Искатель правды и смыслов

   

   

                ИСКАТЕЛЬ  ПРАВДЫ  И  СМЫСЛОВ
 
                Любая истина проста:
                У каждого - кусок холста
                И кто, во что горазд, малюет
                И ждёт, когда сойдёт с небес
                Сиянье неземных чудес
                И ветер перемен подует. (Борис ВИЛЕНСКИЙ)
               
      Писать о  творчестве  творящей сущности, какой является  живой, реально  страдающий  и тонко чувствующий художник и поэт, твой современник, было и остаётся делом трудным и ответственным. Ещё не пережита и не  осмысленна тобою даже вчерне   суматоха  нового времени, не подвергнута  до конца  сравнительному анализу  стремительная смена парадигм  в обширном  социокультурном пространстве. Ещё  не раскрыта тайна творчества творящей  сущности: как, зачем  и  через кого  чёрная Бездна Космоса  её создала, зачем эта  страдающая сущность  должна творит  и  каждый день давать отчёт перед миром и людьми, перед Небом и Землёй?
      Говоря о творчестве писателя Бориса Виленского, трудно обойтись без искромётных сентенций гения нашей культуры Александра Пушкина и вдумчивых глубоких рассуждений выдающегося нашего современника, великого знатока  русской души, её просветителя и культоролога  Юрия Лотмана. С высоких, авторитетных позиций этих двух  гигантов  русской культуры, Борис Виленский - писатель «самых честных правил», поэт-свидетель,  честный  отражатель  «перевёрнутого мира на границе двух пространств - культурного и внекультурного,  соединимого и несоединимого, на перекрёстке  незавершённых и потерянных дорог».
      Борис Виленский - правдивый  писатель, его чуткое  сердце  точно отражает  свою эпоху и её  действующий  «жизненный устав». Он понимает, что  человек  создан для земли и пространства, а не пространство и земля   для человека, что у него нет власти над временем и Судьбой. У каждого времени и эпохи есть свои писатели и свои читатели, никому не дано знать судьбу, планировать историю и видеть  будущее.  И всё же некоторым писателям даётся дар предвидения. И в этом большая загадка: то ли это дар от Бога, то ли способность к анализу истории человечества и его социокультурной среды.
   Член Союза писателей  России, поэт, прозаик, публицист, автор книг и многих публикаций в газетах, журналах, альманахах, сборниках, страстный
любитель истории  древней Руси, Борис Виленский   довольствуется очевидным, ролью  честного свидетеля судьбоносных исторических событий, бытописателя и повествователя.  Его  душа и тревожная совесть  поэта-мыслителя и  гражданина очертила вокруг себя незримый магический круг, в который  могут войти  лишь самые близкие по духу и миропониманию мыслящие  читатели. Чужие  здесь не ходят, а посему никто из посторонних здесь  не наследит  и гармоничный  мир поэта   не испоганит.
       В предисловиях к своим книгам и к личным  сайтам  в Интернете он обязательно  уточняет:  «Моя страница не предназначена для гламурных личностей, на ней нет ни чернухи, ни порнухи, здесь только художественные произведения и аналитические статьи на разные темы. Приветствую патриотичного, умного и неравнодушного читателя. Всем желаю успеха».  Однако,  подобного рода  авторские уточнения и декларация своих идеологических позиций оказались  ненужными и напрасными. Сегодня  они стали  чуть слышным воплем умирающего  в пустыне от жажды. Генерал без армии - не генерал, а писатель без читателя - не  трибун и не пророк, а всего лишь  тотально одинокий составитель текстов.
     Лучшие в мире читатели ушли вместе с образованием, морально-нравственными и культурными ценностями. Умирают читатели и созидатели, рождаются телезрители  и потребители.  Люди духовно больны.  90-е годы нанесли  сокрушительный удар по  русской семье и  психическому здоровью нации. Стресс, перенесённый народом в последнее десятилетие   ХХ века, перерос в хроническую депрессию и нанёс стране социально-экономический и антропологический  ущерб ничуть не меньший, чем ущерб, нанесённый Великой Отечественной войной. 
       В русской  и в многонациональной  советской литературе  трудно найти писателей, которых бы вообще не интересовал  интеллектуальный и духовно-нравственный уровень своего читателя. Почти каждый из них, как известный ныне, так  и основательно забытый, втайне рассчитывал не только  на  определённый круг современных  ему  читателей, но и на читателей будущего, совершенно не представляя, каким  именно будет это будущее и каким будет в нём читатель.   
      Многие, даже самые  талантливые и прозорливые, ошибались как в  оценке своего творчества, так и в  содержательной части своей гипотетической читательской аудитории. У каждой эпохи свои цари и поэты, сатрапы и гимно-псалмопевцы, свои слушатели и читатели.  В этом плане я  сам и моё ближайшее, значительно поредевшее литературное окружение не является счастливым исключением, в том  числе,  писатель Борис Виленский.  Он, как и его соратники по перу, столкнувшись с проблемами планирования истории, как и писатели прошлого, в меру своих сил и таланта, запечатлели в  своих произведениях своё время  и имена тех  реальных и  литературных героев, которые должны звучать для  него и его читателей  сигналом надежды,  веры и любви. 
 
        История темна, как бездна,
        Летишь в неё, не видя дна,
        Там кто-то поступью железной,
        С лицом белее полотна,
        С холодными, как лёд, очами,
        С таким же сердцем ледяным,
        Идёт из тьмы, звеня мечами,
        И солнце чёрное над ним.
       
       В каком  социокультурном и психофизическом  контексте  будет воспринято в предстоящей обновлённой жизни  страны творчество писателя Бориса  Виленского, сказать довольно трудно. Скорей всего, с позиций  социальной психологии и педагогической  антропологии,  как хрестоматийный исторический материал по  Новейшей истории России. Дело в том, что  человек и писатель Борис Виленский принадлежит к тем честным свидетелям эпохи, кто собственными глазами  наблюдал позорный развал СССР, болезненно переживал предательство политической элитой всего советского народа, он видел триумфальное  шествие новых социальных  мародёров, умножавших  стократно  своё материальное могущество в течение дня  за счёт  трудов  и почти  векового страдания  великого народа.
      По прозе и стихам Бориса Виленского читатель будущего может составить коллективный портрет рядового советского человека, типичного советско-буржуазного обывателя и  коренного  москвича конца XX и начала  XXI в. Перед читателем возникает образ так называемого «нового человека» с большой котомкой  смертных грехов за спиной, со  своим ужасным прошлым, новыми болезнями души и тела  и явными признаками стремительного вырождения.  Герои Виленского, тоскуя  о советском прошлом, продолжают чувствовать друг в друге собрата  по судьбе и сообща тосковать по  светлому будущему. Они стараются  быть более или менее свободными  от официального строя жизни и официальной идеологии - у каждого своя любовь к Отчизне,  свои семейные ценности,  свои религиозные  и  философские  предпочтения. Нечто подобное происходило с героями Ремарка или Хемингуэя после Первой мировой.      
  Пытаясь  рассмотреть  неясные размытые черты будущего через плотную брезентовую штору  прошлого, Борис Виленский в своём творчестве выступает как поэт-мыслитель, как  честный свидетель и повествователь, как посредник между читателем и героями своих  рассказов, повестей, очерков, эссе и поэм. Сохраняя в  своих произведениях свою  особую  манеру языка, богатую  палитру интонаций, Виленский-автор  сам выступает в них   как  САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ  ОБРАЗ, который раскрывается  в том, КАК   он рассказывает о  людях и событиях своей эпохи, КАК к ним  относится, ЧТО именно   по их поводу чувствует  и думает.
       Читая прозу и стихи  Бориса Виленского,  понимаешь,  что перед тобой ещё один  зоркий часовой русской культуры,  держащий в руках летописный свод,   подробный  и честный  документ-отчёт обо всём им  самим  увиденном и лично пережитом, без прикрас и лакировки. Русский язык писателя лишен    всяких литературных виньеток и  изысков, вычурной  стилистики  имитационных   секвенций и модуляций, навязчивых  духовных прозрений и камланий, лирических отступлений, вербальных генераций и броских, развёрнутых метафор  и гипербол.  Язык писателя спокойный и ровный, манера изложения взвешенная и продуманная,   бытийно-повествовательная,  свойственная   мемуарно-исповедальной  литературе.
    Писатель  Борис Виленский  умеет наступать  матросским ботинком  на горло собственной лире и говорить о минутах высокого трагизма  простым, душевным и безыскусным языком.  В его  художественной прозе  прослеживается  манера и стиль  писателей-деревенщиков и мастеров советской военной прозы.  В своих «Размышлениях о России», в «Поэме о Севере»  и эссе «Русская глубина»   Виленский предстаёт перед нами,  как «правильный советский патриот» и государственник-державник.   О хороших людях на светлой стороне советского бытия  рассказывает его  «Повесть о Светлане», где почти все герои  положительные люди, на которых можно положиться в беде и горе. Насколько это так - судить читателям, особенно тем, кто пережил развал СССР и порождённую им  кромешную третью  Смуту. 
      В прозе Виленского   можно найти много  не придуманных сюжетов, взятых из его   службы на Северном флоте и занятий в парашютном клубе, из обыденной жизни. Это  отражено в  таких   рассказах как  «Объегорил», «Венька», «Эйфория».  Борис  Виленский служил на флоте, занимался разными видами спорта и совершил 350 прыжков с парашютом. Он много раз испытывал  судьбу, а она его, и была к нему, как видим, благосклонна. Тщательный в языке он с такой же тщательностью занимался  резьбой по дереву, конструированием мебели и военных кораблей, холодного оружия, различных инструментов и приспособлений, он собирает варианты русских народных и казачьих песен, записи особо ярких исполнителей. Любое творчество вызывает в нём живой интерес, если оно насыщено светом, любовью, добром.               
        Жизнь продолжает  удивлять и радовать  писателя и его героев, весёлых и неунывающих, волевых и бесшабашных. Он не прячет свою симпатию к своим героям. Исторические параллели часто встречаются в его произведениях, также обширна география его пристрастий. Он часто задумывается о судьбе, не только своей, но и всей страны, всего мира.
   
               Моя судьба, что капля в океане,
               Но в каждой капле – чувства, мысли, боль…
               И потому так непрестанно манит
               Сыграть свою единственную роль.
               Ах, мысли, мысли… Нет от вас покоя,
               Но голова без них – пустой предмет.
               Я молча по виску провёл рукою,
               Где седина оставила свой след.  (Поэма о Севере)
    
      У писателя Виленского - доброе сердце и  отзывчивая  русская душа. Трудно сказать, скольким людям он помог, потому что он не любит говорить на эту тему. Об  этом говорят многие  его  литературоведческие и  литературно-публицистические статьи и заметки, отзывы и рецензии. Он принципиально не пишет разгромные статьи в адрес коллег, т.к. считает, что на дурную литературу не стоит тратить слова. Русский язык – его религия, глубокая, сакральная, животворящая. Целым рядом из таких глубоких и душевных  статей-рецензий  является  эссе о литературном творчестве  Ирины Ракши «Пером ведущая судьба», «Планета Иринара», «Увидеть белый свет», прочувственное эссе о творчестве  поэта Михаила Шутова «Слово о Друге», « И к дружбе надобен талант», обширное и глубокое по содержанию предисловие  к историческому роману Николая Самвеляна «Московии  таинственный посол» (несправедливо забытого),  статья о  жизни и творчестве недавно ушедшего от нас замечательного поэта и певца северного края Юрия Куксова «Человечьих душ искатель». Он посвящал свои статьи гениальному хореографу Игорю  Моисееву  и замечательной русской певице Татьяне Семушиной. Он любит своих героев, о которых пишет. В своей литературной критике  Борис Виленский  избегает   снисходительного,  высокомерного тона  глянцевых  московских культрегеров и снобов, которые через  бурные потоки смутно-внушающих  полусмыслов и намёков пытаются  блокировать незамутнённое сознание  юных читателей. Среди множества героев  произведений  писателя, как правило,  много простых и правильных, сознательных людей, есть один самый главный культурный герой, мыслитель  и философ, который воплотил в себе все их чаяния и надежды, их внутренний мир  и духовное начало. Этим героем-демиургом стал сам  автор - Борис Виленский, свидетель-очевидец, наблюдатель и философ, для которого контакты с реальным бытием и «коммунизмом по-советски»  есть бытие не для себя любимого, и не в себе любимом, а для  других, бесконечно близких и далеких, для всех глубоко страдающих сознательных животных. Это сложно объяснить с точки зрения политической психологии, но легко понять  с позиций гуманизма.
      Повесть «Карта»  является своеобразным продолжением темы несовершенства  «простого советского человека»,  ещё  пока  не способного  благоустраивать свой мир, делать его  добрее и человечнее, и не готового  к контактам с Высшим  Разумом (роман «Пещера с сюрпризом»). Герои повести «Карта»   пока ещё не достойны  иного мира, который находится  недалеко от Москвы, за прозрачной границей  силового  поля  в провале  подвальной кирпичной стены.  Эта почти фантастическая история имеет вполне реальную основу. Автор не говорит, по каким каналам к нему приходит некоторая информация или сюжеты. По известным причинам это понятно, т.к. это выходит за пределы здравого смысла обывателя. По  своему  размытому  целеполаганию  и  по своим  незавершённым  делам герои этой повести пока  не нужны  другим мирам, которые не похожи на наш, там царит  во  всём  гармония. Ничто не держит его героев  в этом мире после развала СССР, и  вполне  можно поискать счастье  в иных краях, иных мирах...
     "И вправду, - согласился с ней Игорь, - а чего мы теряем - разрушенную страну, преданные идеи и таких же преданных стариков, несчастливые семьи, безрадостную нищую старость и зомбированных американской «демократией» детей?». Но мечтать, как говорится, не вредно! Никто таких людей нигде не ждёт. Они  никому  не нужны, ни «здесь», в своей стране, ни за рубежом, ни «ТАМ», в иных мирах, в стерильной зоне обозримой Вселенной.  И здесь жить становится тошно, но и срываться с места тоже не хочется...
      Вообще в научной  фантастике  Бориса  Виленского   содержится много  идей и проблем, касающихся контакта  с  Высшим  Разумом,  которые в своё время волновали выдающихся фантастов Айзека Азимова, Станислава Лема,  Ивана Ефремова .  В этом жанре  Борис Виленский  может считаться их  достойным   продолжателем.  Современный мир стремительно изменяется и  человек  советско-буржуазный трагически за ним не поспевает, порою повседневность  порождает такие замысловатые сюжеты, такие  волшебные метаморфозы, что здесь бессильно самое буйное  на уровне клиники  воображение. Герои  фантастики Бориса Виленского  как бы  застыли  духовно и нравственно в советском  идеологическом гипсе и продолжают действовать сегодня по методу борьбы с шпионами и вредителями,  по всем правилам «холодной войны» и  политического сыска Лубянки.   
      Приключения героев фантастического романа Виленского «Пещера с  сюрпризом»  и его продолжение «Мозговой штурм» происходят на  фоне  реальной жизни «нулевых годов».         
     «После прямого столкновения с НЛО, Мефодьич задумался о своём месте в цепи пещера-Хранитель, задумался крепко. Он невольно задавал себе вопрос: а зачем он нужен здесь, если создатели пещер внутри горы имеют такую мощную защиту от чужого вторжения? Но ответа на свой вопрос не находил. Поскольку вопрос не требовал немедленного ответа, то Мефодьич решил подождать удобного случая и получить информацию от Сергеева или войти в Поле Богов. Ещё он задумался о цели «засланцев», которые пытались его захватить. Появление НЛО вызывало у него досаду и острое желание захватить кого-нибудь из его хозяев и допросить с пристрастием, по-русски. Понятно, что их интересовали пещеры, но что именно в них?   Он решил, что обязательно разберётся в этом деле. Он также понимал, что в этом деле ему может помочь Олег. Судя по рассказам Маркова, их институт далеко продвинулся в области уникальных технологий. «Может наша технология и отстаёт от достижений пришельцев, - продолжал размышлять Мефодьич, - но и у нас не из опилок мозги». 
         
    О том, что  человечество не готово ни к каким контактам  с внеземным разумом писали  сотни писателей  фантастов задолго до  Бориса Виленского. О том, что мы несовершенны и  окончательно не-до-сотворены, писали многие философы   и учителя нравственности. В этом отношении Виленский  - писатель-эпигон, и цель его не  воскресить легенду о совершенном  Человеке в идеальном Обществе, а показать истоки прогрессирующего  несовершенства и  деградации личности на  рубеже двух тысячелетий. Даже самые созидательные  и высокоинтеллектуальные герои  фантастических произведений Виленского  не только  не способны  на сотрудничество  с инопланетными цивилизациями, но и не способны  изменить свой мир к лучшему, спасти себя от грядущих катастроф и гибели.    Сегодня нам нужны не просто мечтатели-фантасты, видящие будущее через призму прошлого,  а  ФАНТАСТЫ-ПРОГНОЗИСТЫ, опережающие мыслью своё время на сто лет вперёд, планировщики реальной истории и   будущего глобального миропорядка.
         Одним из главных достоинств писателя  Виленского   заключается в его умении   увидеть и зафиксировать   в людях  то, что объединяет их в одно целое, в единую народную стихию, которую великие русские писатели понимали  как  основу  народной творческой  активной жизни. Виленский был и остается сторонником гармонии  во всем - в искусстве  и в быту, в межличностых отношениях и в споре с оппонентами.  Гармония не любит спешки, суеты, крутых новаций и экспериментов в искусстве и культуре повседневности,  во всем, что дышит и живёт в лучах божественного  света.  Писать о мире и о людях в этом мире  надо честно, откровенно,  и не бояться при этом   говорить обидную для   человека правду.
     Писатель Борис Виленский считает своей задачей дать возможность читателю задуматься о себе, о мире, о своих ошибках  и своих целях.  Автор не имеет ни литературных, ни государственных премий, ни гонораров, ни признания. Он брезгливо относится к «грантоедам»,  которые работают под заказ. 
    Искусство - тайна. Оно помогает человеку оставаться человеком,   не потерять   себя,  не  утратить  веру в чудо  своего преображения на пути к  саморазвитию и  совершенству. Бывает такое.  Поэзия помогает человеку отрешиться от того,  что  убивает его дух и душу. Она же позволяет человеку, быть духовно и нравственно здоровым, чтобы иногда  возноситься в высшие пределы, создавая прообразы красоты. 
        Музыка   — божественное волшебство, способное  нездешней мелодией  разбудить  мертвых  и повести их к источнику вечной Жизни. Бывает такое...

               


Рецензии