Бурлюк

Давид Давидович Бурлюк, поэт, теоретик футуризма, прозаик и художник, родился в июле 1882 г.  на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии. Его отец — выходец из "купцов-козаков" — занимал должность управляющего в ряде имений южных русских губерний. Так как семья часто переезжала, Давид учился в гимназиях  Сумы, Тамбова, Твери. В 1892 г. он увлёкся живописью и позже  обучался в Казанском и Одесском художественных училищах, а так же в Мюнхенской Королевской академии искусств. С 1907 г. Бурлюк систематически участвовал в выставках авангардистов, как в России, так и за рубежом. В 1910 г. он поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния.

В 1909 – 1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы "будетян", объединявшей молодых поэтов и художников, отрицавших каноны символистской эстетики. "Будетяне" искали новые пути развития искусства и поэзии, ориентируясь на художественный опыт французских "проклятых" поэтов (Бодлера, Рембо, Верлена). Группа именовала себя также "Гилея" (древнегреческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков), а несколько позднее, под влиянием критики, — футуристами. Первый сборник группы — "Садок судей" (1910), при участии Давида, его братьев Николая и Владимира, а так же Владимира Хлебникова — почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось. К концу 1911 г. относится историческая встреча Бурлюка с Владимиром Маяковским, также учившимся в Училище живописи и ваяния.

По инициативе Бурлюка в 1912 г. был выпущен сборник «Пощёчина общественному вкусу». Он открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем творчестве. Эпатирующий тон манифеста спровоцировал критику на яростные нападки, что сильно способствовало рекламе нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность. Бурлюк развил бурную издательскую деятельность.  По его инициативе и при его участии выходят сборники "Садок судей" (второй) (1913), "Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея" (1913), "Затычка" (1913), "Требник троих. Сборник стихов и рисунков" (1914), "Рыкающий Парнас" (1914), а также журнал "Футуристы. Первый журнал русских футуристов" (1914). В сборниках печатались стихи, теоретические статьи и манифесты футуристов, кубистские рисунки и офорты. (Как художник Бурлюк одним из первых начал использовать в своих работах коллажи — вклеенные куски фанеры, шестеренки, металлические пластины). Он активно выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1913 – 1914 гг. вместе с Маяковским он предпринял большое лекционное турне по русской провинции. Пропагандистская деятельность Бурлюка и Маяковского раздражала администрацию Училища. В начале 1914 г. они были исключены.

В 1915 г. Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью и поставками в армию сена. В 1918 г. он принял участие в последней выставке "Бубнового валета" в Москве. Летом 1918 г. он остался за линией фронта, на территории, контролируемой белогвардейцами. В 1918 – 1919 гг. Бурлюк  жил на Дальнем Востоке. В Кургане был издан его единственный поэтический сборник под эпатирующим названием «Лысеющий хвост».  В 1919 – 1920 гг.  Бурлюк выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине, в 1920 – 1922 гг. проживал в Японии. В 1922 г. он эмигрировал в США, где занимался живописью и литературой. Здесь Бурлюк стал признанным художником. Его выставки проходили в лучших музеях и галереях мира. Однако по сей день его творчество мало популярно в России. 

Умер Давид Бурлюк в января 1967 г. в больнице на Лонг-Айленде.

ОТШЕЛЬНИК

В пустую ночь ушел старик бездомный.
Ни разу не взглянув назад,
Никем не спрошенный, укромный,
Покинув шумный вертоград…

Так что ж! отринутый отчизной.
Ее взаимно он отторг,
Учись же торга дешевизной,
Ходи почаще в цвелый морг.

Седыми прядями волос
Овив костлявый траур плеч,
Зима — бесформенный колосс —
Свой изощренный емлет меч!

И, прикасаясь, бледный звон
Роняет сталь, рои надежд
Несут существенный урон
Под алой тишиной одежд.

И лишь один в листах лампад
Во власти беспричинных строк,
Нажав мгновения курок
Играет весело впопад.

1913

ВЕСЕННИЙ БЫК

Весенним соком упоенный,
Прозрачной встреченный фатой,
Я ныне осязаю звоны
Спеленатые высотой —
Я — светорыцарь листьев клейких,
Себя почувствовал быком,
Ушедшим вдруг из зимнекелейки,
Травы зеленожрущим ком!...

Пусть Я в Нью-Йорке,
Пусть в вагоне.
При прядях электричьих свеч —
Не укатали сивку горки!
Душа на выспреннем амвоне
Косая сажень бычьих плеч!

1924

НА ФАРМЕ

Водвориться на фарме после шума столицы;
Наслаждаться нирваной ночной тишины,
Где ноябрьские рощи взывают корицей
Голубых опахал на ветвях лишены.
В разговорах на кухне, коротая досуги,
Слыша чайника ропот, сквозь раскрытую дверь
Чароваться звездой, как любимой подругой,
Забывая реестры обид и потерь.
А за полночь в постели укрепляться в потемках
Неусыпною вахтой горлан-петухов.
Как петух, я ведь тож — не молчащий потомок
В Никуда бесконечно ушедших веков.
И, когда на рассвете, на пленке тумана
Проявляясь, забрезжится рощ негатив —
Вдруг наметить на карту простейшие страны,
Где незыблемо жив голубой примитив!

1932


Рецензии
О!Давид Бурлюк - эпатажная личность! Я вскользь знакома с ним в связи с творчеством Маяковского, несомненно, самого талантливого и громогласного из того круга бунтарей. Одни названия их футуристических сборников чего стоят!
"Пощёчина общественному вкусу"!
"Дохлая Луна"!
"Рыкающий Парнас"...
Он назвал себя "Светорыцарем", но, скорее всего, был амбициозным, самонадеянным энергичным, пробивным деятелем, обожающим успех и популярность.

Элла Лякишева   02.05.2020 15:11     Заявить о нарушении
Все верно! Но тем не менее, именно он первый сказал Маяковскому: "Ты - гений!" Он и сам ведь не без таланта. Правда, больше как художник. Я недавно видел его работы. Мне понравилось. А на Западе он по-настоящему популярен. Помните, в "Чапаеве и Пустоте" рассуждения о картине Бурлюка. По-моему, это одно из лучших мест в романе.

Константин Рыжов   02.05.2020 15:17   Заявить о нарушении
Константин! За эти слова, сказанные юному Маяковскому, многое можно простить Бурлюку и не забыть его имя! Вы упомянули роман "Чапаев и Пустота"... Начинала читать этот роман - и бросила: не понравился. У меня к вам просьба. Напишите маленькое эссе об этой книге. Хотелось бы знать, что лично вам понравилось в этом произведении. С улыбкой,

Элла Лякишева   02.05.2020 15:30   Заявить о нарушении
Боюсь, Элла, что на эссе я себя не раскручу. Я ведь выкладываю только об умерших. Дай бог Пелевину долгих лет. Может быть, он напишет еще что-нибудь приличное. Хотя сомнительно. Феномен этого писателя состоит в том, что самые ранние его вещи были самыми талантливыми, а некоторые (не побоюсь этого слова) прямо гениальными. Самая великая его книга, на мой непросвещенный взгляд, это первый сборник рассказов и повестей "Синий фонарь" (1992). "Проблемы верволка в Средней полосе", "Вести из Непала", "Жизнь и приключения сарая номер XII" и, наконец, повесть "Затворник и Шестипалый" - лучшее, что он написал. Там и все другие вещи были необычные. Может быть, в техническом плане и не такие совершенные, но все равно очень яркие ("День бульдозериста", "Принц Госплана" и др.). Почитайте, если не читали. Мне кажется, вы должны оценить. Все последующее было слабее. И чем дальше, тем хуже. Роман "Чапаев и Пустота" (1996) относится к тому времени, когда Пелевин еще очень прилично писал. Думаю, это уже классика русского постмодернизма.

Константин Рыжов   02.05.2020 18:33   Заявить о нарушении