Иргенский острог

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Острог был основан в 1653-м году на берегу реки Хилок в Читинской области недалеко от озера Иргень отрядом Енисейского казачества атамана Петра Бекетова с целью создания тут форпоста для дальнейшего освоения Забайкалья. Просуществовал он чуть больше ста лет. Но на его месте теперь село Иргень.
     Оставленный тут небольшой гарнизон из казаков стали чинить против местных людей жестокости и злоупотребления, пытаясь заставить тунгусов принять веру православную и платить налоги за проживание на территории, которая была присоединена теперь России.
     Тунгусы не согласились с таким мнением и вступили в философский спор, который длился два года, положенные по местным правилам для мирных переговоров, по окончании которого местные охотники схватились за оружие и учинили крепости форменный погром, разрушив её и пожегши.
     Часть казаков при крепости была побита, а те, что остались живы, два года скитались по зимникам, кои предусмотрительный их атаман Бекетов ставил через каждые 20-30 километров.
     В 1657-м году воевода Нерчинский, Афанасий Пашков, под воздействием протопопа Аввакума, приказал отстроить острог заново, менную лавку, и судную резиденцию для администрации, коя должна была сглаживать противоречия с местным населением, упрямо возникавшими при промышленном освоении вручённой под управление территории.
     Также Афанасий распорядился поставить там часовню в память погибших при волнениях казаков, а также в память тех, кто противился приказам Пашкова применять военную силу, против тунгусов, а особливо в память загубленным военкомом старообрядцев, которых он заставлял исполнять свои приказы, которые неисполнимы были.
     С тех пор Иргенский острог обрёл многие черты Забайкальского города.
     В народе сказывают, что он приказал братьям старообрядцам за ночь к утру насолить сорок бочек язычков от карасей. Утром, увидев, что приказ не исполнен был, Воевода стал морить их голодом, посадив погреб, а когда через месяц были открыты ворота погреба, где держали братьев, то увидели, что они живы, то Пашков заставил их отвести к проруби на озере, чтобы их опустили в холодную воду, и они наловили там карасей с языками.
     Вынув их оттуда уже закоченевшими, пошли хоронить братьев, а когда вернулись, то увидели на пороге атаманова дома сорок бочек, все наполненные языками Иргенских карасей.
     Гибель казаков, как по вине тунгусов, так и по вине администрации, вызвала к жизни множество легенд, в которых рассказывалось о проявленных ими чудесах, что привело к причислении их церковью к лику святых.
     Некая купеческая жена Скобельцина, жившая в Благовещенске, тяжело страдавшая от неизвестной болезни, видела сон, в котором ей явился один из казаков с Иргень озера, воин, назвавшийся Василием, и велел выздороветь, выпив озёрной воды.
     Поутру купчиха побежала, не смотря на свою недужность, к священнику, чтобы узнать, как же её выпить той воды. Тот ей посоветовал поискать у себя в хате кувшин, который вчера был пустой, а сегодня наполнился. Но сначала указал ей отслужить панихиду по этому Василию из сна, что без мзды Божественной не получается.
     Купчиха вернулась домой и увидела на лавке кувшин, который там с вечера не стоял.
     Испив из него, она впала в обморок, но будучи приведённая в чувство, оказалась настолько здоровой, что отправилась в паломничество на Иргень озеро, где тоже отслужила с панихиду по мученику воину Василию, в советовчестве с местным благобородым священником.
     По совершении всех этих деяний купчиха через положенное время разрешилась двойней.
     С тех пор на Иргень озеро зачастили сновидицы, застрявшие в своём девичестве, либо немогшие давно уже произвести на свет божий никаких чад для восполнения наследников.
     В народе постоянно поддерживается легендарная история с братьями мучениками, которая со временем всё более обрастает новыми подробностями, что повлекло за собой возникновение паломнического движения в Иргенский острог.
     Начиная с конца 17-го века Иргенский острог утратил своё значение как перевалочный пункт для продвижения первопроходцев дальше в Восточную Сибирь. Теперь продвижение дальше шло через Еравнинский и Телембинский остроги.
     В 1735 году в списке Герхарда Миллера по описанию пределов Нерчинского уезда, Иргенского острога не было. На самом деле острог был, люди там жили, но гарнизона не было. Часовня на озере Иргень стояла, по всей видимости имени святого Герасима Иорданского, но только как баптистерий, которая использовалась как крестильня для паломников.
 ++++++++++++++++++++


Рецензии
Олег,информация такого рода,представленная с какого-то источника несколько удивила. Вроде простая крепость, выстроенная русскими казаками и вдруг её отнесли к городу призраку. После, вчитавшись в текст, побегав по интернету удостоверилась, есть за что. За проявление разных чудес,после чего причисление к лику святых,замученных братьев старообрядцев. За паломническое движение, возникшее после того, как Иргенский острог начал считаться святым местом. Далее удивило то, что автор этого источника, не знал, что русские, земли за Байкалом, называли красивым словом Даурия. Река Хилок, озеро Иргень и Иргенский острог в то время, никак не могли находится на территории Читинской области, так как административное преобразование Забайкалья началось позже. В целом, произведение с историческими данными наполнено легендами, байками, читается легко, вызывает интерес узнать побольше, поглубже. Благодарю, с теплом Валентина.

Валентина Гуляева 2   20.08.2021 18:38     Заявить о нарушении
Город в стародавние времена, это когда есть крепость, есть Детинец, есть посад при крепости. Основная часть посада находилась снаружи крепости. Кроме того вокруг должны находиться селища, которые что-то там выращивают. Основа посада -- обслуживание военного отряда.

Город превращается в Призрак, когда военные уходят из города, уго покидает управитель местности, оттуда уходят чиновники. Иногда он возрождается рядом на основе посада. Но чаще всего это уже не город, а село.

Так что хоть там и есть село Иргень или что-то схожее, то это село. Город был в прошлом. Он стал Призраком, он бродит по округе, историки размещают его то на развалинах одной крепости, то на другой. Кто-то утверждает, что все функции города работают и в селе, кто-то говорит, что жизнь города не прервалась, потому что сохранилось его именование, и в селе генетика его жителей тянется к тем временам, когда там бала крепость.

Одним словом Призрак, который продолжает свою мифическую, сказочную, легендарную жизнь в истории окружающего населения.

При описании городов призраков я обязательно привлекал местные легенды и сказания. Просто давать историческую справку типа сколько там кирпичей в стенах осталось, это для Википедии пожалуйста.

Олег Данкир   20.08.2021 18:55   Заявить о нарушении
Благодарю. Ответ более чем убедителен.

Валентина Гуляева 2   21.08.2021 04:45   Заявить о нарушении