Глава VII. Мушкетеры у себя дома. Арамис

Что касается Арамиса, то он жил в маленькой квартирке, состоявшей из гостиной, столовой и спальни. Спальня, как и все остальные комнаты, расположенная в первом этаже, выходила окном в маленький тенистый и свежий садик, густая зелень которого делала его недоступным для любопытных глаз…


Улица Вожирар начинается от улиц Фран-Буржуа №2 и Месье-ле-Принс (Monsieur-le-Prince) №36, оканчивается дозорным путем у застав Фурно (Fourneaux - «печи») и Вожирар. Последний непарный номер 139, последний парный 158.

Протяженность улицы 2 143 метра.

В начале XVI века это всего лишь дорога.
К 1550 она начинает застраиваться и ей дается имя «Вожирар», по имени деревни, что примыкала к ней.

Наименьшая ширина этой общественной дороги была между улицей Monsieur-le-Prince и бульваром – 12 метров, согласно с правительственным решением от 3 нивоза 10 года Республики, подписанного Шапталем.*
Согласно с королевским указом от 24 августа 1836 года, наименьшая ширина сокращена до 11 метров 50 сантиметров.
Ширина второй части улицы между бульваром и заставой определена в 15 метров, по правительственному решению от 3 жерминаля 9 года Республики подписанного Шапталем.

Сток имеется на большей части улицы.

Подвод воды начиная с улицы Мольера до двух водоразборных колонок, расположенных по ту сторону улицы Фурно.
Освещение газовое.


По №23 располагался монастырь Распятия Господнего (Голгофы) - Le couvent de religieuses du Calvaire.
Знаменитый отец Жозеф, капуцин, который учредил конгрегацию бенедектинцев посвященную Богоматери на Голгофе (Notre-Dame du Calvaire) с давних пор стремился основать в Париже монастырь этого ордена.
Мария Медичи благоволила этой фундации и пожаловала Девам Голгофы помещение в том самом дворце, который собиралась строить (Люксембург).
Найдя помещение слишком тесным, сестры покупают в 1622 году дом на улице Вожирар, куда и переезжают некоторое время спустя.
Их церковь возведена на средства королевы.

Упраздненный в 1790 году, монастырь стал национальной собственностью. Незначительная часть обстановки была продана 2 декабря 1790 года и 28 июля 1791. Церковь еще существует (в 1844) и служит складом.
Другие строения, после того как долгое время служили казармами, в 1834 году были превращены в тюрьму для политических заключенных должных предстать перед Парижским судом. В 1836 году через монастырь был проложен новый вход в Люксембургский сад. Все эти строения в скором будущем будут снесены, чтоб дать возможность расширить улицу Вожирар.

Под номером 70 находится монастырь кармелитов. Благодаря реформе, проведенной святой Терезой в ордене кармелитов в 1568 году, они попали из Испании в Италию. Папа Павел V, зная благочестие монахов, склонил Анри IV пригласить их в Париж. Отцы Дени и де Вайяк (Denis et de Vaillac) были предъявителями послания Папы, датированного 20 апреля 1610 года.
Весть об убийстве короля, которая настигла их в пути, не остановила их и они прибыли в Париж в июне месяце. Их патентные письма были затребованы в марте 1611 года и 22 мая того же года босоногие кармелиты получили во владение дом на улице Вожирар, который предоставил им Николя Вивьен (Nicolas Vivian) метрдотель короля.
Это владение скоро стало мало, и было реконструировано.
20 июля 1613 года Мария Медичи заложила первый камень в основание новой церкви, которая была закончена только в 1620 году. Благодаря удачным приобретениям, кармелиты основали обширные сады, о которых заботились с большим тщанием. Также они владели значительными площадями вокруг своего монастыря, где к середине века построили несколько красивых отелей, которые выходили на улицы Регар и Кассетт (Regard et Cassette). От этих владений они имели хороший доход, сделавший их монастырь одним из самых богатых в ордене. «Надо отдать им справедливость, - в шутку говорил Сен-Фуа**, - богатство не сделало их спесивыми, они по-прежнему отправляют братьев по домам собирать пожертвования».
Этот монастырь был упразднен в 1790 году и стал национальной собственностью.
 
Именно в этом монастыре началась резня 2 сентября 1792 года.

Строения, которые составляли старое здание монастыря, были проданы государством 21 термидора 5 года Республики.
Монастырь кармелитов частично был выкуплен к 1808 году обществом набожных дам. С 1820 года там обитель монахинь-кармелиток под руководством мадам de Soyecourt.


*Французский химик и общественный деятель
**Сен-Фуа(Жермен-Франсуа Poullain de Saint-Foix) — французский писатель (1698—1776)


(Dictionnaire administratif et historique des rues de Paris et de ses monuments/ par Fеlix Lazare et Louis Lazare (1844)



Арамис жил в доме №25, т.е. сразу за Девами Голгофы, практически, за забором.
Любопытно, что оба монастыря (Дев Голгофы и Карм-Дешо) были основаны незадолго до начала ТМ и оба - в непосредственной близости от дома, куда Дюма поселил Арамиса.

Карм-Дешо, почему-то, фигурирует в переводах как монастырь кармелиток, хотя это был монастырь мужской, т.е. кармелитов. А кармелитки там появились двести лет спустя.

На плане Мериана есть домик, исключительно подходящий по расположению для обители Арамиса.
Я, конечно, понимаю, и что план 1615 года и Мериан не ставил себе цели скрупулезно все топографировать, и все же - пусть у Арамиса будет домик?


Монастыри (даже женский :)) рядом с жилищем  Арамиса - довольно символично, да? Но этого мало. На Вожирар также была семинария, основанная Жан-Жаком Олье. Сначала она располагалась в доме напротив церкви Сен-Сюльпис (бывшая собственность королевы Марго), а после переместилась на Вожирар.
Но и это не все!
В начале 20 века на Вожирар располагался иезуитский колледж Непорочного Зачатия!

Дюма определенно что-то знал :)


Рецензии
Самое интересное- орден Кармелитов (ок), назван в честь горы Кармель, которая находится ... в Хайфе! Нет, ну по легенде Христос бродил по Галилее, но чтоб он был в Хайфе? Апостол Петр уехал проповедовать христианство из Яффо. Это тогда был главный порт Иудеи. Ну в общем с географией библейской иудеи у католиков тогда был полный зашквар, надо понимать?
За нахождение домика Арамиса, спасибо. Надо жил на улице, где несколько обителей.Символично однако.

Елена Шинкарева   29.04.2020 13:39     Заявить о нарушении
Иисус тут ни при чем, просто :)
Название было взято по месту основания обители, каковую основали во времена крестовых походов.
Бывшие крестоносцы подались в отшельники и основали орден. В те времена крестоносцы постоянно что-то основывали.
И орден посвящен конкретно Деве Марии (Богоматери Кармельской), она их покровительница и лично им являлась (по их утверждению), в частности, явив им вид облачения, которое они носят.
Собственно, они - Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель.

Про Арамиса еще дописала - вспомнилось.

Ксеркс   29.04.2020 23:03   Заявить о нарушении
Кстати, обитель кармелитов есть и в Яффо. Только, почему-то мне кажется, что она там женская. Только мне кажется, что орден этот был только мужским. Впрочем, тут я не утверждаю.

Стелла Мосонжник   30.04.2020 17:41   Заявить о нарушении
Ксеркс, Дюма определенно много чего знал. Сегодня, читая очередной его роман, наткнулась на факт, что виконт Лёвен (тот самый, что во многом послужил образу Атоса), когда его с отцом изгнали из Швеции, некоторое время жил у начальника форта Ла Фер.)))

Стелла Мосонжник   30.04.2020 17:45   Заявить о нарушении
Были и кармелиты и кармелитки.
Тереза Авильская, например. Реформатор ордена кармелиток.

Ксеркс   01.05.2020 00:26   Заявить о нарушении