Саттва раджас и тамас в учении Адвайта Веданты

В отношении сознания практикующего об этих состояниях бытует множество мнений. Саттва - считается высшим состоянием, в котором практикующий способен добиться высоких духовных результатов. Раджас и Тамас в плане духовной реализации считаются неприемлемыми состояниями. Но бытуют такие мнения, которые провозглашают достижение Саттвы через погружение в глубокий Тамас. Провозглашающие это Гуру безусловно находят убедительные доводы для своих адептов. Но на мой взгляд это было полным абсурдом!!! Такое положение дел складывается из-за того, что провозглашающие это Гуру не стремятся разобраться в сути вопроса, обращаясь к древним писаниям и к словам мудрых, которых они же сами и упоминают в своих речах, а "благодарным" слушателям истина и вовсе не нужна, им достаточно того, что в их уши льется сладостная речь "авторитетного" "учителя".


Лучшее объяснение этих трех состояний в отношении сознания человека описывается в недавно упоминаемом труде Адвайта-Веданты "Панчадаши". Там говорится, что состояние Саттва достигается в результате работы органов восприятия: слушание, чувствование, обоняние, осязание, видение, размышление, сосредоточенность, собранность и т.п..

Состояние Раджаса достигается в результате работы органов действие: ГОВОРЕНИЕ(ртом), движение(ногами), перемещение(руками), "размножение"(половыми органами), испражнение(органами выделения).

Тамас же достигать не нужно, он сам приходит в ленности, невнимательности, сонливости, беспамятстве и т.п.


В этом плане вспоминаются слова профессора Преображенского, наставляющего П.П. Шарикова на высокодуховный Саттвический путь: Вам нужно Молчать И Слушать


Рецензии