Мои детские истории

Глава 14.  Про спорт

Меня наверняка поймут родители, чьи дети не занимаются спортом от слова вообще. Здесь может быть множество причин, но основные сводятся к следующему: не хотят, не нашли интересного для себя вида, или детей не смогли заинтересовать дома или в школе. Ведь в природе детей бегать, носиться, возиться и все такое, а если к этому прибавить стремление к победе в соревнованиях, подкрепленное какой-то мечтой (здесь правка младшего сына, на этом месте было слово мотивация, но он прочитал и предложил изменить и я согласился) - вот вам и результат. И выбор вида спорта, который приносит удовольствие и укрепляет организм, тоже бывает разный.
В детстве я много болел. Физически крепким меня нельзя было назвать. Но я рос, и моим родителям хотелось, чтоб я окреп, потому, что я не мог уложиться в нормативы по кроссу, не умел подтягиваться и вообще был мало спортивным ребенком. Из тех, которые с большим удовольствием почитают книжку, нежели побегают с друзьями. Может, поэтому своей нишей скорее я видел интеллектуальное развитие, то есть именно то, что давали книги, а не физическую силу и атлетизм. Но всему свое время и к пониманию спорта нужно прийти именно мозгами.

Мой старший брат Виктор занимался большим теннисом. В те времена в СССР никто или почти никто не думал о «Большом Шлеме», модельной известности, рекламных контрактах и сумасшедших призовых. Это были рутинные занятия, которые и развивали физически и приносили  удовлетворение от движения и победы. Таков был николаевский теннис. И у брата все получалось и, наверное, при большей настойчивости со стороны родителей, можно было бы продвинуться существенно дальше, чем это было на практике. Но, в спорте есть, к сожалению, такое понятие, как травма. И это случилось с Виктором – мениск, что без должного оперативного и немедленного вмешательства поставило под угрозу само занятие таким великолепным видом спорта, как теннис. Почему-то в те времена слово «операция» пугала всех. Но у спортсменов – это заурядная и достаточно частая процедура. После нее многие не только возвращаются «в строй», но и становятся чемпионами и победителями любых уровней. В случае с братом старый подход, который сейчас показался бы просто странным, поставил крест на его спортивной карьере. Кроме того, теннис, да и другие виды спорта, требовали постоянного перемещения по городу, району, области, потом республике, в итоге, по стране и за рубеж. Сейчас, вспоминая, как это было потом со мной, когда я серьезно занимался музыкой, необходимость выехать на республиканский конкурс, тоже не позволила мне развиваться дальше. Хотя были две бабушки - пенсионерки, пусть и не самого молодого возраста, но, видимо, идея мобильности в пределах маленького Николаева не могла найти столь необходимой для развития поддержки.

В общем, теннис мне никто и никогда не предлагал. Хотя сейчас, играя в теннис и видя, с каким воодушевлением играет младший сын, как я болею и переживаю за него и его победы и поражения, думаю, я мог быть хорошим теннисистом. И мне бы очень хотелось это попробовать, но, повторюсь, из-за Витиной травмы, у меня такой возможности не было.

Плавание. Это был первый вид спорта, который мне не понравился. Несмотря на то, что я вырос на море, у семьи была такая теория: нужно правильно научиться плавать. И точка. Не просто держаться на воде и задерживать дыхание, ныряя за интересными камешками, причем без маски, ластов, трубки и даже очков. И не просто возиться в воде часами, добывая морских червей с папой для ловли лещей в Днепробугском лимане, когда волны накрывают с головой и нужно нырнуть, чтобы сначала воткнуть, а затем  поднять лопату грунта и перебросить его в сито. Я должен был научиться классике. И я поехал в бассейн, где меня ждал тренер. И меня начали учить. Без скидок на то, что это впервые, и что, может, я не знаю, как правильно задерживать дыхание. И, может быть, я просто устал от такой реальной нагрузки в воде. Ведь занятие длилось полтора часа. Естественно, когда тренер меня спросил, типа, как? Я вежливо ответил, что больше не приду. Надо отдать должное родителям, которые не стали настаивать. Все равно я не стал бы ходить. Сейчас, вспоминая, как тренер на Кипре учил моего старшего тогда пятилетнего сына плавать, главный тезис был, чтоб ребенок не испугался, не обиделся, не расстроился и точно пришел повторно. Поэтому все делается весело, позитивно, легко и без напряжения. В этом главное наше различие  - наша угрюмость и недоверчивость, и их доброжелательность и открытость. А вам бы как хотелось? Чтоб ребенок упирался и отказывался от занятий или чтоб бежал на них вприпрыжку? Причем, на любые и это касается не только спорта. По-моему, очевидно.

Баскетбол. Этот вид неожиданно всплыл из-за того, что в пятом классе я неожиданно вырос и стал выше всех ребят в классе практически на голову. Достаточно долгое время я стоял первым на физкультуре. И мы решили попробовать этот вид спорта, в котором рост давал преимущество. Плюс к этому в школе один из одноклассников пошел на баскетбол и с огромным воодушевлением рассказывал ребятам о правилах, показывал броски и т.д. Со стороны это выглядело прикольно. Первое занятие в баскетбольной секции началось со знакомства тренера со мной. Он предложил мне побегать вместе с командой, потренироваться с ними. Это продолжалось около двух часов. Конечно, я устал. Сейчас думаю, почему нельзя было найти группу, которая только-только начала тренироваться, то есть все равны, никто и ничего не умеет, и все одновременно учатся и крепнут. В любой же другой ситуации – новичок заведомо не сможет «дотянуться» до уровня сложившейся группы и почти наверняка окажется в аутсайдерах. В конце тренировки тренер предложил побросать мяч в кольцо. Из разных мест. И я все три предложенных раза попал, из разных мест, с разного расстояния. Даже дети сказали, вот, круто! А мне было неинтересно. Потому что от тебя зависит лишь один бросок, который ты может, и попадешь в кольцо, а вся остальная игра зависит не от тебя, а лишь от того, насколько сыграна и сплочена команда, насколько она мотивирована. На этом баскетбол и закончился.

Дзюдо. Требования по физкультуре в школе все росли и росли. Нужно было и подтягиваться, и делать подъем переворотом, бегать кроссы, прыгать через козла и коня. И многие другие упражнения, требовавшие и силы и выносливости и настойчивости. Наверное, тех качеств, которых в тот момент у меня или не было или они еще не развились. И еще я начал понимать, что нужно быть в состоянии постоять как минимум за себя, не говоря уже о родных и близких. Ощущение того, что жить становилось небезопасно, постепенно приходило с приближением распада СССР, хотя до него еще в середине 80-х было далеко. В общем, в Николаеве была спортшкола по дзюдо. Называлась «Школа мужества». Там я и начинал. Первая тренировка была ужасно тяжелой, но я себе сказал, что все выдержу, потому что этот вид спорта меня заинтересовал. Он мне понравился еще и потому, что в тот период я очень увлекся Японией. Ее культурой, искусством, технологическим развитием и менталитетом. В перспективе я собирался стать востоковедом со специализацией на Японии. И, естественно, я пошел изучать японский на курсы в одной из библиотек. Дзюдо же, как мне тогда казалось, давало возможность не только понимать японский образ мышления, но и окрепнуть настолько, чтоб чувствовать себя уверенно в любых обстоятельствах. Вернемся к первой тренировке. Это было преодоление себя во всем. Я даже представить себе не мог, что тренировка по боевым искусствам – это два часа кувырком так, что начинает кружиться голова и начинало тошнить. Но я выдержал. Ребята потом подошли ко мне и сказали, что я молодец, практически их всех выворачивало на первой тренировке. Но я сдаваться не собирался. И не сдался. Этот вид спорта меня научил многому. Не говоря уже о том, что теперь оценка по физкультуре стала «5». Я стал выносливым, сильным и ловким. Ребята некогда сильнее меня и задиристее стали осторожнее в высказываниях, попытки «зацепить» меня прекратились. Да и я сам стал ощущать некую невиданную до сих пор энергию, которая должна была меня вести только вперед, только к победам. Потом, когда я продолжил занятия в спортшколе «Динамо», я осознал, что дзюдо – это еще и вид оружия, которое можно применять только для защиты, а не для нападения. Но осознание того, что ты способен защититься давало спокойствие и умиротворение. И это вид спорта прошел со мною всю школу и весь институт, пока была возможность и время им заниматься.

Читайте меня в Яндекс Дзене.


Рецензии
Отлично! Просто, доходчиво, полезно для школьников.

Александр Коншин-Рачинский 2   06.08.2023 09:19     Заявить о нарушении