Информационная гигиена и манипулирование сознанием

Пандемия и повальный карантин - сами по себе непростые испытания практически для любого человека. Ситуация усложняется тем, что люди активнее пользуются традиционными СМИ и интернет-СМИ где распространяется масса фейков, разнообразной недостоверной информации, которая провоцирует панику, необдуманные поступки, а страшные новости вполне способны вызвать стрессовую реакцию.
Многие считают, что все СМИ нейтральны, и пользуются ими, не задумываясь о том, как они работают. Это ошибка, российские масс- медиа формируют вокруг нас среду, которая способна оказывать влияние на наше видение мира, мышление и здоровье. Интенсивность информационного потока с каждым годом возрастает. Ученые утверждают, что, когда объем информации превышает нашу способность ее обработать, происходит информационная перегрузка. На фоне роста традиционных заболеваний возникли новые информационно зависимые синдромы - компьютерный; аддикции (патологические зависимости от телевидения, социальных сетей); депрессии, формируемые социальными сетями; интернет-зависимые психозы; мании – сенсорные, связанные с интернетом, лудомания (зависимость от компьютерных игр), фобии (номофобия - боязнь остаться без связи). По существу информация - фактор риска различных заболеваний. Социально значимая информация приводит к развитию эмоционального стресса, последствиями которого могут быть заболевания сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты и др.), пищеварительной системы (язвенная болезнь) и др.
Развитие информационного общества порождает проблему гигиенического регулирования информационных нагрузок для людей. На этой основе зародилась информационная гигиена – раздел знаний, изучающий закономерности влияния информации на состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума. Ее цель - предупреждение влияния неадекватной (негативной, избыточной или недостаточной) информации на здоровье как физическое, психическое и социальное благополучие человека, социальных групп, населения в целом, профилактика информационно-обусловленных заболеваний, ограничение загрязнения и санация окружающей информационной среды.
Информации вокруг опасного коронавируса гуляет много. Мы пока точно не знаем кто бенефициары эпидемии, кому на самом деле выгодна пандемия. Иногда фейки делают этот вирус опаснее, чем он есть на самом деле, и порой провоцируют панику. А некоторая информация, наоборот, заставляет пренебрегать простыми мерами профилактики. Доверять всему, что пишут не стоит. К сожалению, мы сегодня имеем низкое доверие к СМИ, как официальным, так и независимым российским масс - медиа.  Это связано с тем, что мы часто или очень часто сталкиваются с обманом или недостоверной информацией. Очень важно в этом огромном информационном потоке доверять только тем СМИ и лидерам общественного мнения, кто никогда не был замечен в намеренном распространении дезинформации и фейков. Следует понимать, что в основном инфа создается с целью манипуляции нашим сознанием. Негативная информация это как правило инструмент для манипуляций нами. Так же, известно, что люди, наиболее подвержены манипуляциям в состоянии эмоционального аффекта и страха – это одна из ярких эмоций, с помощью которой можно манипулировать. Из всех средств массовой коммуникации наивысшим манипулятивным эффектом выделяется телевидение. Посредством телесигнала телевидение кодирует психику индивида. Основано такое кодирование на законах психики, согласно которым любая информация сначала поступает в подсознание, и уже оттуда оказывает воздействие на сознание. Таким образом, посредством телетрансляции становится возможным моделировать поведение человека и общества.
Как не стать жертвой ложной информации? Как уберечь свою психику от пагубного воздействия противоречивых информационных потоков? Безусловно, создать универсальный алгоритм для распознавания фейков достаточно сложно, но можно хотя бы просто соблюдать несколько правил информационной гигиены:
• Читайте новости из разных источников: либеральных, консервативных, альтернативных. Проверьте, кто первым опубликовал ссылку на информацию – заслуживает ли доверия источник? Подтверждается ли она в других независимых источниках?
• Не смешивайте анализ с личным отношением к человеку, не обращайте внимания на его статус - просто оцените его информационную риторику

• Всегда проверяйте достоверность фото и видео контента. Используют ли авторы изображения и ролики, несоответствующие месту или времени события?
• Сохраняйте беспристрастность при оценке информации. Если в статье присутствуют чрезмерные эмоции, это повод насторожиться.


Чтобы не быть подопытным кроликом и не вестись на приманки, развивайте в себе интеллектуальный скептицизм: не принимайте ничего на веру, подвергайте информацию сомнению и старайтесь составить обо всём личное мнение. Главное – приобрести  иммунитет от токсичной информации.


Рецензии