Как устранить задержку речи у двухлетнего ребёнка?

У вас в семье растёт долгожданный и всеми любимый малыш.
— Когда же он станет первые слова выговаривать? – с нетерпением думаете вы.
Это ожидание так сильно увлекает вас, что простое проговаривание слогов ма-ма-ма и па-па-па вы принимаете, как мама – папа, не осознавая, что ребёнок лишь находится на этапе подготовки речевого аппарата к будущему говорению.
Но, к сожалению, вы столкнулись с неожиданной проблемой. Вашему ребёнку исполнилось уже 2 года, а он всё ещё не заговорил, хотя вы замечаете, как богат речевой запас у многих его сверстников, это настораживает и даже немного пугает, вы уже думаете:
— А заговорит ли наш Ванечка когда-нибудь?
В этой статье мы попробуем разобраться с проблемой, выяснить – какие причины могут препятствовать речевому развитию малыша и найти способы развития речи, подходящие именно для вашего ребёнка.
Итак, какие же причины могут помешать речевому развитию ребёнка?
1.    Малыш может не говорить по медицинским показаниям. Хорошо, что эти неприятности не частые гости в наших семьях. Но чтобы исключить такую проблему и принять своевременные меры, надо обратиться к врачам – специалистам разных направлений:
·         так, врач отоларинголог может определить у ребёнка недостаток слуха;
 
·         невролог – рассеянное внимание…
 
·         необходимо обследовать ребёнка у узких специалистов в разных направлениях медицины и лишь с их положительным заключением на руках приступать к поиску причин речевого отставания, не связанных с медицинскими показателями (в случае же обнаружения проблемы со стороны медицины врач назначит лечение и здесь также важна своевременность).
 
2.            Кому-то может не понравиться термин – педагогическая запущенность ребёнка. У людей сложился стереотип, что такую характеристику может получить малыш, который воспитывается в асоциальных условиях – в семье, где родители пьют и не занимаются воспитанием детей.

Но разве мало сегодня, так называемых, благополучных семей, в которых родители поглощены проблемами зарабатывания денег, карьерным ростом. В такой семье, как правило, ребёнок мало встречает отказов в материальных затратах: много игрушек, красивая одежда, вкусная полезная пища!
Но мама и папа не замечают пробелов в эмоциональной сфере их малыша:
 
·         мама рано вышла на работу, малыш вынужден весь световой день проводить с няней дома или в детском учреждении с чужими людьми (здесь, правда, есть свои плюсы – окружение говорящими сверстниками побуждает и его к говорению).
Но если бы мама знала – какою тоской наполняется сердце малыша утром и с каким нетерпением он ждёт вечерней встречи с родителями!
А они – мама и папа, увидели малыша, обняли крепко, порадовались встрече и снова о нём забыли: и виной не только нахлынувшие ежедневные домашние дела, но и смортфон, телевизор, компьютер, ворующие нас у наших детей.
 
·         и малыш вынужден опять тихонько играть сам с собой, без нашего участия. Такая атмосфера обязательно выльется в педагогическую запущенность: эмоциональную, речевую, игровую и т.д.
 
3.            Смежная с предыдущей проблема – недостаток речевого образца, скорее она может вытекать именно из педагогической запущенности.
 
4.            Причиной речевого отставания может быть и индивидуальная особенность ребёнка. Мы все разные и наши этапы развития могут сильно отличаться.
 
Итак, мы рассмотрели некоторые причины речевого отставания ребёнка. Посмотрим, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию, чтобы ребёнок, как можно скорей, начал говорить.
 
Одним из самых важных условий является наличие хорошего речевого окружения:
 
1.    Родителям надо не забывать общаться с ребёнком, чётко проговаривая слова, ярко и эмоционально.
— Это шапка. Наденем её на голову Ванечке. Так, надели.
 
2.            И даже, если ребёнок целый день провёл с няней или в детском саду, вечером маме и папе следует забыть про Интернет и телевизор до того момента, пока малыш не уснёт.
 
3.            Надо постараться максимально компенсировать упущенное время активным общением: беседы, вопросы, игры, занятия.
 
4.            В помощь речевому развитию малыша и другие дети в окружении – братья, сёстры, соседская детвора.
 
5.            Хорошую услугу окажет смена скучного каждодневного пребывания в одной и той же обстановке на новые яркие переживания:
 
·         это может быть поход в зоопарк, прогулка в парк, и даже простое посещение большого супермаркета вместе с родителями.
Особенно впечатляющим здесь будет отдел игрушек: на малыша с полок «смотрят» яркие машины и паровозики, куклы и мишки, утюги и чайники, мячи и скакалки.
Какое разнообразие!
Так и хочется потрогать, забрать с собой одно, другое, третье!
Богатство впечатлений малыш примет в качестве хорошего вдохновителя сказать что-то новое.
 
·         если есть возможность провести отпуск в путешествии вместе с ребёнком, — надо использовать.
Особенно хороший толчок к развитию может дать море со своим тёплым песочком и камешками на пляже, с шумно бегущими к берегу волнами.
 
6.            Скажем несколько слов и о том, как качественно устроить досуг малыша в общении со взрослыми, чтобы в каждом часе нашлась минутка именно для развития речевых центров мозга, речевого аппарата и речевого развития в целом:
 
·         малыш не говорит слова или говорит их мало, в основном заменители, на своём, не всегда понятном языке. Но это вовсе не означает, что он понимает также мало, как говорит.
Мама зовёт:
 
— Иди ко мне, Катенька, — и девочка радостно бежит к маме.
 
·         Папа надевает малышу рубашку и приговаривает:
— Подними руку, протянем её в рукав, хорошо, теперь – другую.
Сын не сказал ни слова в ответ, но он понял и выполнил нужные действия.
 
Это говорит о том, что у ребёнка уже есть определённый запас известных слов – так называемый, пассивный словарь, который позднее станет активным, когда малыш заговорит. Тогда он сам скажет рука, нога, рубашка. А пока он только воспринимает их на слух и понимает.
 
Вот яркий пример из жизни:
 
Девочке два с половиной года. Она говорит только некоторые отдельные слова, не связывая их фразой: — Да, дай, мама, папа, баба и т.д.
Тётя, мамина сестра, привела её утром в детский сад и подведя к групповой двери предложила войти, но девочка встала на месте и не идёт, после повторного приглашения, она также не сделала ни единого шага.
Оказалось, что тётя перепутала группу и предложила войти не в ту дверь.
И когда это выяснилось и девочке открыли дверь её группы, она радостно туда побежала.
Не имея активного словаря на эту ситуацию, девочка действием объяснила невозможность войти.
 
Ясно, что малышка умная, она не только всё понимает, но у неё хорошая память, она ориентируется в помещении (и это при том, что в этот детский сад её перевели лишь полмесяца назад, но это не помешало ей отличить дверь чужой группы от своей).
 
6.       Учитывая такую особенность восприятия неговорящего ребёнка, взрослым надо больше давать ему словесных указаний в виде просьб и повелений:
— Дай маме мишку; прокати мячик; покорми куколку (лялю), сними сам (сама) носки и т.д.
 
7.       Обязательным условием развития речи ребёнка является чтение красочных детских книг, в которых выполнены требования к иллюстрации:
·         картинка в книге не только должна быть яркой, она обязана отражать предмет не искажая его, если это, например, мяч, то он круглый, но не овальный, если это собака, то она должна быть не просто узнаваема, но все отличительные признаки животного должны быть отражены – цвет шерсти, форма и размеры туловища, ушей, хвоста – всё, как у настоящего животного.
 
8.            От самого раннего возраста надо много рассказывать малышу сказок, стихов, потешек, петь детские песенки:
 
·         хороший приём для активизации речи — оставлять недосказанной фразу при чтении знакомой сказки, стихотворения, побуждая ребёнка самостоятельно договорить.
Посадил дед … (репку);
Мишка косолапый по лесу … (идёт).
 
9.       Полезно также и звуковое подражание животным, людям,  транспортным средствам:
 
·         ребёнок ещё не умеет говорить слово – собака, ему легче сказать – ав -ав;
·         вместо длинных слов – поехала машина: би-би.
 
10.         Неоценимую помощь в активизации речи малыша оказывают пальчиковые игры.
Здесь приводятся в действие тактильные ощущения ребёнка, они подогревают речевые зоны головного мозга:
 
·         не случайно народная мудрость с годами накопила этих игр так много: «Сорока – белобока», «Ладушки», «Мальчик – пальчик» и др.;
 
·         немало интересных развивающих игр и в арсенале современных логопедов.
Сегодня нетрудно собрать их целую коллекцию из  детских книг, из материалов, размещённых в Интернете;
 
·         к этому стоит прибавить накопления собственной памяти – нам ведь тоже в детстве говорили, перебирая наши пальчики: — Этот пальчик дедка, этот пальчик бабка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик наш малыш, зовут его … Танечка (Ванечка, Катенька …);
 
Продолжением развития мелкой моторики станет лепка из пластилина, или из теста:
 
·         тестопластика – это вообще кладезь красоты, которую можно создавать вместе с ребёнком, начиная от простых калачиков и пряничков для кукол и кончая самыми разнообразными предметами, можно даже картины создавать из этого простого материала;
 
·         этому тоже можно научиться через Интернет;
 
·         предметы можно красиво, ярко раскрасить;
 
·         секрет теста, как материала для пластики, — большое количество соли, она скрепляет и позволяет творить чудеса.
 
11.         Хорошим помощником в речевом развитии и знакомстве ребёнка с окружающим миром может стать игра «Чудесный мешочек» — она проста и интересна:
 
В красивый мешочек можно положить любые предметы и предложить ребёнку доставать их по очереди. Малышу будет любопытно обнаружить шарик, колечко, маленького зайчика и т. д.
 
— Что это? – удивляется вместе с ребёнком мама, и сама проговаривает чётко, ясно, окрашивая слово яркой интонацией голоса, —  да это зайка, скок-скок. А это собачка – ав-ав!
Постепенно малыш тоже включится в игру и начнёт понемногу называть предметы.
 
Эта игра может долго помогать в развитии ребёнка, и тогда, как он уже будет чётко выговаривать слова, правила будут усложняться: например, надо определить на ощупь – какой предмет малыш держит рукою в мешочке? Дальше ещё сложнее – доставая и называя предмет, классифицируем его – морковь, -это овощ; яблоко- фрукт; ложка – посуда и т.д.
 
12.         Очень важно включить в цикл занятий работу над развитием артикуляционного аппарата ребёнка.
 
Это дело не из простых, но и тут поможет творческий поиск взрослого:
·         — Собачка – ав-ав, — мама показывает – ав, широко открывая рот, а поезд гудит – ууу! – здесь уже другая артикуляция;
 
·         а ещё можно немного поиграть с мимикой лица, переходя от улыбки к гримасе плача, открыть широко рот или сделать губы трубочкой, не надо бояться показаться смешным, такая игра будет забавлять ребёнка, и ему захочется подражать;
 
·         подуйте вместе с малышом на лёгкое пёрышко, на воду в тазике, нагоняя волны.
 
Вашим хорошим помощником будет смелая фантазия и постоянный поиск новых игр и занятий.
 
Итак, прочитав статью, вы узнали некоторые, ранее неизвестные вам методы работы над развитием речи неговорящего или мало говорящего малыша.
Теперь, вооружившись полученными знаниями, смело приступайте к работе.
Ваше трудолюбие оценится добрыми результатами, и скоро вы не узнаете своего малыша: вы будете целыми днями наслаждаться его разговорами, услышите, как  интересно он пересказывает сказки, как выразительно читает стихи.
Как христианка, не могу оставить без внимания ещё одни важный совет: речь о молитве.
Все перечисленные выше советы стоит исполнять, предварительно помолившись Господу, то есть попросив Всесильного Христа оказать помощь.
Попробуйте научиться все дела в жизни делать вместе с Богом, то есть обращаясь к Нему с просьбами – помочь вам.
Не разочаруетесь.
Господь всегда рядом, Он хочет нам помогать, Он так сильно любит людей, что перенёс за нас и для нас крестные страдания на Голгофе, тяжело там умер и воскрес.
Поэтому мы в пасхальные дни провозглашаем:
- Христос воскрес.
Задумайтесь над этой традицией и поймите, что это не пустые слова, это признание великого подвига Христа.
Об этом поговорим подробнее в другой раз.
Сейчас я лишь постаралась напомнить о великом Помощнике в любом нашем деле, в том числе и в работе над речью ребёнка.
Успеха вам, дорогой читатель.
Татьяна Гопина -  Лобанова
 


Рецензии
Как мы, взрослые, не похожи друг на друга, так и дети совершенно разные маленькие человечки, у каждого свой мир.
И сроки их развития тоже невозможно подогнать под одну линейку, они у них разные, эти сроки: и ходить, и говорить, и понимать речь взрослых, и многое другое дети учатся делать - каждый в своё время.
И всё-таки, есть особые приёмы, пользуясь которыми, мы сможем повлиять на речевое развитие малыша, помочь ему раньше заговорить.
Об этом и пойдёт речь в статье "Как устранить задержку речи у двухлетнего ребёнка?"
Впрочем, она и не задержка вовсе, а именно свой индивидуальный срок развития.
Но помощь ребёнку в освоении родного языка не будет лишней.

Татьяна Гопина Лобанова   22.03.2021 16:02     Заявить о нарушении