Бурлюк
В 1909 – 1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы "будетян", объединявшей молодых поэтов и художников, отрицавших каноны символистской эстетики. "Будетяне" искали новые пути развития искусства и поэзии, ориентируясь на художественный опыт французских "проклятых" поэтов (Бодлера, Рембо, Верлена). Группа именовала себя также "Гилея" (древнегреческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков), а несколько позднее, под влиянием критики, — футуристами. Первый сборник группы — "Садок судей" (1910), при участии Давида, его братьев Николая и Владимира, а так же Владимира Хлебникова — почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось. К концу 1911 г. относится историческая встреча Бурлюка с Владимиром Маяковским, также учившимся в Училище живописи и ваяния.
По инициативе Бурлюка в 1912 г. был выпущен сборник «Пощёчина общественному вкусу». Он открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем творчестве. Эпатирующий тон манифеста спровоцировал критику на яростные нападки, что сильно способствовало рекламе нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность. Бурлюк развил бурную издательскую деятельность. По его инициативе и при его участии выходят сборники "Садок судей" (второй) (1913), "Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея" (1913), "Затычка" (1913), "Требник троих. Сборник стихов и рисунков" (1914), "Рыкающий Парнас" (1914), а также журнал "Футуристы. Первый журнал русских футуристов" (1914). В сборниках печатались стихи, теоретические статьи и манифесты футуристов, кубистские рисунки и офорты. (Как художник Бурлюк одним из первых начал использовать в своих работах коллажи — вклеенные куски фанеры, шестеренки, металлические пластины). Он активно выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1913 – 1914 гг. вместе с Маяковским он предпринял большое лекционное турне по русской провинции. Пропагандистская деятельность Бурлюка и Маяковского раздражала администрацию Училища. В начале 1914 г. они были исключены.
В 1915 г. Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью и поставками в армию сена. В 1918 г. он принял участие в последней выставке "Бубнового валета" в Москве. Летом 1918 г. он остался за линией фронта, на территории, контролируемой белогвардейцами. В 1918 – 1919 гг. Бурлюк жил на Дальнем Востоке. В Кургане был издан его единственный поэтический сборник под эпатирующим названием «Лысеющий хвост». В 1919 – 1920 гг. Бурлюк выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине, в 1920 – 1922 гг. проживал в Японии. В 1922 г. он эмигрировал в США, где занимался живописью и литературой. Здесь Бурлюк стал признанным художником. Его выставки проходили в лучших музеях и галереях мира. Однако по сей день его творчество мало популярно в России.
Умер Давид Бурлюк в января 1967 г. в больнице на Лонг-Айленде.
ОТШЕЛЬНИК
В пустую ночь ушел старик бездомный.
Ни разу не взглянув назад,
Никем не спрошенный, укромный,
Покинув шумный вертоград…
Так что ж! отринутый отчизной.
Ее взаимно он отторг,
Учись же торга дешевизной,
Ходи почаще в цвелый морг.
Седыми прядями волос
Овив костлявый траур плеч,
Зима — бесформенный колосс —
Свой изощренный емлет меч!
И, прикасаясь, бледный звон
Роняет сталь, рои надежд
Несут существенный урон
Под алой тишиной одежд.
И лишь один в листах лампад
Во власти беспричинных строк,
Нажав мгновения курок
Играет весело впопад.
1913
ВЕСЕННИЙ БЫК
Весенним соком упоенный,
Прозрачной встреченный фатой,
Я ныне осязаю звоны
Спеленатые высотой —
Я — светорыцарь листьев клейких,
Себя почувствовал быком,
Ушедшим вдруг из зимнекелейки,
Травы зеленожрущим ком!...
Пусть Я в Нью-Йорке,
Пусть в вагоне.
При прядях электричьих свеч —
Не укатали сивку горки!
Душа на выспреннем амвоне
Косая сажень бычьих плеч!
1924
НА ФАРМЕ
Водвориться на фарме после шума столицы;
Наслаждаться нирваной ночной тишины,
Где ноябрьские рощи взывают корицей
Голубых опахал на ветвях лишены.
В разговорах на кухне, коротая досуги,
Слыша чайника ропот, сквозь раскрытую дверь
Чароваться звездой, как любимой подругой,
Забывая реестры обид и потерь.
А за полночь в постели укрепляться в потемках
Неусыпною вахтой горлан-петухов.
Как петух, я ведь тож — не молчащий потомок
В Никуда бесконечно ушедших веков.
И, когда на рассвете, на пленке тумана
Проявляясь, забрезжится рощ негатив —
Вдруг наметить на карту простейшие страны,
Где незыблемо жив голубой примитив!
1932
Свидетельство о публикации №220042800346
"Пощёчина общественному вкусу"!
"Дохлая Луна"!
"Рыкающий Парнас"...
Он назвал себя "Светорыцарем", но, скорее всего, был амбициозным, самонадеянным энергичным, пробивным деятелем, обожающим успех и популярность.
Элла Лякишева 02.05.2020 15:11 Заявить о нарушении
Константин Рыжов 02.05.2020 15:17 Заявить о нарушении
Элла Лякишева 02.05.2020 15:30 Заявить о нарушении
Константин Рыжов 02.05.2020 18:33 Заявить о нарушении