Конструктивный и деструктивный выбор реальности

 
Взгляд с позиции Многомирия.

    Положения о конструктивном и деструктивном выборе я считаю чрезвычайно важными для понимания Многомирия вообще. Но, понятия эти относятся более к философии и нравственности, чем к позитивной науке. Это, однако, не умаляет их значения.

   Эти философские положения характеризуют специфику человеческого выбора. Начну рассмотрение с утверждения о единстве всех реальностей нашей Вселенной. Как я уже писал в других статьях (1, 2), её базовая (физическая) реальность определяется совокупным выбором элементарных деятелей. Их квантовые реализации склеиваются в масштабах взаимодействия более крупных деятелей физического уровня. Происходит многоступенчатое формирование физических макрообъектов нашего мира. Так формируется коллективная материальная реальность нашей вселенной, или то, что мы называем просто «материя». Далее, уже на базе этой реальности осуществляют свои выборы деятели разного масштаба биологического уровня. И уже затем, на основе биологической реальности человеческого вида формируются различные реальности духовного уровня — духовные миры отдельных людей и сообществ.

   Единство же всех реальностей проявляется в том, что каждый последующий выбор реальности базируется на всех предыдущих масштабах выбора реальности, т.е. воплощается в формы, обусловленные всеми наличными выборами более мелкого масштаба. Таким образом, наш сознательный и духовный выбор использует формы, обусловленные нашим биологическим и физическим существованием. И, наоборот, духовный выбор влияет на материальное бытие. Всякому духовному явлению однозначно соответствуют определённые биологические состояния и физические проявления. В этом смысле, наиболее крупномасштабная, т.е. духовная реальность, соотносится с реальностями меньшего масштаба, как содержание с формой. Духовная реальность деятелей и есть тот самый сквозной, т.е. фундаментальный смысл выбора, о котором я часто говорю, и который проявляется в разной форме на всех уровнях реальности.

   Переходя конкретно к человеческому сознанию, можно отметить, что оно всегда существует только во взаимодействии с окружающим миром. Всем психическим проявлениям неизбежно сопутствуют физические процессы. Всякое осознанное устремление опосредствовано физическим проявлением. То есть, создание каждой новой осознанной реальности духовного уровня происходит посредством деятельной перестройки физической и биологической реальностей. Причём, как правило, спонтанный выбор очередных реальностей на всех уровнях сопровождается нарастающей эрозией и разрушением реальностей предыдущих. Наиболее очевидно это проявляется в т.н. «активной деятельности» человека. Всё сказанное выше приводит нас к пониманию того, что всякий человеческий выбор является деструктивным. Деструктивный выбор – это энтропийный выбор, результатом которого является накопление разрушений и увеличение хаоса.

    Это происходит, зачастую, даже, если мы действуем с благими намерениями по отношению к социуму. И даже, если деятельность направлена исключительно на усложнение и структурирование созданной людьми «второй природы», то все равно, она всегда в общем плане деструктивна. Структурирование и связанное с ним накопление информации всегда меньше разрушений и хаоса, вносимых нашей деятельностью. Второй закон термодинамики работает неумолимо*. Мы боремся с ним, защищаем окружающую среду от влияния цивилизации, пытаемся переместить человеческую деятельность в интеллектуальную сферу, но всё безуспешно. Смерть и разрушение господствуют в нашем мире, и человечество, по-видимому, обречено. Неужели нет никакого выхода? Чтобы понять это, попробуем представить себе, каков мог бы быть конструктивный выбор реальности.

    Конструктивный  выбор реальности – это выбор, не приводящий к разрушению предшествующих реальностей. Это сознательно выбираемая реальность созидательного позитивного направления, в максимальной мере учитывающая существование иных реальностей и их ценность для человечества. При таком выборе миры просто множатся и продолжают своё развитие, вместе или порознь. Можем ли мы придти к такому состоянию? Попробуем определить, каков должен быть сознательный выбор, чтобы исключить разрушение. — Ответ напрашивается сам собой: выбор не должен быть агрессивным по отношению к другим реальностям. Возможно ли это? В идеальном виде вряд ли. Наш мир – слишком неподходящее для такого выбора место**. Однако цель такую мы можем ставить. Определим направления, которые приблизили бы нас к такому выбору.

   Во-первых, нужно исключить разрушительную деятельность в отношении реальностей низших по отношению к сознанию уровней, т.е. природы. В этом смысле, казалось бы, делается сейчас много. Разрабатываются и внедряются энергосберегающие и «чистые» технологии, отходы производств фильтруются и перерабатываются. Новые производства создаются на основе «высоких» интеллектуальных технологий и во всё большей степени приближаются к замкнутому циклу. Заключаются международные конвенции по защите окружающей среды, вводится экологическое законодательство. Однако переломить тенденцию прогрессирующего уничтожения природы не удаётся. Мешает стремление к расширенному воспроизводству товаров и услуг, которое является стержнем современной экономики. Если вынуть этот стержень, то вся экономика рассыплется.

   Во-вторых, нужно исключить, или хотя бы уменьшить агрессию людей по отношению к себе подобным. – Тысячи лет лучшие представители человечества разными путями мучительно пытались внедрить «Золотой принцип» нравственности. Он известен в двух формулировках: минимальной – «Не делайте другим того, чего не желали бы себе» и максималистской (или Христовой) – «Делайте другим то, чего желали, чтобы делали вам». Эта задача ещё более сложна, чем предыдущая экологическая, но она сейчас является актуальной как никогда. С ростом технических возможностей конкурирующих субъектов и общностей, становится очевидно, что конкуренция должна быть ограничена жёсткими нравственными рамками. Иначе наша цивилизация просто пойдёт вразнос. Выхода из этой ситуации при господствующей сейчас системе ценностей и социальном  устройстве не просматривается.

   Мы видим, что и для первого и для второго условий конструктивного выбора определяющим оказывается нравственный смысл человеческой деятельности. Сейчас её можно назвать в полной мере бессмысленной и деструктивной. Не удовлетворение естественных человеческих потребностей, а получение прибыли является главной целью всякого современного производства. Для этого человеческие потребности искусственно раздуваются. Хозяева жизни ориентируют шкалу ценностей человеческого общества на неограниченное потребление, удовольствия, богатство и власть. Реклама навязывает потребителям всё возрастающие стандарты материального комфорта. Они не только не соответствуют оптимальному образу жизни, но зачастую оказываются просто разрушительными для здоровья людей.

   И дальнейший технический прогресс только обостряет проблему. – Например, если  сбудутся фантастические предположения относительно квантовых компьютеров, и они действительно станут своеобразными волшебными палочками (3), то последствия этого прогресса могут быть в крайней степени ужасными и разрушительными. Потому что компьютер – это всего лишь мощный инструмент, а результаты деятельности определяются духовным содержанием выбора реальности. В связи с этим, экологические критерии технологически развитого общества должны быть радикально расширены и пересмотрены. Они должны быть предельно жёсткими и, несомненно, должны охватывать нравственную сферу, участвовать в формировании духовных ценностей. Так что же впереди — диктатура зелёных? Новая экологическая религия? — Почему новая? По-моему, человечество вполне способно избежать гибели, исповедуя традиционные духовные ценности.

   Надо только понять, что привычный для нас деструктивный выбор в технологическом обществе становится смертельно опасным. Риск возникновения широкомасштабных катастроф из-за эгоизма или злонамеренности отдельных людей стал ужасающе большим, т.е. критическим. Но, чтобы сменить парадигму мышления придётся, наверное, подойти к последней черте. К сожалению, человеческое мышление инерционно, а предыдущее развитие цивилизации только ниспровергало духовные ценности, не предлагая взамен ничего, кроме культа эгоистического потребления. Все идеалы мировых религий были объявлены относительными и устаревшими. Теперь нам придётся осознать, что это ошибка. В рациональном плане, по-моему, новая парадигма, — это Многомирие. Здесь уместно будет немного рассказать о духовном аспекте многомирового восприятия, об этике Многомирия.


О духовном аспекте Многомирия.

         Многомирие – это пространство ответственной свободы. Что такое свобода? Мы всегда называем свободой возможность совершать такие поступки, которые нам больше всего нравятся. Если вдуматься, то «нравится» — это обобщённая оценка варианта, обеспечивающего нашу реализацию в перспективной, по нашему мнению, реальности. Но, этот выбор далеко не всегда согласован с чужими реальностями. Осознание многомирия даёт возможность перейти к более осознанному выбору реальности, увеличивающему нашу свободу и безопасному для других индивидуумов и общества, в целом. Поясню это.

          Что означает осознание многомирия? – Это осмысление всех наших возможностей выбора и возможного развития событий при разных вариантах наших решений. На интуитивном уровне, на уровне чувств мы часто догадываемся об этих вариантах. Особенно это характерно для женской психики. Иногда это знание прорывается в наших сновидениях. Но это атавистический, неосознанный способ восприятия многомирия. Убеждён, что разум также является эффективным инструментом многомирового восприятия. Чтобы задействовать этот инструмент, надо просто поверить в Многомирие. – Доверие – это тоже своеобразный выбор реальности. И это возможность бесконечного возрастания.

          Можно сказать, что многомировое восприятие жизни направляет человека к цельности души и разума. Разум начинает играть роль инструмента для собирания души, то есть, для согласования различных альтернатив личности. – Это естественно, если человек пытается осознать все альтернативные варианты существования своей личности. Как следствие, он может осознанно выбирать направление своего развития. – Осознанное развитие это максимальный уровень природной свободы, свойственный только человеку. Этот уровень предполагает огромный и всё возрастающий объём знаний об окружающем мире и высочайшую духовную культуру.

        В моей оценке, при переходе к сознательному восприятию многомирия происходит развитие специфических именно для человека измерений свободы – духовных измерений. – Духовные измерения – это категории или символы, которыми оперирует человек в абстрактном мышлении. – Появление этих измерений и формирование абстрактного мышления в человеческой жизни означает увеличение его свободы по сравнению с другими существами. Это означает радикальное расширение пространства свободного выбора. И этот путь развития приводит человека к осознанию направления своего развития.

          Осознание многомирия порождает ответственность за свой выбор. Это естественно, поскольку речь идёт именно об осознанном свободном выборе направления его развития. Понимание своих возможностей и последствий своих поступков означает повышение ответственности. Речь тут идёт о взаимодействиях. Каждый деятель реализует себя во взаимодействиях, которые, по сути, являются склейкой реальностей взаимодействующих деятелей. Если мы выбираем направление развития, то, безусловно, обязаны оценивать интересы тех людей, с которыми взаимодействуем. Мы научаемся сопереживать им.

        Всегда некоторые варианты поступков расцениваются нами для себя, как положительные, другие — как отрицательные, то есть, нежелательные. Однако я убеждён, что существуют и объективные критерии оценки взаимодействий, на которые можно опереться в Многомирии. Они сформулированы в непреходящем духовном наследии человечества, то есть, в колоссальном богатстве мировых религий. Таким образом, лучший способ для выбора оптимального пути человеческого существования – это придерживаться традиционной морали, выработанной тысячелетиями развития.    

       Также я убеждён, что многомировое восприятие является основанием любви. – Потому что любовь сопряжена с Многомирием. Человек, способный воспринимать множество реальностей способен любить людей. – Логическая цепочка здесь такая: Восприятие чужой реальности означает понимание. Понимание порождает сочувствие, а сочувствие приводит к любви. Сказанное о любви верно также для целого спектра ценнейших человеческих качеств: милосердия, сострадания, солидарности, дружбы, взаимопонимания, сопереживания.. То есть для построения нашей жизни на нравственной и этически здоровой основе требуется ощущение Многомирия.

        Несомненно, поэтому, что именно многомировое восприятие может и должно быть средством, обеспечивающим конструктивный выбор реальности.

Заключение.

Многомирие – это универсальный инструмент познания мира, парадигма мышления, которая помогает понять множество проблем в совершенно различных сферах знания. Вместе с тем, это инструмент систематизации знаний, позволяющий создавать универсальные модели и исследовать параллели между частными моделями разных дисциплин.

Для человечества, в целом, многомирие – это парадигма существования. Она определяет не только познание и мышление людей, но и их взаимоотношения. И я думаю – что это спасительная альтернатива нынешнему, безнадёжному и бездуховному тупику цивилизации. Дело в том, что эта парадигма предполагает относительно бесконфликтное выделение спасительных, т.е. перспективных вариантов существования.

Многомировая парадигма утверждает в жизни толерантность особого рода. Не беспринципную всеядность, а отказ от агрессии и принципиальную защиту своей реальности. Дружелюбие и миролюбие отношений, но твёрдость принципов. Принятие многомирия предполагает, по возможности, согласованное, но неслиянное существование разных реальностей.

Многомирие предполагает неисчерпаемую познавательную глубину при рассмотрении всякого явления, даже самого простого, потому что любое явление обладает материальным и духовным аспектами. Каждое событие — это реализация чьих-то воль, и несомненно, что каждое событие — это взаимодействие. Окружающий нас мир предстаёт как пересечение реализаций свободной воли многообразных деятелей, наполняющих Мироздание.

Многомирие означает реальность всякой духовности. На мой взгляд, эта парадигма снимает т.н. «основной вопрос» философии. В многомирии торжествует свобода духа. Материальное не существует без духовного, они неразделимы как две стороны одной медали, как форма и содержание. Ведь выбор реальности – это основное свойство любого деятеля на любом уровне развития.

Многомирие – это учение об относительности реальности. Согласно ему, пространство и время, все миры, выбранные людьми и другими деятелями, относительны – они выбираются свободной волей, желаниями, поступками и мыслями. Только мир, сотворённый Богом, абсолютен, он содержит всю полноту бытия и потому неподвижен, неизменен. Для деятелей этот мир представляется как всеобщая суперпозиция, из которой они выбирают варианты своего существования.

Для того чтобы понять и принять многомирие в человеческом существовании, нужно отрешиться от примитивного прагматизма, от принятия однозначных ответов на все вопросы, от представления, что реально лишь то, что можно пощупать и увидеть. Наша воля, наши чувства совершенно реальны, даже если они и не облечены в дела. Нужно также понять, что мы всегда свободны и ежеминутно выбираем способ своего существования.

Многомирие входит в жизнь человека сразу после того, как он узнаёт о его существовании. По мере же понимания многомирия, возрастает наше доверие к нему, мы постепенно осознаём реальность нашей свободы и способность в любой ситуации изменить свою жизнь. Осознание многомирия даёт нам свободу выбора, как невидимые крылья, способные переносить нас из одной реальности в другую.



Рекомендуемые произведения.

1. А. М. Костерин. Формирование многомировой картины действительности. http://proza.ru/2012/09/19/1050
2. Костерин А.М. Снова о масштабах квантования Мультиверса. http://www.everettica.org/art/Kost071210.pdf
З.  А.М. Костерин. О квантовых компьютерах. http://proza.ru/2012/10/10/673
4.  Линде А.Д. Многоликая вселенная. Лекция и ответы на вопросы после лекции. http://elementy.ru/lib/430490
5. Костерин А.М. Об изменении прошлого. Приложение 2. http://www.everettica.org/art/50409.pdf

Сноски.
*Речь идёт здесь о физическом мире, в котором мы существуем, т.е. об антропной вселенной. Это многомировая физическая реальность, соответствующая изолированному инфляционному «пузырю», согласно теории А.Д. Линде. (4) Поэтому, хотя в целом концепция многомирия из-за склеек исключает возможность изолированных систем, но по отношению к нашей материальности Второй закон термодинамики неизменно справедлив.

** Как верующий человек, я представляю себе конструктивный выбор реальности в форме идеальной молитвы, исполненной смирения, веры и любви. Мне доводилось уже писать о молитве, как способе выбора реальности. (5) Дело в том, молитва обращена к высшим силам, в конечном счёте – к Промыслу Божьему. То есть, предполагается, что молитва может быть исполнена только конструктивно, в гармонии со всеобщими интересами. Но, разумеется, я никому не желаю навязывать свои представления.

Апрель 2020


Рецензии