Елизаветинские хлысты. 19 век

На фото: Коллектив народного хора Елизаветинского сельского Дома культуры.


Крестьяне села Елизаветинского, в народе получившее название «Колдуновка», были вовлечены в хлыстовскую секту. О Хлыстовской секте в этом селе в Ставропольских Епархиальных Ведомостях, в № 8 - № 10 за 1895 год, писал священник Александр Перевозовский.

В начале 70-х годов XIX века в селе Елизаветинском случился неурожай, повлекший миграцию крестьян на заработки в хлебные уезды. Местный крестьянин Филипп Скогорев, вернувшийся домой из села Круглолесского, стал распространять хлыстовщину среди селян.

Он говорил о появлении нового Христа, Превышнего Бога – Порфирия Петровича Катасонова, за которым укрепилось прозвище «Петруша». Его апостолом-евангалистом был Петр Лордугин (тоже «Петруша») из г. Георгиевска. Он, якобы, получил от Катасонова ключи царствия небесного.
 
Хлыстовцы по-своему толковали Ветхий и Новый Заветы, они не признавали священников и иконы, не считали законными церковные браки, не пили водки, не курили табака, воздерживались от употребления мяса.

Первыми в секту вступила семья Андрея Разумова, бывшего твердого православного христианина. Затем вступили родные братья Василий, Яков и Парамон Павловы; Филипп Денисенко с женой; Головины; Семен Юрин с семьей; братья Ф. Скогорева – П. и Е. Белоколоцкие, Жирноклеевы, Байдины. Вскоре хлыстовцами в селе Елизаветинском стали 40 человек, не считая детей.

Сначала елизаветинские хлысты не имели «старшого», который бы управлял «малым стадом». На собрания они ездили в село Медведское, где участвовали в молениях под руководством крестьянина Капишникова Семена Капитоновича. Это было неудобным. По ходатайству Петруши Лордугина старшим в секте был избран зажиточный крестьянин Павлов Василий. Павлов руководил сектой с 1870 по 1874 годы, но это требовало больших расходов на проведение мероприятий, поэтому, боясь окончательно разориться, он переселился в село Калиновское.

Сектанты в 1874 году избрали своим пастырем зажиточного крестьянина Головина Ивана, который старшинствовал в секте три года.

Головин Иван, крестьянин села Александрии, осенью 1828 года переселился в отселок Елизаветинский (Грязнушенский), но был записан по селу Благодарному. Вопрос отделения отселка Елизаветинского от села Благодарного решался довольно долго, с 1852 по 1857 годы. Семья крестьянина села Елизаветинского Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии Головина Ивана была учтена в семейном рекрутском списке села Елизаветинского в 1863 году. (Ставропольский архив ГКАУ «ГАСК», Фонд 806, оп. 1, д. 130) [24]

Затем руководство сектой перешло к ее основателю Скогореву Филиппу.
При нем секту пополнили: Байдины, Домашенковы, Федоровы и Пименковы. Через два года Скогорев переселился в станицу Горячеводскую, а главенство перешло к Жирноклееву Назару. Руководил сектой он долго, с 1879 по 1892 годы. Хотя он и был безграмотным, немногословным, но при нем состоял пророком его сын Жирноклеев Афанасий, грамотный, красноречивый, расчетливый. Это позволило значительно расширить влияние хлыстовщины на жителей села Елизаветинского.

В секту вступили: Андросов Семен, Антонов Михаил, Бойко Тимофей, вдова Бондаренко, солдат Землянский с семьей, Кутьин Фома с женой, вдова Машина – сваха Жирноклеева, Мишустин Максим с женой, Петенкова, слепец Разумов Ксенофонт, Скрыпников Савва с семейством, Чернов Никита, Чернов Федор, Черновы (два двора), Штанькова – сестра Жирноклеева.

Большую роль в приобщении народа к хлыстовству сыграл слепец Разумов Ксенофонт. Он умел играть на фисгармонии, зарабатывал этим себе кусок хлеба на ярмарках. В общине он организовал хор, многоголосное пение хлыстовских стихов. Послушать елизаветинских певцов стали приезжать люди из села Благодарного и других сел.
 
Хлыстовская община почувствовала свою силу. Собрания стали проводить открыто и часто. Сектанты стали массово ходить по улицам села Елизаветинского, распевать «Иже Херувимы», «Достойно есть» и другие. Зубков Кузьма и Петр Лордугин стали вести речь об отделении от Православной Церкви, как они говорили, «…от мирской мельницы». За венчания и другие службы руководители секты стали брать с прихожан оплату.

Но в 1886 году в Ставропольской губернии состоялся суд над Нинскими хлыстами, осужденными и приговоренными к ссылке в Сибирь. После чего елизаветинские сектанты активность снизили. Чудотворец Петруша – Петр Лордугин приезжал в Елизаветинское. 5 июня 1888 года он умер в городе Пятигорске. Хлысты уверяли, что в этот день свершилось на небе затмение, солнце померкло, «…но Петруша не умер, а пошел приготовить место им, хлыстам».

В марте 1892 года Назар Жирноклеев, допустивший безнравственные поступки, был смещен с должности. Новым руководителем сектанты избрали крестьянина Скрыпникова Савву, уже давно состоящего в хлыстовстве и одного из усердных ее приверженцев. Для его избрания приезжал казак станицы Александровской Терской области Михаил Филков, заместитель Петра Лордугина.

Вскоре административная и судебная власти в селе Елизаветинском оказались в руках хлыстов. Главой волостного правления стал закоренелый хлыст Байдин Яков, волостными судьями: Скрыпников Савва – руководитель секты и Белоколоцкий Елизар – брат первого руководителя секты Скогорева Филиппа. Собрания хлыстов стали собираться чаще, судебные решения принимались в их пользу, так как судьи были свои, и они братьев и сестер по духу в обиду не давали. Земскому начальнику коллежскому секретарю Баркалову Михаилу Андреевичу пришлось провести большую работу среди населения, чтобы хлысты были сняты с ответственных должностей и не избирались вновь.

Руководство Ставропольской Епархии боролось с раскольничеством и сектантством. По селам губернии разъезжали противосектантские миссионеры и разведчики, которые изучали обстановку, встречались с сектантами, разъясняли крестьянам о вредности лжеучения.

11 декабря 1895 года в село Елизаветинское с миссионерским визитом прибыл священник Симеон Никольский. В доме священника о. Михаила Александровского он встретился с миссионерским разведчиком, слепцом Разумовым Ксенофонтом, бывшим хлыстом.

По его рассказу в Елизаветинском проживают около 90 хлыстов. Особенно ретивые хлысты: Байдин, Белоколоцкий, Головин, бывший лжепророк Жирноклеев Афанасий, бывшая лжебогородица Кривченко Агафья, Кутьин, Петенко, Скогорев Филипп, Чернов, Черногоров.

На следующий день у храма Покрова Святой Богородицы собралось более 500 прихожан. По распоряжению священника о. Михаила Александровского начался благовест. Три священника: Епархиальный миссионер о. Симеон Никольский, окружной миссионер о. Михаил Костенко и о. Михаил Александровский соборно совершили канон молебный Покрову Пресвятой Богородицы. Затем миссионеры говорили народу о непрерывном преемстве в церкви апостольского служения в лице пастырей, о преступности самоизмышленной иерархии у хлыстов. Беседа с прихожанами завершилась народным пением: «Пресвятая Богородица, спаси нас», Молитвы Господней и «Богородица Дева, радуйся».


***

Через десять лет раскол в России был преодолен. 17 апреля 1905 года в Царском Селе Николай II подписал Именной Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости».

Из Указа: «…Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной Веры, порождаемой благодатею Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, Повелеваем:
1) Признать, что отпадение от Православной Веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию…

5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке».

По этому Указу общины старообрядцев и сектантов могли для отправления духовных треб избирать «настоятелей и наставников», которые утверждались в должностях правительственной властью, исключались из мещан или сельских обывателей, освобождались от призыва на действительную военную службу.

***

В августе 1911 года жители Благодарненской волости Зубковы, Даниловы, Горбуновы, Головины, Соколовы и другие зарегистрировали Сектантскую общину Духовных христиан Старого Израиля.

Председателем общины стал Зубков Козьма Иванович, а секретарем Данилов Василий Петрович. Сектанты получили в МВД Ставропольского губернского правления соответствующие удостоверения.

Владимир Пузиков
г. Благодарный
28 апреля 2020 г.


Рецензии
Cпасибо, Владимир! Очень интересная и важная информация! Доброго лета!!

Игорь Лебедевъ   16.06.2020 09:42     Заявить о нарушении
Добрый день! Благодарю!

Лето жаркое. В тени плюс 35.

Владимир Пузиков   16.06.2020 15:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.