Личный манифест школьника эпохи сталинизма

Что такое манифест? Словарь Ушакова так обозначает суть этого понятия (https://znachenie-slova.ru/):
1. Торжественный акт верховной власти, оповещающий население об издании законов чрезвычайной важности или об особо важных событиях в государстве. Манифест об объявлении войны.
2. Политическое воззвание, обращение, имеющее принципиальный, программный характер (полит.). Коммунистический манифест Маркса и Энгельса.
3. Письменное изложение принципов творчества какой-нибудь литературной или художественной группы. Манифест футуристов.
4. Подробная опись товаров, погруженных на судно (торг.).

Бывает ещё манифест поколения, например, манифест поколения миллениалов Манифеста поколения эпохи сталинизма я не встречал.

Может ли существовать личный манифест – не партии, не организации, а просто типичного представителя поколения? Наверное, может. Вопрос лишь в том, кого считать типичным представителем поколения. Моё поколение – это поколение Горбачёва и Ельцина, Юрия Гагарина и Германа Титова… Читатель без труда продолжит этот список. Я не претендую на то, чтобы оказаться в этом элитном списке – моё место среди тех, кого называли «широкими народными массами». Собери их вместе, вряд ли договорятся о том, кто из них «самый типичный».

А теперь спустимся с философских высот на землю. Вправе ли кто-то объявить о своём личном манифесте? Сегодня – бога ради! Вопрос лишь в том, будут ли его воспринимать всерьёз. А в 1950 году? Тогда моральное право на это имел единственный человек в стране, его имя знает каждый. Но он манифестов не писал. Каждое его слово и без того подлежало всеобщему поклонению.

Всё это лишь присказка. Сама «сказка» дальше.

Я не поэт. Если и писал когда-то стихи, то не отношу их к поэзии – скорее, к истории моей жизни. Но одно моё стихотворение занимает особое место. Оно было обнародовано 70 лет назад, 20 мая 1950 года.

Ровеснику

Тебе всего 17 лет,
Жизнь твоя ещё вся впереди.
Ты хранишь комсомольский билет
На горячей и смелой груди.

Ты ещё не забыл те года,
Когда ты ещё маленьким был,
Когда немец топтал города
И твой жизненный путь своротил.

Может быть, был на фронте отец
Или брат твой на фронте был.
Как винтовку сжимал боец,
Ты, конечно, ещё не забыл.

И, наверно, тогда ты мечтал
Александром Матросовым быть,
Чтобы вождь о тебе услыхал
И страна не могла бы забыть.

Быть героем и подвиг свершить!
Кто не думал об этом из нас!
Сделать так, чтоб Москву защитить,
Чтоб очистить от немцев Кавказ!

Жизнь твоя ещё вся впереди,
Много трудностей, много побед.
В них поможет тебе на пути
Твой маяк – комсомольский билет.

И по жизни ты смело иди!
Там, где трудно, ты песню запой,
Будет грустно, но ты не грусти,
Будет трудно – назад не смотри,
Будь таким, как Олег Кошевой!

Опубликовано оно тогда не было. Этим стихотворением я завершил своё выпускное школьное сочинение «Образ молодого человека Сталинской эпохи в советской литературе». По официальной версии Сталин родился 9 [21] декабря 1879 года, и 21 декабря 1949 года в СССР торжественно отмечали его 70-летие. Поэтому две из трёх тем сочинения, предложенных нам 20 мая 1950 года на выпускном экзамене по литературе, связаны с именем Сталина. Моё сочинение было признано лучшим в двух выпускных классах 39-й школы Ростова-на-Дону и одним из лучших в городе.

Конечно, это стихотворение не было экспромтом, написанным на экзамене. Тратить время на его сочинение из драгоценных 5 часов, выделенных на весь экзамен, было бы непозволительным расточительством. Оно написано годом раньше, и в нём значилось «Тебе всего 16 лет». Столько было и Олегу Кошевому (8 июня 1926 — 9 февраля 1943). Надеюсь, современным школьникам не надо объяснять, кто он такой…

Стихотворение адресовано не конкретному лицу, а моему поколению, поколению «детей войны». Как правило, воевать ему не пришлось. Ему досталось участвовать в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. Именно этому стихотворению обязано признание моего выпускного школьного сочинения. Мысли выпускника, выраженные этим стихотворением, в учительских кругах признали типичными. Уверен: они и были типичными. Пусть не для всех, для большинства.

Дошло до того, что учителя, которые не преподавали в нашем классе и не знали меня, приходили к нам с вопросом: «Кто из Вас Файн?». Я лишь удивлялся таким интересом к моей персоне. Пределом моих мечтаний была пятёрка за это сочинение. Я её получил и был вполне доволен.

Никому, мне в том числе, и в голову не приходило называть моё стихотворение манифестом. Не помню уже, кто из моих школьных друзей впервые произнёс это слово. Много лет спустя. Конечно, как художественное произведение оно на манифест поколения не тянуло – очень многие писали несравнимо лучше. Мой ровесник Евгений Евтушенко, например. Да и не претендую я на это. Пусть останется «личным манифестом».

Я пишу об этом для того, чтобы нынешняя молодёжь яснее представила себе, какими нас воспитывали, какими мы были тогда, после Победы. Может быть, лучше поймут, почему 75 лет назад была добыта Победа. И почему сумели поднять страну из руин в исторически короткий срок.

Да, тогда мы боготворили Сталина. К 70-летию вождя я написал большое домашнее сочинение «Образ товарища Сталина в советской литературе», его задали нам в школе. Оно потом гуляло по рукам, и его «зачитали» – ко мне не вернулось. Тогда я не придал этому значения. Жаль – тоже ведь один из документов эпохи.

Моему поколению досталось испытание не только войной, но и изменением идеологии. Страна стала другой, другими стали и мы. После того, как вскрылась правда о Сталине, я не мог оставаться его поклонником. Но и мазать его противоречивый образ одной чёрной краской считаю неверным – такие фигуры всегда имеют исторически разное измерение. Уверен: пройдут века, и История даст настоящую оценку и Ленину, и Сталину, и 74-летней советской эпохе. Большое видится на большом расстоянии.


Рецензии