М. Саидов. Ясновидец. Пер. А. Курбановой

                – Наш сосед Алигаджи уже успел второй раз собрать уважаемых людей во главе с Муллаали и сделать «Мавлид», – два раза напомнила Ашура, когда Имацци сел обедать.
                Но со стороны Имацци на эти ее слова никакой реакции последовало. Ашуре такое безразличие не понравилось. Она решила повторить свой упрёк и в третий раз:
                – Наш сосед…
                – Ашура! Перестань повторять то, что уже было сказано! Мне не интересно, что сделал Алигаджи. Лучше объясни, что ты хочешь этим  сказать. 
                – Дорогой Имацци, нельзя ли и нам собрать уважаемых в ауле людей  и сделать «Мавлид» в средней комнате.
                – Старуха моя, кто тебе мешает без мавлида молиться?
                – Никто, Имацци. Но если в этой комнате «Мавлид» проведут, то  здесь  никому, даже твоим кунакам, нельзя будет ни курить, ни пить. Кроме того, в доме, где проводят мавлид, берекета, то есть, благосостояния  бывает больше.
               – Эти мысли, моя старушка, хороши, кроме тех слов, которые касаются моих кунаков.
               – Для приема кунаков есть же и другая комната, – Ашуре стало неловко, будто она не рада гостям мужа.
               – Я с тобой, Ашура, согласен, только ты готовься к мавлиду, а уважаемых людей я соберу без труда.
              – Я всегда готова, Имацци, в следующую пятницу порежь барана, а я приготовлю еду.
              – Ты не переживай, Ашура. Раз такое дело, порежем самого жирно барана, – улыбнулся Имаци, желаю угодить Ашуре.
После Джума намаза, в пятницу, Имацци подошел к Муллаали.
              – Слушай, ты смог бы организовать чтение «Мавлида» у меня дома?
              – Какой разговор! Не только организую, но и сам соберу уважаемых людей, – Муллаали обрадовался возможности сытно поесть и получить «подарок» за чтение «Мавлида». 
Настала пятница.
              – Ашура, вот тебе мясо, приготовь хинкал, – Имацци положил разделанную тушу барана в сорокалитровую кастрюлю.
После обеда пришел Муллаали, за ним небольшая группа уважаемых  аксакалов. Войдя в саклю, Муллаали сходу спросил у Имацци:
              – В какой комнате будем читать «Мавлид»?
              – Вот сюда проходите, почтенные односельчане! – Имацци торжественно открыл двери средней, самой большой по размерам, комнаты.
Стоя на пороге, указанной ему комнаты, Муллаали начал кричать:
             – Вон отсюда, илбис! Сгинь! Уходи, проклятый враг Ислама! Сгинь с наших глаз, сын шайтана, проклятого Аллахом, вон из дома!
             – Что случилось, Муллаали? – спросил удивленный Имацци.
             – Ты что? Не видел что ли, в этой комнате жил сын шайтана!
             – Я ничего лишнего здесь не видел и не вижу, почтенный Муллаали. Как может поселиться в моем доме илбис без арендной платы? Тем более, бесплатно, даже без разрешения хозяйки дома. 
             – Ты, наверное, шутишь, Имацци? О какой аренде идет речь? Он у тебя спрашивать будет что ли? Я же только что выгнал его из дома.
             – Я живу, Муллаали в этом доме около шестидесяти лет, но никто здесь кроме моей семьи не жил. Бывало, гости ночевали в этой комнате, но без моего ведома, чтобы кто-то здесь жил, такого ни разу не было.
             – Ну, хорошо. Ты же мог не обратить внимания на то, что илбис жил в твоем доме, как член твоей семьи и сбивал тебя с истинного пути религии.  Но  сегодня я уже выгнал его. Илбис вышел перед твоим носом! – настаивал Мулла-Али.
             – Почтенный Муллаали, не все же такие ясновидцы, как  ты. Откуда у Имацци такой дар, чтобы увидеть илбиса – сына шайтана и черного беса, – Вали поспешил разрешить полемику между мудрецом и ясновидцем.
             – Да, ты прав, Вали, Имацци мог не видеть илбиса, – поддержали его другие аксакалы.
             – Может быть, все вы правы, не все владеют даром Божьим – ясно-видением, – согласился Имацци, чтобы не спорить с человеком, кото¬рого сам пригласил.
              После словесной дуэли Муллаали, Имацци и все присутствующие удобнее расселись на мягких подушках и начали читать «Мавлид». Пока уважаемые люди читали «Мавлид», Имацци думал над тем, как не остаться проигранным  в словесной дуэли с Муллаали. Он не мог и не хотел так легко уступать ему эту победу. Когда завершилось чтение «Мавлида» Имацци зашел в кухню.
              – Ашура, хинкал готов?
              – Да, Имацци, все готово. Остается только разложить хинкал, а потом подам и сладости?
              – Муллаали любит мясо в горячем виде. Положи ему в одну тарелку самый жирный, хороший кусок мяса, только спрячь его под хин¬калом. А остальным положи мясо сверху хинкала.
              – Как, скажешь, мой Имацци.
Горец, помогая жене, подал всем тарелки, где с краю от хинкала красовались разрезанные ровными полосками кусочки  мяса. А Муллаали подал тарелку, где не было видно ни одного такого куска мяса.
             – Имацци, у меня очень хорошие зубы. Со стороны докторов тоже мясо мне не противопоказано.
             – Я знаю, Муллаали, что у тебя и зубы здоровы, и что ты любишь мясо, – улыбнулся Имацци и посмотрел на всех сидящих, как будто приглашал их в свидетели продолжения словесной баталии.
             – Поэтому, мне хинкал без мяса подаешь? – горец показал зубы, заставив себя улыбнуться.
             – Почтенный, Муллаали, сегодня при всех свидетелях ты выгнал из моего дома илбиса, обнаружив его своим ясновидением, которым никто из нас, присутствующих в этой комнате, не владеет…
             – Спасибо, тебе Имацци, что ты заметил, эти мои превосходные качества, которыми Аллах одарил меня. «Ясновидение» – это красивое слово, откуда ты его вытащил?
             – Я читал в газете про одну женщину, от глаз которой ничего нельзя было спрятать.
             – Вот, вот, Имацци, от моих глаз тоже ничего не спрячешь. Поэтому я увидел в твоём доме илбиса, которого ты за свою жизнь ни разу не увидел. У меня это, как ты говоришь «Ясновидение», с детства. Когда я ещё был ребёнком, куда бы отец ни прятал конфеты, сахар, печенье, я их всегда находил, и как мой отец  говорил, находил «даже с закрытыми глазами».
             – О, мудрый из мудрейших, добродушный Муллаали, ты же у нас - ясновидец, разгоняющий из домов джинов и бесов, что же ты даже  с открытыми глазами не видишь мясо, что скрыто в твоей тарелке под хинкалом? – улыбнулся Имацци, радуясь удачному эксперименту.
            – Я-то всё вижу, Имацци, – горец стал ковыряться в глубокой тарелке в поисках кусков мяса. Когда под хинкалом приоткрылся большой кусок жирного сочного мяса, лицо у чтеца «Мавлида» посерело, но всё же решил не выдавать себя:
            – Я-то всё вижу, дорогой Имацци, но хотел проверить, видят ли это мясо другие сидящие здесь? – Муллаали воткнул вилку в мясо и приподнял его.
            – Теперь и мы тоже видим его, –  усмехнулись  аксакалы.


Рецензии