У кота нет никакого плана. Часть 9

март 2015 г.



Вид из окна все равно казался Брайану странным. Даже после стольких лет. Он не привык видеть фонарь сверху, видеть дома так далеко. К виду из окна первого этажа он привыкал годами. Сидел с бутылкой светлого пива, рассматривая дома и прохожих. Теперь у него совсем не оставалось времени на это, и в окно он выглядывал редко.
Они переехали в освободившуюся квартиру на третьем этаже, когда Пенни исполнилось полтора года, и ей потребовалась отдельная комната. Но это все равно оставался этот дом, это место. Такие знакомые люди вокруг и магазинчики, которые Брайан мог найти с закрытыми глазами, отсчитывая шаги. Здесь даже планировка была похожая. Только на комнату больше.
Стелла мечтала о своем доме. О спальне для каждого ребенка, кабинете для него и для себя, где они могут прятаться от реальной жизни в своих хобби.
Предлагая свои варианты с сайтов по недвижимости, он не задумывался о том, насколько всерьез она воспринимает это. Не задумывался, пока она не повезла смотреть дом. Это было бунгало с тремя спальнями, садиком и качелями на заднем дворе, которые подкупили их сразу же. Чертовски огромная кухня-столовая, три ванные.
Так прекрасно и так далеко.

Брайан смотрел в окно, сидя на дурацком розовом стульчике. Все всегда находили ужасно милым, когда он взгромождался на него, потому что большой дядя и детский стульчик это прикольно. Но только он чувствовал себя моржом на крошечной льдине.

Он смотрел и старался впитать этот вид, это ощущение. Не совсем знакомое и привычное, но отдающееся ностальгией где-то внутри. Он жил в этом доме столько лет, так привык тут ко всему, что даже мысль о том, чтобы покинуть его, казалась трагичной.

Брайан обернулся. Пенни пришлепала обратно, вооружившись розовым плюшевым котенком, без которого не могла заснуть. У него не было имени, это был просто Котенок. Она не хотела его придумывать.
А он испытывал острое чувство каждый раз, когда она игралась с ним.

Кот не появился ни разу за прошедшие годы.

Может быть, его кто-то все-таки прикончил. Может быть, он счастливо женился на какой-нибудь африканке и поселился с концами в Сьерра-Лионе. Может быть, он не нашел его новую квартиру.
Ну это точно вряд ли.

Брайан ощущал грусть иногда. Столько раз прокручивая в голове последнюю их встречу, он представлял, как бы она могла окончиться. Как пройти. Что он должен был сказать, чтобы не отрубать это так бесчестно и некрасиво. Может быть, Коту нужна была помощь, а он не понял и не захотел понять?

У него было время поразмыслить об этом.

— Папа, про Дымку, — напомнила о себе Пенни, показывая ему свою любимую книжку.

Уже изрядно потрепанную, с такой засаленной обложкой, что с нее можно жир на свечи собирать. Брайан ее читал столько раз, что мог назвать, на какой странице какая строчка.

— Ты ее наизусть знаешь, — заметил он, но послушно взял ее из рук Пенни.
— Да. Когда я сплю, я сню, что я Эми. Мне нравится. Мы купим кошечку?
— Слишком сложный вопрос для вечера, Эми. — Брайан погладил ее по голове, надевая очки. — Какую главу будем читать?

Последнюю, всегда последнюю, где Дымка находит свою семью и все счастливы.

Пенни заснула на второй странице, обнимая Котенка и держа во рту краюшек его уха. Набегалась за вечер.

Брайан думал посидеть здесь еще немного, посмотреть, как она спит, но в комнату заглянула Стелла, постукивая костяшками по косяку двери.
Он отложил книгу на столик и поднялся, следуя за ней.

Стелла накинула куртку. Она не сходилась на ее животе, но Стелла говорила, что это так и задумано.

— Куда это ты собралась? — спросил он.
— По мужикам, — пошутила она. — А, может, и по бабам. Посмотрю, как вечер пойдет.
— Смешно, — улыбнулся он. — А серьезно?
— А серьезно у нас сработала сигнализация, мне нужно съездить проверить.
— Опять?
— Опять.
— Снова окажется, что кто-то просто не закрыл окно.
— Скорее всего.

Стелла влезла в лодочки с бантиками и критически осмотрела себя в зеркале.
Брайану нравилось наблюдать, как она прихорашивается.

— Напомни, почему это всегда должна быть ты?
— Потому что я живу ближе всех.
— Нечего было набирать сотрудниц из пригорода.
— Мы тоже живем в пригороде. Но это не надолго.

Она потянула к нему щеку, чтобы он поцеловал ее напоследок, но ее прервала трель дверного звонка.
К ней все время кто-то являлся. У Брайана никогда не было столько посетителей.

Но этот был точно его.

У Брайана похолодело все внутри от странного вихря чувств, в котором он не мог разобраться.
Человек в дверном проеме выглядел иначе. Но это определенно был Кот.

— Здравствуйте, — поздоровалась Стелла, неуверенно поворачиваясь к Брайану.
— Здравствуйте.
— А вы?..

Кот тоже посмотрел на него.

— Я — приятель Брайана. Надо было предупредить о своем приходе. Вы куда-то собираетесь?
— Брайан, это твой приятель, — повторила Стелла, ехидно глядя на него.

Может быть, на его лице было слишком много всего.

— Ты знаешь своего приятеля? — уточнила она.
— Да, это… Джон.
— Ты о нем не рассказывал.
— Рассказывал, ты забыла.

Он не знал, зачем это сказал. Стелла не стала продолжать беседу.

— Мне нужно отскочить, — зачем-то начала она оправдываться перед Котом. — Но если вы меня дождетесь, я с удовольствием познакомлюсь с приятелем Брайана. Он никогда не знакомит меня со своими друзьями.
— Это для твоего же блага.
— Да, конечно, — согласился Кот.

Брайан чувствовал, что надо просто схватить Стеллу и заставить ее остаться. Или уйти с ней. Или сказать, что он сейчас не может.
Но это вызовет только больше вопросов, позволить которые он себе не мог.

Стелла поцеловала его в уголок челюсти и забрала свою сумочку.

— Я быстро, — пообещала она. — Дождитесь меня, Джон.

Закрыв дверь, Брайан слушал ее шаги по коридору и лестнице, пока они не стихли.
Ощущал ли он в себе силы, чтобы развернуться? После стольких лет? Нет, не совсем.
Совсем не совсем.

Кот изменился. Меньше походил на того гибкого молодого человека, всегда в черном и узком, чтобы казаться незаметнее, чем есть. Кожа его уже не хранила болезненную бледность, а волосы оказались острижены так коротко, что не было заметно, будто они когда-то вились.

Брайан смотрел на него и думал, что он, верно, тоже не выглядит, как раньше. Ему было уже под сорок, и он также не мог оставаться прежним.

— Привет. Пират.

Впервые за их встречу Брайан просто боялся его коснуться. Это было странно. Словно он совсем чужой.

— Привет, Кот.

Брайан сунул растерянно руки в карманы. От этой привычки он не избавился.

— Не думал, что увижу тебя еще.
— Я сам не думал.

Не думал.

— Недалеко же ты переехал, — улыбнулся Кот нерешительно. — Всего на пару этажей вверх. Я быстро тебя нашел.
— Хм, да. — Брайан прищурился. — Года три назад сюда съехали. Перестали там помещаться.
— Ого, — Кот кивнул с долей уважения, — так у тебя теперь есть дети?
— Да. — Он против воли улыбнулся от этого факта. — Дочка. Пенни.
— И, похоже, ждете еще.
— Да. Мальчика.

Кот тихо рассмеялся.

— Черт, Пират, двое детей. М-м… поздравляю.
— Спасибо.
— У тебя очень красивая жена.
— Я знаю.
— Ты тоже. Без этой мохнатки на лице.

Брайан потер щеку.
Он посмотрел на темную дверь кухни и неловко махнул в ту сторону.

— Ну, не стоять же нам тут в коридоре. Может, ты есть хочешь?
— Нет, я сыт.
— Странно.

Кот шаркал за ним по коридору на кухню безмолвно. Брайан все ждал, ждал, что он скажет что-нибудь. Зачем он пришел. Чего он хочет. После такого долгого перерыва… как он мог быть уверен, что Брайан захочет его видеть?

Кот сел на стул у окна, оценивая вид сверху.

— Да, сюда я бы точно не забрался, — пошутил он, поднимая глаза на Брайана.

Они стали старше.
Все они.

— Мне сейчас столько же, сколько было тебе, когда мы познакомились, — внезапно сказал Кот, вновь отворачиваясь к окну. — И я начинаю тебя понимать. Чувствую себя старым.
— Ну, а я себя старым уже не чувствую.

Брайан поставил чайник, хотя не знал, будут ли они что-то пить. Но если и будут, это будет только чай. Только чай.

— Тебе нравится твоя жизнь?
— Нравится, — Брайан вздохнул, — и намного больше, чем когда-либо. Я никогда не думал, что способен ею поделиться с кем-то. Так.
— Значит, она — твоя судьба.
— Думаю, да.

Брайан закусил губы.

— А как ты?
— По-разному.
— Не женился?
— В этот раз нет.
— А парень или девушка?
— Сложно сказать.
— Ты не меняешься.
— Скажи это моим морщинам.

Брайан присмотрелся к нему. Очки он оставил там же, где и книгу про Дымку. Кот казался ему еще более расплывчатым пятном, чем раньше. Еще меньше ясности. Забавно.

— Нет у тебя никаких морщин.
— Я могу показать.

Скрипнул стул. Может быть, Кот и планировал ему что-то показать. Но пока он просто обнимал его, обвив руками и уткнувшись лицом в грудь.
Брайан неловко обнял его в ответ.
У него колотилось сердце. Он не знал, что нужно чувствовать.
Но чувствовал что-то.

— Я так скучал, так скучал по тебе, — прошептал Кот, целуя его в губы. — Я знаю, что не должен был приходить.

Брайан опустил голову, упираясь носом ему в плечо.
Он пах по-прежнему.

— Так почему ты пришел? — прервал его Брайан, не давая целовать себя.
— Просто оказался здесь. И подумал зайти.
— Зачем?
— Не знаю. Просто. Я всегда так делаю. Всегда, понимаешь?

И это было правдой. Единственной неизменной.
Кажущейся такой невозможной все это время, не вписывающейся ни в одни рамки и не поддающейся никакой логике, но очевидной и понятной сейчас.

У Кота нет никакого плана и никогда не было. Он делал что-то, потому что ему так хотелось. Он не смотрел вперед, не оценивал последствия своих поступков и уж точно не выстраивал никакой коварной стратегии.
Брайан засмеялся от этой мысли. Столько месяцев и лет он думал, что у Кота что-то на уме. Все это было глупостью.

Кот оплел его руками, просовывая их под ткань, чтобы дотронуться до кожи и согреть их.

— Кот. Нет.
— Я не… — Кот вцепился в его плечи, как будто заранее знал, что его оттолкнут. — Я не пришел сюда трахнуться, если ты об этом подумал. Мне просто холодно.
— Спасибо. Хотя бы одну причину, почему ты пришел, мы можем отсечь.
— Две. Я не голоден.

Он отпустил его сам, отходя к окну спиной. Кот оглянулся, как будто стоял перед пропастью, в которую намеревался прыгнуть.

— С каждым разом, — протянул он медленно, — я все меньше нужен тебе. В твоей жизни совсем не остается места. Нет места для лишнего. Наверное, это хорошо?
— Не могу сказать.
— Однажды тебе нужен был друг. Со всеми бонусами. Тот, кто бы заполнил пробелы.

Голос Кота звучал надломленно, и от этого у Брайана сжималось в груди.

— Тебе нужна была компания. Загадка. Может быть, ты придумал меня? Тебе такое приходило в голову? Что ты слишком много пьешь, и я — лишь плод твоей белой горячки?
— Сейчас я почти не пью. Некогда.
— И часто ли ты видишь меня?

Кот оперся обеими руками о подоконник, смотря на темную улицу.

Раз-два-три. Загорелся фонарь.

— Теперь я не могу дать тебе ничего из того, что тебе нужно.

Вздохнул.

— У тебя все есть. Я рад, что твоя жизнь стала такой.
— Я не прогоняю тебя, — выдавил Брайан. — Никогда не прогонял. Ты сам уходил.
— Да. Но и остаться ты никогда не предлагал.

Кот обнял себя за плечи, ежась от холода рядом с окном. В квартире на третьем этаже всегда было прохладнее, чем внизу.

— А что, если бы я не ушел? — Он обернулся робко. — Что, мы бы… мы бы что?

Брайан помнил, как задал этот вопрос много лет назад. Он так и не получил ответа.

— Не знаю. Что-нибудь.
— Вряд ли. Весь прикол нас с тобой в этом. Странном. Иррациональном. Абсурдном. Нам обоим это нравилось, скажешь, нет?

Кот выдохнул протяжно, когда Брайан обнял его со спины. Положил подбородок ему на плечо. Посмотрел туда же, куда и он.

— Может, я зайду еще раз?
— Лет через двадцать?
— Не исключено.
— Кот… не… — Брайан нахмурился. Слова давались с трудом. — Не стоит.

Кот отстранился, разворачиваясь в его руках. Его брови были вопросительно приподняты. Все такие же драматичные, как раньше.

— Не держись за меня. Я больше не могу тебе ничего предложить. Я. Не ты.
— Пират…
— Послушай…

Брайан облизнул пересохшие губы.

— Иди вперед. Ты молодой, яркий. Не цепляйся за меня. Я того не стою.
— Стоишь.
— Кот.

Брайан поцеловал его в висок.

— Мы переезжаем в новый дом в следующем месяце.

Кот молчал.

— Не ищи меня больше. Не ищи, Кот.

Кот заморгал часто, отворачиваясь. Посмотрел на горшочек с каменной розой и прикусил губу, будто чтобы не сказать лишнего.
Брайан погладил его по плечу до локтя, но он не реагировал. Никак. Никакой даже самой мелкой дрожи.

— Забавно.

Кот обхватил горшок, поглаживая его. Его пальцы скользили вдоль узоров. Тонкие и чуткие, как пальцы реставратора или писателя.
Может быть, Брайан и мог бы успеть. Может быть, нет.
Кот просто сдвинул горшок с края подоконника, и он тяжело упал на ламинат, трескаясь.
Брайан мог бы спросить, зачем он это сделал, но он знал ответ. Потому что захотел.

Кот погладил его по груди и мягко оттолкнул.
Он посмотрел на себя мельком в зеркало, когда открывал входную дверь. Взглянул на отражение Брайана за собой и улыбнулся.

— Прощай, Брайан.
— Прощай, Кот.

Он развернулся, дотрагиваясь до ручки входной двери.

— Меня зовут Феликс.

Брайан не знал, смеяться ему или плакать. Феликс.
Ему было ужасно смешно от этого, потому что Феликс. Феликс. Он никогда не думал о Феликсе. Это было забавно до противного.
Ему было ужасно грустно, потому что он знал, что это действительно прощание.

Когда Стелла вернулась домой, он пил уже третий стакан голого джина, смотря в темное окно, за которым тускло светил фонарь. Теперь Брайан редко пил, но это было необходимым сейчас.

— А где твой приятель? — спросила Стелла, вешая сумочку на спинку стула. — Все-таки не дождался меня.
— Не дождался, — подтвердил Брайан, не оборачиваясь. — Ему надо было идти.
— Жаль.

Она постучала ноготками по его плечам.

— Почему ты о нем не рассказывал?
— Не знаю. Думал, что его нет в живых.
— Смешно.

Она подумала, что он пошутил.

Потрепав его по волосам, Стелла поцеловала его в макушку и потянулась, чтобы отодвинуть наполовину опустевшую бутылку джина.

— Я пойду в постель. Расскажешь о нем потом?
— Нет.

Она молчала.
Брайан смотрел в стекло и видел их отражение. Их двоих.

— Нечего особо рассказывать. Работали как-то с ним. Съездили в Шотландию.
— Ничего себе. И это по-твоему нечего?
— Это все.

Стелла прищурилась.

— Жду тебя.

Она ждала.

В новом доме, который они присмотрели, были совсем другие окна. Чтобы открыть, их не нужно было поднимать и стопорить. Они приоткрывались сверху. В них невозможно было пролезть.
Именно об этом думал Брайан, когда они только въехали. Замечательные строгие окна с выбеленными подоконниками и офисной невозмутимостью.

Немного жаль.

Брайан больше никогда не видел Кота. Не встречал его на улицах, не слышал, как кто-то скребется во входную дверь.
Иногда он гулял по Суррей-стрит, заходил в «Мистер Грандис», сидел, отдыхая от детского гомона дома. Та официантка там больше не работала.

На сорокалетие он получил открытку на электронную почту. Одну из первых картинок, выбивающихся в гугле по запросу «С днем рождения». В графе отправитель был короткий е-мэйл из беспорядочных знаков, генерируемый на десять минут для единичных операций. Е-мэйл пришел четыре минуты назад, и у Брайана был шанс ответить.
Он не ответил.


Рецензии