Одуванчик лети. Глава 18. Переломное время

Айла сдала выпускные экзамены и с аттестатом на руках уехала в Челябинск, где жила двоюродная мамина сестра. Отпускать её в Питер мать наотрез отказалась. После того, как Серафима пожила в Ленинграде, в её представлении этот город стал рассадником порока.

В Челябинске Айла сдала документы в Челябинский институт культуры на актёрское отделение, хотя могла идти в любой технический ВУЗ, потому что математика всегда была её любимым предметом и последние три года в школе их класс имел статус экспериментального и углубленно изучал высшую математику и прикладные науки.

Несмотря на это, упрямая девочка твёрдо хотела в будущем связать свою судьбу со сценой, хотела петь. Но так как не была обучена музыкальной грамоте, то не стала поступать на музыкальное отделение, думая что одних вокальных данных для этого будет недостаточно.

Айла всё своё непростое детство провела по больницам и санаториям, хорошо ещё, что неплохо закончила среднюю школу, где уж ей было учиться в музыкальной при таких условиях. Историю и сочинение Айла сдала хорошо, а вот на творческом конкурсе, на который она подготовила композицию песню и стихотворение про Стеньку Разина, она срезалась.

Члены комиссии, когда она выступала, её похвалили, одна женщина даже рекомендовала ей идти вначале в училище, где её обязательно обучат и музыкальной грамоте в том числе. А потом, когда все претенденты показали свои возможности, комиссия собрала всю группу абитуриентов и стала высказываться по каждому человеку отдельно, тот мол молодец, а другой редиска и так далее, причём каждый выслушивал вердикт комиссии стоя.

Дошла очередь и до Айлы. Все отнеслись к ней лояльно, мол творческий потенциал есть, рекомендуем идти на музыкальный факультет и прочее, хотя Айла уже сама решила так и поступить. А один член комиссии встал и прошёлся по физическим данным Айлы, мол вы не сможете показывать этюды, как вы будете учиться пластике и прочее.

Вердикт звучал, как поняла его Айла, что ей в артистки с её физическими недостатками идти никак нельзя, артист обязан быть красивым, а не вызывать жалость. Айла стояла, как оплёванная, слушая этого дурака с глазами полными слёз, ей пока было невдомёк, что бывают люди, начисто лишённые деликатности и такта.

Не только дети бывают жестокими, а и многие взрослые. Хотя может так и нужно говорить в лоб и жёстко, чтобы всякие там не стремились к лучшей жизни, а сидели на заднице ровно и не роптали. Айла забрала документы из института и поступила в Челябинское училище культуры на народное отделение.

Перед комиссией она пела протяжную лирическую песню, которую не каждый из них и слышал, тогда как Айла запоминала все песни, которые пели мамины подруги, которые были родом из разных мест.

То, что Айла не заканчивала музыкальную школу, не послужило преградой, сказали всему научим, только учись. Так, окрылённая Айла стала с радостью учиться.

Учебный процесс приносил ей только положительные эмоции. Спец предметы давались легко: сольфеджио, гармония, теория музыки, аранжировка и расшифровка, а самое главное индивидуальные занятия по вокалу и хор.

Задачи по гармонии она щёлкала, как орехи, потому что музыка имеет большое сходство с математикой и как и куда разрешать все септаккорды Айла чувствовала даже интуитивно. Кроме специальных предметов она также изучала историю мировой художественной культуры, философию, историю религии, психологию и педагогику, литературу и историю, ещё были клубное дело или культпросвет работа.

Все предметы давались легко и играючи. Жила Айла вначале у тётки, которая совсем недавно вышла замуж и родила дочь, хотя ей было уже за 30. Оставаться у неё Айла не хотела, потому что во время поступления, когда тётка уехала в деревню, ей пришлось остаться с её мужем, который однажды завалился пьяным и стал приставать к ней, тогда Айла всю ночь провела на балконе, закрывшись изнутри, а наутро съехала в общежитие.

Потом, когда она дня через три приехала за своими остальными вещами, муж тётки был по-прежнему пьян, а у них в квартире расхаживала в неглиже какая-то пьяная девка. Айла тогда не стала ничего рассказывать тётке, потому что не хотела быть виноватой в их ссорах, в итоге тётка потом так и развелась с мужем из-за его систематического пьянства и гулянок.

В их студенческом общежитии было 5 этажей. Мальчики занимали третий этаж, а девочки четвёртый и пятый. На первом этаже находились вахта, кабинеты коменданта и кастелянши, прачечная и душевая. На втором этаже проживали семейные педагоги или взрослые заочники.

Айла получала повышенную стипендию 45 рублей, кроме того мама ей высылала по 100 рублей ежемесячно и так же, как и сестре присылала посылки с продуктами. В стране хоть и была перестройка, но всё еще оставался социалистический строй и СССР, как колосс на глиняных ногах, казался всё ещё нерушимым и братским союзом вековым, как пелось в гимне.

Цены были копеечными, на один рубль советскому студенту можно было наесться до отвала в любой столовке или пельменной. Порция пельменей стоила 30 копеек, а пирожные в любимой Шоколаднице всего лишь 22. Айла всегда была при деньгах и ходила по магазинам, выбирая подарки своим близким, игрушки для племянницы, косметику старшей сестре и обязательно что-нибудь маме.

В Челябинске, как и по всей стране в продуктовых магазинах была введена карточная система. Каждому полагалось в месяц какое-то количество сахара, круп, масла и чего-то там ещё. В общежитии они жили дружно и готовили на всех. Девочки и мальчики, которые жили в Челябинской или Свердловской области, ездили домой два раза в месяц и привозили от родителей банки с консервацией и соленьями.

Айла умела готовить и часто на всех варила в чугунке, который привёз мальчишка из Оренбургской области, вкусный рассыпчатый плов. В одной комнате стрельнут луковицу, в другой морковь или масло. Из небольшого куска мяса получался вкуснейший узбекский плов, который потом честно делили на каждого.

А ещё она часто пекла блины, замешивая их то на сухом молоке, привезённого кем-то из дома, то на молочной смеси Малютка или на настоящем молоке. Блины получались тоненькими и все вокруг ходили и не дышали, сторожили добрую Айлу, чтобы она не раздавала блины, всем кто попросит.

Так дружно все вместе они и жили, делясь последним куском. Студенческое время действительно самая золотая пора в жизни. А учёба в творческом учебном заведении всегда бывает интересной и весёлой. От студенческого профкома студентам выделяли контрамарки на спектакли местного драматического театра и спектакли столичных гастрольных театров.

Однажды в Челябинск на гастроли приехал Ленком со спектаклями Игра, Поминальная молитва и Юнона и Авось. Айла ходила на все спектакли и с упоением следила за действом, происходящим на сцене. Сидели они на ступеньках в проходах между рядами, контрамарка давала лишь бесплатный вход в театр, а не место.

Актёры все сплошь известные: Татьяна Пельтцер уже в глубоком возрасте, Николай Караченцев, Александр Абдулов, Александр Збруев, Владимир Стеклов, Андрей Соколов, Елена Шанина и другие. Не было только Евгения Леонова, который как раз тогда находился на операции на сердце в Германии, он потом вскорости умер.

Спектакли были потрясающими. Поминальная молитва по Шолому Алейхему в постановке Григория Горина, Юнона и Авсоь с блистательным Караченцевым - эти спектакли потрясли девочку до глубины души. Были также творческие встречи с актёрами, Айле досталась встреча с Николаем Караченцевым, который почему-то не пришёл, сказался больным.

Вместо него выступал Александр Абдулов, который сразу упреждая все вопросы сказал, что Ирина Алфёрова по-прежнему его жена, а не жена Александра Серова, по телевизору как раз крутили его клип, в главной роли с Алфёровой.

Абдулов рассказывал о съёмках, о творческих планах, занятные истории из жизни театра и актёров. Гастроли Ленкома в Челябинске тогда прошли с полным аншлагом. Конечно же ей нравилась её новая жизнь, нравился город Челябинск, хоть там и было дико холодно для теплолюбивой Айлы.

Она регулярно ездила домой два раза в год, зимой и летом. Из дома Айла привозила полные сумки с гостинцами и фруктами. Летом привозила пахучую дыню, которую потом резали на всех, зимой дыню сушёную, которой все вокруг изумлялись.

Жизнь в ту пору была радостной и полной великих открытий. Но скоро в стране наступили резкие радикальные перемены и всё вокруг изменилось...


Рецензии