Магия оркестра

                15 мая 1988 года начался вывод
                Советских войск из Афганистана
                (аудио версия https://www.youtube.com/watch?v=E6BTt9pMiiM&t=1s) 
               

                В городском саду играет духовой оркестр…
         Выходной день, прогуливающие люди, оркестранты в парадной форме с аксельбантами, дирижёр в белых перчатках, а на дворе Московское жаркое лето.
             Я не был любителем военной оркестровой меди. Мне казалось, что в этой игре было что-то искусственное, надуманная праздничность. Звуки барабана вызывали аллергическое воспоминание о нудных часах строевой подготовки. А прохождение в парадном строю под оркестр отдавало какой-то лицемерной показательностью военной лихости. Мой мозг воспринимал игру военного оркестра, как набор звуков.
Но вот, как-то в Афганистане
Ах, Да Афганистан
              Вспоминать Афганистан сегодня - не самое благодарное занятие: интернациональный долг, высокие слова, патетика. Все это - объективно - осталось в прошлом, но... не осталось забытым!
              Идея встречать бойцов, возвращающихся с «боевых» игрой военного оркестра - тех, кто еще пару часов назад стоял под пулями, тех, кто рисковал жизнью своей, тех, кто мог не вернуться, но, слава Богу, вернулся - изначально казалась идеей если не сомнительной, то спорной.
              Спорили и гласно, и заочно: есть ли место прекрасному - музыке - когда вокруг только лишь страх, смерть, кровь; когда опасность - она здесь, рядом, нет нужды даже руку протягивать, чтобы пощупать эту Опасность.
             Отношение к «приему с музыкой и оркестром» сложилось весьма неоднозначное, если не сказать предвзятое: встречать оркестром возвращающихся бойцов с боевых операций? Зачем? Имеет ли смысл? Надо ли?.. Быть может, лучше было бы изыскать иные средства и способы «поднятия боевого духа»? - несколько лишних часов сна или дополнительное питание.
Быть может, и вовсе нет нужды и оправдания громкой парадной мелодии посреди «ратного поля»?
                Когда говорят пушки, музы молчат.
        ...Однако, очень скоро стало очевидно: все споры бессмысленны, полемика неуместна, сомнения беспочвенны!
       До сих пор у многих, кто лично видел происходящее, эта картина стоит перед глазами: колонна, возвращающаяся с боевых действий! Бойцы - эти вчерашние мальчишки, которые повзрослели настолько, что иначе как Мужчинами назвать их невозможно.
           Их лица - от пережитого и увиденного - словно высечены из камня! Воля, Разум, Напряженность, Страх и Победа над ним - все это неведомый скульптор –Война!  уверенной рукой отобразил с полнотой и Мужественностью.
           Они - эти вчерашние школьники - едут, оседлав «броню», как парты, покачиваясь в такт движения техники...
          Вдруг от КПП, от шлагбаума, откуда-то с обочины зазвучал   бравурный марш.
 Мелодия нестройная, кажется нам неестественной . И не до этих звуков, не до парадов, честно говоря было.
         Бронежилеты, обмундирование, тельники и броня в коричневой пыли, лица в грязи, через которую пробивается тёмно-шоколадный загар. Ладонь натыкается на пятидневную щетину. Во всём теле свинцовая усталость, ничего кроме усталости, расплавленные мозги, сил не осталось, даже поднять улыбкой губы.
       ТРРАМ...ТРРАМ.. ТАМ..ТАМ.. осталось несколько тяжелых суток в засаде;
       ТРРАМ...ТРРАМ..ТАМ..ТАМ.. остался разгромленный караван «душманов»
       ТРРАМ... ТРРАМ..ТАМ.. ТАМ.. угрюмо старый барабан под палочкой страдал.
       Фальшивя играли трубы, и, вторя им, захлёбываясь ревели движки «бэмпх». И трубам, и дизелям не хватало воздуха. Жарища… Мелодия плыла в назойливой пыли. А потому трудились трубы зря.  И музыкантов жалко, играющих под палящим солнцем Афгана.
И тут внезапный «всплеск»:
    Двигатели бронетехники зазвучали ровно, без перебоев, и как бы в унисон им зазвучали трубы - без фальши.
    Музыка, высокий стиль, мажорно и мощно.
    Звучат патриотические - в незамутненном, первоначальном значении этого слова - мелодии: простые и знакомые, родные...
       А дальше... Дальше происходит то, что можно назвать и чудом, и метаморфозой, и великой силой искусства.
       Я оглянулся на своих мальчишек: озарение, словно волшебство,  - музыка стремительно изменила лица мальчишек. Решимость, полнота ответственности, чувство долга, понимание совершенного единственного верного поступка - все это явственно и чётко «читалось» в этих ребятах.
      Наполнились блеском глаза, и повинуясь неясному внутреннему порыву, у меня прямо из лёгких вырывается не команда, а крик «Стой!!!!!». Ребята спрыгнули на землю и без команды построились в парадную колонну. Ноги уже обуты в «берцы» вместо кроссовок. Когда только успели переодеться? Обмундирование заправлено, на головах у всех вместо «банданы» форменные кепи. Автоматы за спиной «по-строевому».
Плечи расправились, спина стала прямой, движения чёткими.
       «Нас встречают с музыкой! Нас встречают с оркестром! Мы нужны, нас ждали! Мы все сделали правильно!» - целая вереница стремительно проносящихся мыслей и чувств читаются в глазах каждого бойца, в каждом лице. Никаких сомнений, что правильно, а что нет! 
       Неведомая сила приподняла меня и поставила во главе колонны, а левая нога уже ловила ритм барабана - «Левой!» «Левой!». И мы пошли на встречу мелодии, в звуках военного оркестра.
       За спиной я чувствовал движения единого организма, объединённого одним чувством - Мы солдаты Могучей державы.
      Сзади раздаётся многоголосная команда, как Боевой клич:
«И РРРАЗ, ДВА !» и моя правая рука сама пружинисто взлетает к виску и замирает там, как пришитая к козырьку».
       Мы идём уверенной поступью Солдата Победителя.
       Ребята чеканили шаг по Афганской земле, как чеканили шаг наши деды по брусчатке Красной площади в далёком июне 45-го.
      По Афганистану, под мелодию старинного военного марша шли бойцы, не посрамившие памяти егерей Суворова!!!!!!!!!!!!!!!! Наследники Русской военной славы!
         Проходят годы и десятилетия, меняется жизнь вокруг нас, меняемся мы сами!..
         Сегодня, вспоминая те «встречи с оркестром», понимаешь: это была та самая великая сила искусства, великая сила музыки, когда за погрешностями в исполнении слышалось самое главное: честность, правда, чувство долга.
          Сам тот оркестр представлял собой не полный набор иногда старых инструментов, был не всегда укомплектован в полной мере, иногда нештатный, где барабанщик он же пулемётчик, а трубач часто брал в руки снайперскую винтовку, а флейтист давал командиру связь. Сам тот оркестр не был самым профессиональным.
        Как мне думается, тот оркестр был самым искренним и честным на Земле, а музыка, которую он исполнял, «настоящей и нужной», самой «искренней и честной».
     Музыка того маленького оркестра - это тот концентрат святости, который трудно определить словами.
       Но каждый, кто слышал ее - не забудет никогда, у каждого она и в сердце, и в памяти, и в душе.
       ...Все течет, все меняется. Таково само условие жизни. Сегодня - почти в начале третьего десятилетия двадцать первого века - музыка стала иной. Изменились средства и способы выразительности, изменилась технология.
       Изменились и оркестры: масштабные, большой численности, оснащенные самыми современными средствами. Исполнение их - невероятно высокопрофессионально, музыканты - самые талантливые, подготовленные наилучшим из возможных способов.
Все это правильно, все это истинно.
Однако...
     Тот маленький оркестр, та бравурная, исполняемая им мелодия, тот невероятной напряженности мажор, тот иногда сбивающийся, но всегда искренний такт - все это забыть невозможно. 
      Память людей избирательна! Но тех бойцов и оркестрантов, в чьих глазах навеки осталось запечатленным небо горячего Афганистана; тех, кто шел тогда под музыку маленького оркестра, чеканя шаг и преображаясь с каждой нотой, и с каждый своим шагом; и тех, кто ворвался с миром музыки в мир войны - забыть нельзя.
       Пусть той страны уже нет, но ребята честно трудились тогда ! Музыка боя - от взрыва гранаты! Ми, До, Ре «Калаша» - автомата, преданность делу простого солдата - нам не забыть никогда.
      А мелодии того маленького оркестра, как и он сам - вечны! Его звуки, такты и ритмы - волшебны! Они навсегда в тех, кто их хотя бы единожды слышал! Хоть время и остудило, и многое забыто. Но тот оркестр - «маленькой надежды»
         ТРРАМ.. ТРРАМ.. ТАМ.. ТАМ - На другом краю Земли…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.