История народа мокша. Введение
О своёй принадлежности к мокшанскому народу я знала с рождения. Так как моя мама-Попова (Акашкина) Татьяна Евлогиевна напевала мне колыбельные на мокшанском языке. Мои бабушки-Попова Домника Аустиновна и Акашкина Домна Петровна рассказывали сказки на мокшанском языке.
Отец – Попов Алексей Николаевич, учил жизни на родном материнском языке.
В связи с чем, у меня давно возникли мысли о восстановлении истории моего родного мокшанского народа. Так как я не могла найти ответ на многие вопросы! В частности, почему МОКШАНСКИЙ НАРОД» носит не своё историческое название, а название чужого народа «Мордва» ?
Какое отношение имеет к моему народу мокша - народ «мордва»?
Так как ни в обиходе в мокшанской среде, ни в мокшанском словаре слова «мордва» нет. Следовательно, «мордвой» назван народ МОКША по не выясненной пока причине.
Поэтому возникло множество вопросов, касающиеся народа «мокша» и несуществующего народа «мордва».
В частности: что собой представляют «мордва», КАКАЯ ВЕРА У МОРДВЫ, какой у мордвы язык, какие обычаи, народные костюмы, какие традиции? И чем отличается перечисленные характеристики народа «мордва» от характеристик народа «мокша»?
Какие есть источники для определения местонахождения народа «мордва» и что подтверждается историческими данными жизнь народа «мокша»?
История любого народа – слишком серьёзная тема, чтобы восстанавливать её по ДОМЫСЛАМ. Домыслов об истории народа «МОКША» сейчас множество! Так как до сегодняшнего времени народ «мокша» отождествляется с народом «мордва».
О народе «мордва» написано бесчисленное количество научных работ как в Республике Мордовия, так и в России, и в СССР!
В России неисчислимое количество кандидатов и докторов исторических наук по несуществующему народу-МОРДВА!
Но изучением истории мокшанского народа из историков «остепенённых», заниматься никто не станет! Так как народ «МОРДВА» входит в государственную политику России и считается, что менять что-то в политике государства по реальной истории народа «МОКША» нет необходимости!
Очень странно, что объектом анализа в научных работах историков является, как, ни странно, народ МОКША, с культурой, традициями, богинями и т.д.
А не народ «мордва»!
Вот почему возникла необходимость изучения истории народа МОКША.
Считаю необходимым исследование начать с определения названия народа «мокша». Считается, что народу присвоено название реки Мокша, протекающей по месту дислокации этого народа.
Однако есть иное определение с точки зрения индуизма: Мокша (санскр. moksa IAST, «освобождение») или мукти в индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.
В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя. Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго (аханкары), и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души.
Такой освобождённый называется «освобождённый при жизни» — «дживанмукта». Освобождение достигается через прекращение всех желаний — состояние, которое также известно как НИРВАНА, хотя буддийская трактовка освобождения несколько отличается от той, которая даётся последователями адвайта-веданты.
В связи с этим определением, возможно появления вопроса - какая связь между народом МОКША и ИНДУИЗМОМ?
Ведь 2 разных, на первый взгляд, народа находятся на огромном расстоянии друг от друга.
И вот этот вопрос требует изучения и анализа.
Возможна древняя миграция народа МОКША в Индию, как и возможна миграция народа мокша из Индии.
Однако прослеживается одна общая связь между народом мокша и народами, исповедующими индуизм!
Этой связью является - ведическая религия у народа мокша и народов, исповедующих индуизм. То есть – общая вера в природу и в силу природы. Индуистская ведическая религия означает язычество - поклонение 5 элементам природы: огню, ветру, земле, небу, воде. Один из древнейших памятников мировой культуры, которому более 3000 лет, – Веды (в переводе с санскрита «знание»; тот же корень в русских словах «ведать», «ведьма»), В нем действуют дравидские боги, которым поклонялись еще до прихода ариев: Вишну – бог Солнца, Шива – бог Плодородия, Брахма – верховный бог, отождествившийся с Единым, и присоединившиеся к ним боги арийских племен во главе с Индрой – богом-громовержцем, аналогичным Зевсу древних греков и Перуну славян.
Самая древняя из Вед – Ригведа («Веда гимнов»). Гимны пелись во время жертвоприношений с целью умилостивить богов и природу. В Ригведе повествуется о созидающей роли жертвоприношения: учредив данный обряд, боги в ходе его «произносили имена всевозможных предметов и живых существ, которые тотчас же по назывании обретали бытие» (Мифологии древнего мира… С. 289). Так идея жертвоприношения связывается с рождением.
В Ригведе же говорится о том, что боги вменили в обязанность первому человеку совершать на земле жертвоприношения ради торжества истины и гармонии. Жертвой был и первозданный человек – Пуруша, от которого произошла Вселенная и четыре касты индийского общества. Боги рассекли Пурушу на части. Брахманы, или жрецы, произошли из уст Пуруши; кшатрии, или воины, из его рук; вайшьи, или ремесленники, торговцы, земледельцы, – из его бедер; шудры – из его стоп. Разум Пуруши стал месяцем, глаз – Солнцем, дыхание – ветром, а изо рта Пуруши родился огонь.
Расчленение Пуруши – жертвоприношение во имя людей, аналогичное добровольной гибели Христа, но здесь речь идет о создании, а не о спасении людей.
И древняя языческая религия народа МОКША тоже связана с поклонением природным стихиям: ВОДЕ (Ведяве), ЗЕМЛЕ (Мастораве, Паксяве), ОГНЮ (Толаве), НЕБУ(Коваве-Богине Луны,Ёндолаве-Богине Молнии, Атямате-Богу Грому, Пиземаве-Богине Дождя), ВЕТРУ (Вармяве), и другим богиням, связанным с природой. (Будут рассматриваться далее).
А ИМЯ ДРЕВНЕГО АЗОРА ЗЕМЛИ МОКШАНСКОЙ (ГОСУДАРЯ) МОКШАНСКОГО НАРОДА - ПУРИШ!
НЕ ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ ЛИ ИМЯ ГОСУДАРЯ НАРОДА МОКША ПУРИША С ИМЕНЕМ ПУРУШ?
В процессе ознакомления возникло множество вопросов, требующих исследования и анализа.
Свидетельство о публикации №220042800606
Григорий Аванесов 09.07.2020 07:53 Заявить о нарушении
Спасибо за ваш энтузиазм, читать подобные статьи отрада.
Людмила Галактионова 06.01.2022 16:59 Заявить о нарушении