Чем люди живы». В нем воплотившийся на Земле ангел говорит мужику: «Понял я теперь, что кажется только людям, что они заботой о себе живы, а что живы они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь».

В ХХ веке в нашей стране запрещалось говорить о Боге, и в песнях он почти не упоминается, но не запрещалось писать о любви – к Родине, к матери, к женщине, к жизни.

Любовь к русской земле – в доброй половине песен. И в них, словно символы России, птицы: соловьи, грачи, скворцы, журавли, голуби…

Битвы кончатся кровавые,
Мы придем домой со славою,
И опять в леса кудрявые
Возвратятся соловьи.
(«Россия», 1944, В. Лебедев-Кумач);
К золе и пеплу наших улиц
опять, опять, товарищ мой,
скворцы пропавшие вернулись…
Бери шинель –
пошли домой.
(«А мы с тобой, брат, из пехоты», Б. Окуджава)

Любовь к России и клятва отстоять родную землю – тема песни В. Лебедева-Кумача «Россия»:
Россия, любимая земля!
Родные березки и поля!
Как дорога ты для солдата,
Родная, русская земля!
(1944)
Почитайте тексты песен военных лет. Они все пропитаны любовью. Катюша –
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
(1938, М. Исаковский)

Чувство любви нередко передается через антитезу: «мне в холодной землянке тепло от моей негасимой любви», «радостно мне, я спокоен в смертельном бою»…
Вспоминаются слова Булата Окуджавы о том, что «грусть всегда соседствует с любовью». Именно это соседство – во многих песнях. В одной из самых любимых народом песен – «Синий платочек» – поется:
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.
............................
За них, родных,
Любимых, желанных таких,
Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
 (1940–1942, Я. Галицкий и М. Максимов)
Так же надежда, вера, что солдата ждут, соседствует со смертью:
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила…
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
(«Темная ночь», 1942, В. Агатов)
Знаменитое симоновское «Жди меня», написанное в начале войны, сразу же стало песней:
……………………………
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
А какие пронзительные строки посвящены матери!
Эх, дороги,
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый,
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.
И бескрайними путями –
   степями,
   полями
Все глядят вослед за нами
Родные глаза.
(«Эх, дороги», 1945, Л. Ошанин)

Солдат хранит в кармане выцветшей шинели
Письмо от матери да горсть родной земли…
(«Махнем не глядя», М. Матусовский)
…А где-то в людном мире,
Который год подряд,
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
(«Москвичи», 1957, Е. Винокуров)
Война никого не щадит, и вот сын-фронтовик и мать в жестокие годы меняются ролями:
А когда пришел он, не узнал села –
Хата материнская сожжена дотла,
Черный дым пожарищ застилает свет.
«Где ты, где ты, мама?» Но ответа нет…
(Г. Гридов, А. Петров)
…Как же в этом аду люди находили в себе силы шутить и смеяться, отмечали праздники и дни рождения, артисты выступали перед бойцами, плясали и пели песни, поддерживая в них уверенность в себе, прогоняя страх перед боем?..
Не к лицу бойцу кручина,
Места горю не давай.
Если даже есть причина –
Никогда не унывай!
(«Вася-Василёк», 1942);
И, нас провожая в дорогу,
Ты нам пожелаешь удач.
Нам песен прощальных не надо –
Сыграй нам тревогу, трубач!
(«Матросская песня»)
Песня поднимала боевой дух и сама становилась темой песен и даже предметом олицетворения:
Алена, Алена, дорогая подруга,
Далеко от меня ты – и в год не дойдешь.
Прескверная штука – печаль да разлука,
Но становится легче, когда песню поешь.
(«Когда песню поешь…», 1943, В. Гусев);
Посылаю песню я
В те уральские края
И обнять красу мою
Ей доверенность даю.
(«Как за Камой за рекой», 1943, В. Гусев);
Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду –
Родней дороги не найти!
(«Песня о Ладоге», 1942, П. Богданов)
Умирая, раненый солдат прижимает к груди красный орден. Он истекает кровью, но, услышав военный клич перед боем, хватает винтовку… – и падает без сил. Над ним кружит черный ворон, но боец не сдается:
Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не добьешься –
Я боец еще живой.
Ты лети-ка, отнеси-ка
Родной маменьке привет,
А жене моей любимой –
Кровью облитый кисет.
И скажи, что умер честно
Я за Родину свою,
За Советскую державу,
За советскую звезду.
(«Под ракитою зеленой», народная песня Великой Отечественной войны)
Любовь присутствует в некоторых песнях многогранно: это любовь к Родине, к матери и к женщине одновременно.

Вера в победу звучала во всех песнях с первых же дней войны:
Эх, какая встреча будет на вокзале
В день, когда победой кончится война!
И письмо родная мать поцеловала
И над самым сердцем спрятала жена.
(Из народной песни Великой Отечественной войны)

В песнях военных лет сливаются прошлое (воспоминания бойцов) и будущее (их мечты):
Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.
(«В прифронтовом лесу», 1942, М. Исаковский)
А наши современники, верные памяти отцов, – потомки тех, кто воевал, – осмысляя историю тех лет, в своих песнях пишут от их лица:
Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днем.
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте –
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
(«На безымянной высоте», 1964, М. Матусовский)
Огонь, чтоб с земли нас стереть,
Бушует со злобой.
Так просто сейчас умереть –
Ты выжить попробуй.
Летит за фугасом фугас,
В крови вся планета.
Но есть командирский приказ:
Дожить до рассвета.
.........................................
Как ни были ночи темны,
Мы верили в это:
Должны мы, должны мы, должны
Дожить до рассвета.
(«Дожить до рассвета», М. Матусовский)
Почему и сегодня нам так близки песни о войне? Наверное, потому, что песня – веселая или грустная – объединяет людей, и нам дорог сам принцип единения, а военная песня вобрала в себя часть жизни наших отцов и дедов, и с ее помощью осуществляется связь поколений. Ну а романтика… Наверное, это характеристика любой песни как жанра.
…Майские праздники мне довелось провести на природе. Первого мая очень хотелось встретить рассвет. За три минуты до восхода солнца, в 5:45, меня разбудили птицы. Вышла на открытое место. Чуть выше слоя темных облаков над горизонтом, как надежда, простиралась розовая полоса. Через четверть часа появился край золотого диска, борясь с тучами и медленно выплывая по небу все выше и выше. Солнце взошло, как Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Это было очень романтично – непобедимое солнце, и пение птиц, и природа вокруг – сама мирная жизнь, которой могло и не быть, если бы не наш бесстрашный и несгибаемый народ.
Я люблю и смеюсь,
Ни о чем не жалею.
Я сражался и жил
Как умел – по мечте.
Ты прости, если лучше
Пропеть не умею,
Припадаю, Россия,
К твоей красоте.
(«Песня о России», 1970, М. Анчаров)

Май 2010

Прошло 10 лет с тех пор, как были написаны эти строки. Мне уже не стыдно, что я не знаю песен о войне, потому что я их знаю. Подыгрываю себе на гитаре, пою в хоре и с друзьями, и очень радуюсь, когда мне подпевают. Я всегда буду петь эти песни и учить новые – те, что еще не запомнила. В них – история и глубокая мудрость нашего несгибаемого, стойкого народа.

Они напоминают мне о моих предках – отце 1918 г. р., служившем в войну на границе с Турцией, и о дяде, младшем брате отца, – оба получили во время войны боевые награды. О бабушке, которую я не успела увидеть, – трудившейся в тылу. О маме – в эвакуации там же, в Ташкенте, на заводе минометного вооружения она без выходных стояла у станка по много часов без отдыха и на скудном питании, как и многие другие мальчишки и девчонки, и много чего пережила. И о том деде, который по долгу службы остался работать в Москве (был главным инженером) на не эвакуированном заводе «Серп и молот». И о двоюродном деде – полковнике-танкисте, пришедшем с войны в орденах и медалях, гордость всей семьи. И о деде мужа – военном комиссаре, вернувшемся с войны без ноги, грудь в орденах … Были и те, кто не вернулся…

Надеюсь, прочитав эти заметки, многие захотят выучить наизусть любимые песни военных лет, чтобы в День Победы и в любой другой день, гуляя по улицам, проспектам, сидя на берегу пруда, у костра с друзьями или в уютной домашней обстановке, петь и петь в свое удовольствие. Под военные песни можно радоваться и грустить, мечтать и вдохновляться, философствовать и любить, и, наверное, на примере наших предков учиться строить и хранить Счастье – свое и других людей. Счастье, возможное только тогда, когда нет войны.

Март 2020


Рецензии