Самая лёгкая лодка в мире Юрия Коваля

Чудаки украшают мир – заметил Горький. Особенно, если им есть что сказать и чем поделиться. Особенно, если они, даже больше чем артисты, зависимые от чужих сценариев и режиссёров, а писатели-выдумщики и художники. К таким относится и Юрий Коваль. В нём как раз сочетались, кроме многих прочих, два основных дарования — писателя и художника.
Мальчиком, как считал он сам, он был без литературных способностей. В школе - троечник. На уроках скучал: рисовал и писал стихи. Перспективы были не весёлыми. Но была любовь: к природе, к книгам,- а любимыми писателями  были: Рабле с фантастичными историями про Гаргантюа и Пантагрюэля, в великолепном переводе Любимова и - Свифт с захватывающей воображение психологически-философской сказкой про Гулливера и лилипутов.

Благодаря умному наставничеству и вере в его литературный дар его школьного учителя, он поступил в литературный институт. Протопопов, его учитель и репетитор по литературе и языку, ценил и воспитывал в своих учениках личность. Как тут не оставить добрую память о таком незаурядном неравнодушном  замечательном человеке. «Обычно все говорили: Коваль — двоечник, говно, — вспоминал писатель. — А этот никогда так не говорил, я был для него один из выдающихся людей мира…, так сказать».
 
Начало его творческого пути  в его замечательной, немного грустной, - но нет жизни без грусти для человека, тонко её ощущающего, - автобиографичной повести «От Красных ворот».  Там эпизоды юношества рядом с обретённым судьбой и украденным «мужиком в серых брюках» другом – собачкой Милордом. Его пристрастие к животным, особенно собакам, заметно во всём его творчестве.
Книги его, рассчитанные на все возрасты, особенные. Их печальные реальности и необычные фантазии, переплетения гоголевских  ужастиков и мистики с юношеской романтикой,  лёгкий сюрреализм,  нетипичная ирония в приключениях самодеятельного детектива Васи Куролесова, кошки Шамайки, фокса Милорда, песца Наполеона, конечно, Сэра Суера-Выера с командой, и прочих героев, возможно, придутся не всем по душе. Не каждый читатель способен увлечься ими.

Но его творения  музыкальны словами,  звуковыми и образными цепочками, неотделимыми от причудливых вымыслов,  пронизаны непосредственным детским восприятием мира и улыбкой умудрённого годами доброго человека. Они сердечны, трогательны, улыбчивы.  Они  и  с весёлостью, и с грустью, и  с серьёзностью, и с чуднЫми выдумками, но всегда жизнеутверждающие.   
Есть в книгах Юрия Коваля  что-то от мистики Кастанеды, от абсурдов Платонова, от «собачьей» фантазии Булгакова, от озорных фантасмагорий Рабле, от русских сибирских сказок  Бориса Шергина. Они сродни повествованиям о капитане Врунгеле и бароне Мюнхгаузене. Близки по духу и лёгким остроумным эпизодам и «12 стульям».
Это писатель для своего, индивидуального, не массового, не всёравношного читателя, читателя, которому осточертели обман и насилие и книги, от которых  -  уныние и нежелание читать.  Горизонты его творчества широки, и каждый ценитель литературы непременно найдёт в его произведениях что-то близкое своей душе.

«Литературный стиль Юрия Коваля трудноуловим — здесь нет явственных метафор, кичливых неологизмов (максимум — снегодождь), самоцельного интеллектуального нажима. Но нейтральные слова так диковинно прислонены друг к другу, что возникает некое новое языковое качество, которое друзья и ученики писателя именовали “ковализмом”. Уникален и матово-нежный, всегда чуть печальный юмор Коваля». (Татьяна Бек).

Писатель остро ощущал  и переживал  давление равнодушной толпы и литературных и партийных  чиновников «в серых брюках». У него и «Суер-Выер» начинается с острова одинаковых норковых людишек в велюровых шляпах, не переносящих непохожее. И рядом с самой лёгкой лодкой – опять те же серые шляпные фигуры.
Вот небольшой отрывок из статьи Марины Москвиной, всемирно известного литератора и кинодеятеля.   «Он был очень ранимым человеком, и наверняка, имел кучу проблем, в том числе и с признанием его как Писателя – не только детского.
Писатель Валерий Воскобойников рассказывал, как директор издательства «Детская литература» пытался притормозить «Недопеска»:
— Больно вольнолюбивый у вас герой, — недовольно говорил директор, — и все какие-то намеки, намеки…
— Да я и сам такой, — сказал Коваль, — какие ж тут намеки?..
— А почему же вы не едете в Израиль?
— Да потому что я не еврей.
— Как так?
— А вот так.
Юрий Коваль расширил и углубил само понятие «детская литература», провозгласив, что она — не жанр, а сгусток жанров. Никогда не знаешь, какая сногсшибательная личность читает тебя, говорил он, и что писать нужно так, как будто пишешь для маленького Пушкина. А если что-то осталось недопонятым — пойдет на вырост. Коваль называл такую литературу многодонной. Ребенок воспримет один слой, взрослый нырнет поглубже, а жемчужину узрит посвященный».
«Еще он пел, играл на гитаре, сочинял песни, стихи, рисовал, лепил, резал по дереву, писал сценарии для фильмов и для мультфильмов, сам снимался в кино, воспитывал детей и животных, путешествовал, был охотником, рыбаком – каких дел он только не переделал за отпущенный ему в жизни срок».
Его друзьями были Домбровский, Визбор, Ким. С первыми двумя они организовали клуб Иосичей – они все были Иосифовичи.
Его «любили решительно все – писатели и читатели, дети и взрослые, мужчины и женщины, люди простые и люди в шляпах…»  (Э.Блинова). По словам его литературного секретаря И.Волковой, в «Детской литературе», «Малыше», «Мурзилке» Коваля обожали и ждали не только рукописи, но именно его, ибо он был человек-праздник.      
«Таких писателей мало, они очень редки. Их самих надо заносить в Красную книгу, а то совсем переведутся и исчезнут», - говорил о нём   Ролан Быков.

А кто не знает героев снятых по его сценариям мультфильмов о приключениях Васи Куролесова и остался к ним равнодушным? А  фильмы «Пограничный пёс Алый» и «Недопёсок»?
Арсений Тарковский назвал его повесть «Недопёсок»  одной из лучших книг на земле.

В его бесконечно голубоглазых солнечных историях  есть и не литературный народный  фольклор.  Это касается его книги жизни «Суер-Выер» с пометкой 18+.
На старом фрегате, названном в честь достопочтенного героя русско-японской и гражданской войны генерала Корнилова он вместе с неутомимым и находчивым капитаном Суером-Выером и с командой неординарных колоритных личностей, таких, как лоцман Кацман, боцман Чугайло, мичман Хренов и прочих,  много лет носился по бескрайнему Океану в поисках Острова Истины.
Чего только они, подобно Одиссею или Синдбаду, не повидали на своём пути.
Было открыто и увековечено «пергаментом» Юрия Коваля 29 островов фантастического архипелага маленьких истин. А как ему хотелось, чтобы этот роман, который он писал сорок лет, попал в руки «великого и просвещенного читателя»!

А его «Самая лёгкая лодка в мире», уводящая в его мечту, про которую Арсений Тарковский сказал, что в ней - живущая в нас с детства и никогда не умирающая сказка.
Созданная Мастером серебристая лодка из бамбука, найденного в вековой куче подвального мусора, уводила по непроходимым зарослям подмосковных лесов в край болот и безлюдья, в мир вымысла, любви, страхов и непостижимых явлений. В мир загадок и суеверий. Туда, где река плаванья течёт по кольцу от захода до восхода, где в людях - и обыденное человеческое, и поэтически-восторженное, возвышенное, и мистическое, как  в сказках Гоголя.
Придуманная им лодка, в которой «обязательно должен кто-то сидеть – не важно, тонет она или плывёт, …скромна, умна, нетороплива, верна. Господи, чего ещё надо?... это самое свободное существо».
Но эта самая лёгкая лодка вынуждена загружаться до краёв, рискуя затонуть от первой волны, и нести хрупкое недолговременное ощущение счастья, отягощённое неминуемым реально призрачным и бытийно-тяжёлым дополнением. 
Тут и постижения неодолимых преград: «всё на свете имеет свои пределы, свои возможности», и Любовь, похожая на мыльные пузыри, - «возникнет на миг – и пропадёт»,
и желания убегать, чтобы упасть и плакать или смеяться.
Но что бы ни случалось -   «самая лёгкая лодка в мире – это смысл жизни».

Родившийся на две недели позже Владимира Высоцкого, Юрий Коваль ушёл рано, в 56 лет.
В 1996 году ему посмертно была присуждена премия писателей-фантастов, а  2018 году  к 80-илетию со дня рождения (9 февраля 1938 года) издана почти тысячестраничная книга «Суер-Выер и много чего ещё».
«Таких, как Коваль, немного, почему-то добрый Господь не отпускает им долгих лет». – Написал в предисловии к этой книге журналист и писатель Александр Етоев.

P.S.  Улышать две песни Ю.Коваля в его исполнении можно здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=HMeCEMPRGcw


Рецензии
Писатели уходят, а их произведения остаются...

Андрей Бухаров   23.03.2023 10:44     Заявить о нарушении
А какой писатель!... И человек очень интересный. Необыкновенный. Но, забываемый.

Андрей, спасибо за отклик! Доброго дня!

Александр Сергеевич Трофимов   23.03.2023 12:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.