Кляпсус

                Справка: Кляпсус – мифологический
                герой, который якобы дважды видел
                Чернильницу.


Бледный Кляпсус уныло сидел на скамейке и по-старчески болтал ногами. Безнадежность ржавыми пятнами разъедала ближний горизонт. Кляпсус старался не смотреть Туда. Вдаль.

Веселые солнечные лучики пробежали по носу, угрожая высушить любимую бородавку. Кляпсус не рассердился. Долгая трудная жизнь научила Кляпсуса не раздражаться на такие мелочи.

«Какая же это мелочь!», - досадливо подумал Кляпсус, но солнечные лучики уже умчались прочь.

Невзначай Кляпсус взглянул Туда. Вдаль. Глухо навалилась тоска. И пришла мысль. Она струилась фиолетовыми прядями и звала: «А может и впрямь?».

Кляпсус полюбовался мыслью. А может и впрямь тряхнуть стариной и наведаться к Чернильнице. Воспоминания чередой заплясали вокруг скамейки.

В Чернильницу нынче мало кто верил, и все же многие отправлялись на ее поиски. Судьба благоволила единицам. Кляпсус в свое время оказался среди избранных. Избранных, получивших награду за надежду и километры истоптанной неизбежности.

Стемнело. Среди неподвижных звезд стремительно пронеслось Падающее Перо. Кляпсус умиленно заулыбался. По поверью в этот момент родилась еще одна клякса. Молодая, свеженькая, не высохшая.

Кляпсус даже задрожал от обиды. «Невысохшая», - мысленно повторил он. «Завтра же оторвусь от проклятой скамейки, и плевать мне на лета», - решил Кляпсус.

Решение тем более смелое, что до сих пор никому не удавалось повидать Чернильницу дважды.

Решение Кляпсус понравилось далеко не всем. Жена Кляпсуса, старая выцветшая клякса, забурлила от возмущения: «Понесло же его на старости лет, лучше бы воспитанием внуков занялся».

Кляпсус критически осмотрел супругу. Раньше какой была. Красивая, жирная, с темными глубокими отливами-переливами. Засмотришься в глубину – и пропал. А сейчас... К тому же оттенок какой-то зеленоватый. С синтетикой, верно, была. Не доглядел.

«Спи, моя капелька ясноокая» - отозвался Кляпсус.

Утром Кляпсус едва вспомнил о планах предыдущего дня. Невыносимо болело тело, любимая бородавка на носу безнадежно умирала. Как тут мечтать о несбыточном.

Вечером, наблюдая за энергичной возней молодежи, Кляпсус разволновался – вспомнилась Чернильница. На сердце нехорошо защемило.

Чернильница. Чернильница и вновь молодость. Жизнь с чистого листа.

Удивляясь сам себе, Кляпсус подозвал знакомого парнишку и спросил:

- К Чернильнице со мной пойдешь?

Мальчику до такого дела оставалось расти еще года два.

Тот серьезно посмотрел Кляпсусу в глаза и произнёс:

- Угу.

- Завтра.

- Угу.

Эх, почему же раньше никто не догадался?  Каждый искал Чернильницу в одиночку. А если в пути кого-то и встречал, то торопился обойти стороной. Вдвоем, втроем, компанией ведь и скука не страшна, и неизведанность легче. «Скуку мы одной левой!», - расхрабрился Кляпсус.

………………………………………………


Парнишку недели через две нашли пастухи. В горах на северо-востоке, за дальним горизонтом. Полуживого, в беспамятстве, бредящего. С сильным обезвоживанием и наполненной до краев флягой.

Про Кляпсуса с тех пор ничего не было известно. Конечно, ходило множество нелепых слухов. Вроде того, что Кляпсуса видели оседлавшим Падающее Перо. Только вранье все это. С пьяных глаз и не такое померещится.

В судьбе Кляпсуса сомневаться не приходиться. Рано или поздно завершающее иссушение настигнет всех нас, ныне живущих и здравствующих. Даже пятнышка не останется.




ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ КЛЯПСУСА И РАЗМЫШЛЕНИЙ



ВОРОНА

Каждый вечер, кроме субботы и воскресенья, с девятнадцати пятьдесят до двадцати ноль-ноль, Кляпсус сидел на лавочке около дома и пялился на Ворону.

Ворона сидела на ветвистой груше. Она пялилась на Кляпсуса.

Однажды Кляпсус сказал Вороне:

- Здравствуй, Ворона.

Однажды Ворона ответила Кляпсусу:

- Здравствуй, Кляпсус.



ГИРЯ

В молодости Кляпсус был очень сильным. Он мог на спор поднять трехпудовую гирю.

Поднять мог, а вот опустить не получалось.

Приходилось вызывать кран.



КАПУСТА

Однажды Кляпсус и его сосед весь вечер пили вишневую настойку.

Сначала пили, а потом, когда стало совсем темно, пошли искать Чернильницу.

Утром их обоих мама нашла их недалеко от дома. В капусте.

Когда Иннокентий был маленький, мама ему говорила, что нашла его в капусте. Но он не верил.

Теперь Иннокентий твердо знал, что это правда. Ведь дедушку мама тоже нашла в капусте.



ЧЕРВЯК

Однажды Кляпсус прогуливался по саду. Он сорвал красивое яблоко, с удовольствием откусил и стал жевать.

Неожиданно из яблока показался червяк.

У Кляпсуса моментально пропал аппетит и хорошее настроение.

- Ты испортил мое яблоко! – закричал Кляпсус.

- А ты разрушил мой дом – возмутился червяк.

Но Кляпсус не услышал червяка. Он не знал, что червяки разговаривают.



БЕССОННИЦА

Летом ночи были теплые, и Кляпсус, частенько, ночевал на веранде.

Однажды ночью, глядя на звезды Кляпсус подумал о смысле жизни. Потом о смысле смерти. Затем снова о смысле жизни. И снова о смысле смерти.

Так в бессоннице, совершенно бессмысленно, прошла ночь.



РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ

В детстве бабушка часто говорила Кляпсусу: «Не стой на разделительной линии. Если подолгу будешь стоять на линии, то часть тебя, которая попадет за разделительную линию – заболеет. И только Чернильница знает, что окажется за разделительной линией – рука Кляпсуса, плечо Кляпсуса или весь остальной Кляпсус».

Поэтому Кляпсус сызмальства избегал стоять на мелком начертанных на асфальте, линиях, в автобусе сидеть на двух сидениях и спать на двух половинках дивана.

Он боялся заболеть.



РЕВНОСТЬ

Дома у Кляпсуса было кресло.

Кляпсус любил это кресло. Его домочадцы тоже любили это кресло.

Кляпсусу не нравилось, что его любимое кресло любит кто-то еще.



БАБОЧКИ

Однажды, уже в преклонные годы, Кляпсус по обыкновению сидел на скамейке перед домом, по-старчески болтал ногами и наблюдал окружающую жизнь.

Большая красивая бабочка, пролетавшая мимо, села ему на нос. Кляпсус попытался ее разглядеть и скосил глаза к переносице. Неожиданно Кляпсус представил, как должно быть смешно и нелепо он выглядит – дряхлый старичок с разноцветной бабочкой на большом мясистом носу и скошенными глазами.

Представил и улыбнулся.

Бабочка улетела. А улыбка осталась.

Так с улыбкой на лице Кляпсус проходил до конца дня.

Улыбаться было приятно. Кляпсус вспомнил, что он не улыбался уже несколько лет и дал себе обещание улыбаться каждый день.

На следующий день Кляпсус забыл про свое обещание.

В округе обитали тысячи бабочек. Но ни в это лето, ни в последующие, ни одна бабочка так больше и не села на нос Кляпсусу, чтобы еще раз ему напомнить, что улыбаться приятно.



НАДЕЖДЫ

Мама Кляпсуса всегда восхищалась великими музыкантами и композиторами.

Поэтому в детстве она отдала Кляпсуса учиться играть на скрипке.

“Вот он выучиться, и непременно напишет всемирно известную кляпсодию. Тогда я стану мамой известного композитора” – рассуждала мама.

Увы, ее мечтам не суждено было сбыться.

После двух лет мучений, Кляпсус увлекся борьбой на деревянных сучках и совершенно забросил скрипку.

Мамины надежды рассыпались в прах.



ОБЛАКА

В молодости, в минуты романтического настроения, Кляпсус часто витал в облаках.

Затем Кляпсус женился.

Некогда белые и воздушные облака наполнились водой и превратились в тяжелые тучи.

Когда Кляпсус пытался витать в этих темно-чернильных образованиях, то начинала греметь гроза, сверкать молния и ручьем течь слезы.

Одним словом, ничегошеньки у него не получалось.




СОН

Кляпсус любил поспать.

Чаще всего он ложился спать вечером и просыпался утром. Но бывало и так, что он вставал на второе или третье утро.

Тогда все ходили и недоумевали, почему не видно Кляпсуса, куда он подевался.

А Кляпсус просто спал.



ЕДА

Кляпсус любил поесть.

Чаще всего он начинал кушать утром, за завтраком, а заканчивал вечером, за ужином.



ГРУША И ТЯГОТЕНИЕ

Кто-то Кляпсус работал в саду. Снимал груши длинной палкой со специальными усиками на конце. Груши были большие и сочные.

Когда Кляпсус был подростком, он взбирался на самый верх дерева и рвал груши руками прямо с верхушки. Мама боялась, что он свалиться, и ругалась, но он знал, что в глубине души мама гордится тем, какой смелый и ловкий у нее сын.

С тех пор груша постарела. Ее ветки стали хрупкими и ломкими, на нее теперь не взобраться. Кляпсус с тех пор тоже постарел: и его кости стали хрупкими, а сильные когда-то руки, слабыми.

Одна груша сорвалась и попала Кляпсусу в голову. Было больно.

Вечером, при свете настольной лампы, Кляпсус лежал на кушетке и размышлял. Ему на голову упала груша. У нормальной кляксы мог бы получиться закон тяготения, а у него получился синяк.

Кляпсус всю жизнь считал себя неудачником, и происшествие с грушей в очередной раз это подтвердило.

Размышления его не отпускали. С другой стороны, рассуждал он, чем закон тяготения лучше синяка? Синяк изменяется, меняет цвет, форму и настроение, а закон тяготения каждый день одинаковый. Сегодня синяк синий, завтра зеленый, а послезавтра станет желтым, и этот житейский калейдоскоп, без сомнения, является частью великого и непостижимого замысла.

Мысли Кляпсуса стали путанными и бессвязными. Он успел подумать, что у нормальной кляксы мог бы получиться синяк, а получилась груша, после чего заснул по-детски крепким сном.



ЛОШАДИ

В молодости Кляпсус любил кататься на лошадях.

Лошади тоже любили, когда на них восседал Кляпсус, ведь он всегда угощал их кусочками сахара.

При этом Кляпсус никогда не позволял кататься на себе, даже когда предлагали сахар.

Ведь каждая из лошадей была в несколько раз тяжелее Кляпсуса и могла запросто раздавить его в лепешку.



ГРУША

Однажды Кляпсус проснулся и понял, что дальше так жить нельзя. Он должен, просто обязан сделать нечто, что изменит мир.

Целых три часа, ничего не видя и не замечая вокруг, Кляпсус в тяжелых размышлениях бродил по округе, пытаясь понять, где же тот таинственный рычаг, та тайная кнопка, которая позволит ему изменить мир.

Когда Кляпсус устал от бесплодных раздумий, он вернулся к дому, уселся на свою любимую лавочку, и принялся задумчиво поедать большую сочную грушу.

Его взгляд остановился на ветке, с которой он сорвал грушу. Ветка была пуста. Еще пять минут назад на этой ветке висела груша, а теперь ее там нет.

Картина мира изменилась.

Как заправский художник одним мазком меняет натюрморт на холсте, так и Кляпсус одной грушей изменил мир. Пусть эта перемена была совсем незначительна, едва заметна, но это сделал он, Кляпсус.

Старый дурак! - воскликнул Кляпсус, – Ведь все так просто.



ТЕТКА

Однажды почтальон принес Кляпсусу срочную кляксограмму:

«Приезжаю. Встречай в субботу. Твоя тетя».

Кляпсус видел тетю в последний раз еще ребенком, но помнил, что она к нему хорошо относилась.

В сообщении не было указанно, где и когда встречать тетку, но Кляпсус знал, что тётушки не падают с неба, поэтому в ближайшую субботу пошел встречать ее на остановку автобуса.

В ту первую субботу тетя не приехала. В следующую и последующую субботы она тоже не появилась.

В течение полугода, каждую субботу, Кляпсус выходил к автобусу встречать тетку. Затем его терпение лопнуло, и в ответ он отправил срочную кляксограмму:

«Не получается вас встретить. Укажите точную дату и место. Ваш племянник».

Ответа он так и не получил.



ДОКТОР

Однажды жена Кляпсуса решила, что Кляпсус на старости лет окончательно выжил из ума, и отправила его к доктору.

Как и попросил доктор, Кляпсус долго смотрел на квадраты: сначала на белый, затем на черный, потом снова на белый и снова на черный.

Кляпсус был послушный.

Доктору понравился послушный Кляпсус. Он написал, что Кляпсус здоров.



ЗАВИСТЬ

Однажды Кляпсус заплыл на лодке так далеко, что совершенно выбился из сил.

Кляпсус совершенно не представлял, как он сможет выдержать обратный путь и вернуться домой.  Несчастный и опустошённый он безучастно сидел на дне плоскодонки и плыл по течению, все дальше и дальше от родных пенатов.

Недалеко от лодки, на листе кувшинки, Кляпсус заметил лягушку, которая, беззаботно грелась в лучах солнца.

- Как я тебе завидую – с грустью сказал Кляпсус.

- А я тебе – нет, – ответила лягушка, и лениво зевнув, перевернулась на другой бок.



НЕБО

Кляпсус любил лежать на траве и часами смотреть вверх, в бездонное небо.

От взгляда Кляпсуса в небе не появлялись дыры, небо не распадалось на дольки и не разделялось на ломтики. Небо не сворачивалось, не разворачивалось, на нем не собиралась пенка, и не вздувались пузыри.

Небо не становилось более вязким или более жидким, твердым или мягким, глубоким или мелким, громким или тихим.

Неба не ставало ни больше, ни меньше. Небо не становилось ближе или дальше.

Небу было все равно.

И в этом была загадка.



УХО

Однажды какой-то некрасивый рот, с тонкими изогнутыми губами, что-то пытался сказать  Кляпсусу прямо в ухо.

Рот говорил и говорил, и говорил. В его кожистое, с крупными порами и красновато-багровыми пульсирующими прожилками, ухо.

Но Кляпсус ничего не слышал. Ни капельки.

Безобразный рот говорил громче и громче. Ухо Кляпсуса стремительно росло, вытягивалось, и превращалось в гигантскую плотоядную воронку. Кляпсус, как ни старался, не мог разобрать ни словечка.

Наконец Кляпсус проснулся. Его лоб был мокрым.

На улице шел дождь. С потолка, время от времени, срывалась большая влажная капля и громко разбивалась об лоб Кляпсуса. По-видимому, протекала крыша.

Кляпсус вспомнил, что в древности так пытали. Он вдруг осознал, что его тоже пытают. Его охватил страх. Кляпсус испугался, и все рассказал.

Все что знал и даже больше.

Но рядом никого не было, и признания Кляпсуса никто не услышал.



ЗВЕЗДА

Однажды, еще подростком, Кляпсус увидел, как падает звезда и пошел ее искать. Вернулся через три дня, измученный, перепачканный, в одежде полной репьяхов.

В любой упавшей груше больше красоты, чем в падающей звезде – пришел к выводу Кляпсус. - Грушу можно съесть и приобщить ее красоту себе. В красоте падающей звезды столько же мало смысла, как и в красоте белых цветов. Ее к себе не приобщишь. Если бы падающая звезда была знаком Чернильницы ему, Кляпсусу, что он особенный, то ее можно было бы носить на лацкане его костюмчика, как значок. А если это не так, тогда это не знак, или знак, но не Чернильницы, или Чернильницы, но не ему, не Кляпсусу, и смысла в нем никакого. С другой стороны, если это знак не Кляпсусу, тогда зачем он, Кляпсус, обратил на эту падшую звезду свое пылкое внимание. Значит все-таки не он, не знак, либо не она, не звезда. И снова в этом нет никакого смысла, так же как в бесполезной красоте белых цветов.



МЫСЛЬ

Как-то раз Кляпсус по обыкновению сидел на лавочке, смотрел вдаль и размышлял.

Пошел дождь.

Кляпсус не обратил на него внимание.

Понялся ветер и загремел гром, затем посыпался град.

Кляпсус не отвлекался.

Наступила ночь, затем утро и следующий день.

Сменились дни, месяцы, годы.

Наконец Кляпсус закончил размышлять, встал со скамейки и пошел в дом, к жене.

Это была уже другая скамейка, другой дом и другая жена.



ИСКУССТВО

Откуда-то в доме у Кляпсуса висела картина, кисти неизвестного художника.

Кляпсус почему-то страшился этой картины. Вернее сказать, стеснялся.

Время от времени Кляпсусу мерещилось, что картина поглядывает на него. Другой раз он ощущал, что лицо на картине подсматривает за ним. А иногда ему казалось, что глаза на лице смотрят на него с укором.

Не то чтобы Кляпсуса как-то беспокоила картина, лицо, или глаза. Не то чтобы Кляпсус обладал неуравновешенным характером, слабой психикой, не здравой фантазией, или поддавался иррациональным страхам. Совсем нет и даже вовсе нет.

Просто каждый вечер, перед тем как переодеться ко сну, Кляпсус грозил лицу кулаком и завешивал картину тряпкой. Или грозил картине тряпкой и завешивал лицу кулаком.



ЖУК

Однажды Кляпсус прогуливался с Иннокентием по осеннему саду.

Где-то среди листьев Иннокентий нашел большого странного жука, с ветвистыми рогами как у оленя, спина которого переливалась разными яркими цветами.

Ни Кляпсус, ни его внук Иннокентий раньше никогда такого жука не встречали.

-  Иннокентий нашел НПО – закричал радостно Иннокентий – неизвестный ползающий объект!

Кляпсус не возражал.



МОРЕ

Однажды Кляпсусу приснилось море. Синее, теплое, ласковое. С мягким рокотом перекатывающее разноцветную гальку.

Как-то так вышло, что Кляпсус никогда раньше море не видел. Ни во сне, ни наяву. Даже на картинке не видел.

Именно из-за этого досадного недоразумения Кляпсус море и не узнал.

Вот грустно.



МЫШКА

Как-то осенью Кляпсус вышел на улицу, чтобы набрать дров для растопки.

Среди поленьев Кляпсус заметил серую мышку. Она сидела неподвижно и внимательно наблюдала за Кляпсусом умными глазами-бусинками. Как только Кляпсус пошевелился, мышка стремительно шмыг, и скрылась, с глаз долой, среди поленьев.

Странно, подумал Кляпсус, у мышки глаза умные и стремительные, а у Кляпсуса и всех его знакомых – самые, что ни на есть, обыкновенные.  Без малейшего проблеска живости или смекалки.

Быть может, если бы Кляпсус переселился в поленницу и жил беспрерывно на свежем воздухе, у него бы тоже появились умные глаза. С другой стороны, когда мышь в доме будет мерзнуть и приходить набрать дров для растопки, придется каждый раз от нее убегать. Ведь кто знает, что может прийти в голову этому огромному дикому животному.



ТУДА

Однажды Кляпсус долго, очень долго ехал на поезде и, в конце концов, приехал на свою станцию.

Можно подумать у Кляпсуса могла быть своя станция.



ПОЕЗД

Кляпсус отличался поразительной наблюдательностью.

Однажды, когда Кляпсус ехал на поезде, он сумел заметить, что в правом окне вагона столбы и деревья мелькают быстрее, чем в левом окне.

Кляпсус так же отличался редкой трезвостью мышления, поэтому сделал вполне справедливый вывод, что правая сторона поезда передвигается с большей скоростью, чем левая.

А если одна сторона поезда едет быстрее другой, значит, поезд движется по кругу! - закончил свои умозаключения Кляпсус.

Вот что значит хорошие школьные отметки по каплеметрике, брызгостатике, рванологии, кускографии, дырософии, теории выпуклых пятен и сакральному вязанию крючком.

Контрольные вопросы:

1. В какой части поезда ехал Кляпсус, в быстрой или медленной?

2. Поезд двигался по часовой стрелке или против часовой стрелки?



ЗНАКОМСТВО

Кляпсус время от времени совершенно впадал в детство и дурачился как ребенок.

Однажды, когда Кляпсус сидел в своем любимом кресле, в комнату вошла Настя с мамой.

Кляпсус сурово посмотрел на внучку и строго так спросил:

- Это ты хрюкала?

- Я ни хрюкала – растеряно ответила Настя.

Кляпсус расплылся в довольной улыбке:

- Очень приятно познакомится, госпожа Нихрюккала, – просиял Кляпсус, одновременно торжественно кланяясь и протягивая руку для пожатия, –  а я - Кляпсус.



ЗЕРКАЛО

Как-то раз, Кляпсус долго гримасничал возле зеркала.

Он заходил сбоку, разворачивался к зеркалу спиной, наклонял голову набок, поднимал и опускал руку, подпрыгивал, хмурил брови, закатывал глаза, и показывал зеркалу язык.

Кляпсус пытался увидеть себя в зеркале другим.

Увы, с какой стороны он не заходил, какие бы рожи Кляпсус не корчил, он всегда отражался в зеркале по-разному, но ни разу - другим.



КАЗНЬ

Как-то раз Кляпсус решил, что уж совсем пора и должно наступить логическое окончание его жизненного пути. Он прилег, устроился поудобнее, а как же иначе, и стал терпеливо ждать скорого конца.

Прошел час, два, три, а раскосая за добычей все не приходила.

Четыре, пять, шесть.

Кляпсусу стало скучно. Ему хотелось как в детстве, обиженно сказать: Я так не играю.

Но Кляпсус был уже взрослым и поэтому поступил по-взрослому. Свой суровый приговор он заменил на более мягкий: на долгий сладкий сон на любимом диване. С присвистом и причмокиванием.

В конце концов, глубокий сон — это почти что маленькая смерть.



ДОЖДЬ

Однажды Кляпсус долго сидел у окна и тоскливо наблюдал, как на улице идет тоскливый дождь.

Около полудня на колени Кляпсусу запрыгнула толстая кошка с рыжим ухом, и, запуская когти ему в ногу, протяжно мяукнула:

- М-я-я-я-у-у.



ПОСТИРУШКИ

У Кляпсуса была строгая мама, и в детстве он часто на нее обижался: то конфет не разрешила съесть перед обедом, то погулять не отпустила.

Расстраивался и подолгу ходил надутым.

Тогда мама подтрунивала над ним:

- Ну-ка не стой возле белья! Так дуешься, что не приведи Чернильница, еще лопнешь и простыни забрызгаешь. А мне перестирывай потом.

Маленького Кляпсуса эта мамина шутка неизменно веселила. Как не старался он надуться еще больше, ему это не удавалось. Сквозь слезы- сопли, отчаянно шморгая носом, Кляпсус начинал улыбаться, смеяться, и нередко, даже икать.

Выглядело уморительно.



ЧЕРНИЛЬНИЦА

Чернильница, изливаясь, создает все сущее.

Достаточно в ясную ночь посмотреть на небо, чтобы заметить одну простую вещь. Окружающее пространство просто переполнено пульсирующей чернильной субстанцией, которая еще не обрела свое материальное воплощение, и это воплощение вершится здесь и сейчас как непрерывный акт миросозидания. Каждое мгновение эта субстанция обретает форму, срок и назначение, хотя сама не имеет ни формы, ни срока, ни назначения, и существует вне времени и пространства.



БОТАНИКА

Как-то раз, в детстве, Кляпсус вырыл в саду понравившийся цветок, посадил его в цветочный горшок и поставил в своей комнате.

Растение погибло.

Тогда маленький Кляпсус вынул из горшка на подоконнике фиалку, и посадил ее в саду.

На следующий день фиалка исчезла. От такого неудачного ботанического опыта маленький Кляпсус порядком расстроился и пришел жаловаться к маме с папой.

- Наверное, фиалку скушала гусеница – утешила мама.

- Или корова наступила копытом - совершенно серьезно сказал папа.

- Почему наступила?  – удивилась мама – Скорее съела.

Папа очень авторитетно посмотрел на маму, затем на сына, и ответил:

- Коровы не любят фиалок. Это факт. Кроме того, общеизвестно, что коровам нравится, на все что им не нравится, наступать копытом.

Мама не стала возражать папе. Как общеизвестно, папа этого не любил. В конце концов, какая разница, съела несуществующая корова фиалку, или наступила на нее копытом.



ПОВОД

Однажды, когда Кляпсус страдал по очень значительному поводу, он ненадолго отвлекся от своего несчастья пытливым размышлением.

Внезапно он задался вопросом, зачем Чернильница из раза в раз, с такой настойчивостью воспроизводит боль и мучения. Ведь тысячи и тысячи созданий уже терзались так же сильно, как сейчас терзается он, Кляпсус, и ровно по тому же значительному поводу.

На живых существ, порожденных в акте творческого созидания, Чернильница навлекает порожденные в акте творческого созидания смятение, хаос и растерянность. Несметное количество раз повторяет коварную, бездушную и бессердечную пытку, превращая отдельные эпизоды жизни в изнурительную каторгу.

Что именно Чернильница хочет понять или узреть. В чем ее намерение. Какова ее внутренняя движущая сила: садистское наслаждение, жажда познания, или простое любопытство. Отличается ли жажда познания от любопытства и болезненного сладострастия или все едино, и разница лишь в игре слов и соединении противоположностей?

Быть может, ей наскучила гамма наслаждений. Так почему же ей не наскучила палитра страданий. Почему бы Чернильнице не веселиться и не веселить свои создания вечным карнавалом, наполняя их души тончайшей музыкой неги, блаженства и услады. При каждом удобном случае проявляя материнскую заботу и сочувствие.

В этом месте размышлений Кляпсус устал от своего мысленного порыва и продолжил страдать по очень значительному поводу.



СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Однажды, накануне сенокоса, Кляпсус сидел на маленьком стульчике во дворе своего дома и отбивал лезвие косы.

Когда Кляпсус в третий раз стукнул молотком по большому пальцу, то от боли и досады отбросил молоток в сторону.

Судьба несправедлива к моему левому пальцу, подумал Кляпсус – ему зачем-то всегда достается.

Кляпсус посмотрел на оба пальца: один нормального цвета и размера, а второй распухший, болезненный, нездорового зеленоватого оттенка. А ведь они практически братья близнецы. На глазах у Кляпсуса вместе росли, вместе воспитывались и взрослели бок о бок.

Приложил кусок холоднющего льда.

Когда боль отпустила, Кляпсус несколько раз согнул правый палец – он хорошо слушался. Затем несколько раз согнул левый палец – тот болел и с трудом сгибался.

Кляпсус повернулся к левому пальцу и строго отчитал его: «Говорил же тебе, не будешь меня слушаться – попадешь в неприятности».

Затем повернулся к правому пальцу и нравоучительным тоном произнес: «Если не будешь меня слушаться, то будешь вечно попадать в неприятности, как твой брат».



ОБЪЕМ

Однажды, спросонья, Кляпсус перепутал верх и низ, но затем быстро опомнился, и все снова стало на свои места.



РАЗНИЦА

Однажды осенью Кляпсус задумался, почему на зиму птицы летят на юг, а листья вниз. Почему во время полета листья кружат, а птицы летят прямо. И почему птицы сбиваются в стаи, а листья предпочитают парить в одиночку.



СОЧУВСТВИЕ

Однажды в детстве Кляпсус впервые увидел гусеницу и подумал, что перед ним кузнечик, которому сильно не повезло в жизни: по неосторожности он остался совсем без лапок. Несчастный не в состоянии прыгать или хотя бы ходить, и теперь вынужден вот так унизительно передвигаться – ползать.

Несмотря на отчаянные протесты мамы, маленький Кляпсус забрал «больного кузнечика» домой, к себе на попечение.



ХВОРЬ

Однажды Кляпсус совсем вышел из разновесия. Пришлось пить много травяного чая, принимать какие-то пилюли и даже на целую неделю сесть на специальную диету.



ЕДИНЕНИЕ

Однажды возле скамейки прыгал воробей и клевал клювом хлебные крошки. А на скамейке сидел Кляпсус и клевал носом.



ПОСТУПОК

Однажды Кляпсус испугался, и от страха остолбенел. Но затем расхрабрился и убежал.



ДРУЗЬЯ

Однажды в вагоне поезда Кляпсус вздремнул, и во сне громко сопел, с присвистом, как паровоз. А паровоз свистел, как Кляпсус. Так они всю дорогу и пересвистывались. Как старые знакомые.



СОН

Однажды Кляпсусу приснился страшный сон. Черно-белый серый сон.

Он лежал на продавленной кровати и неподвижно смотрел в потолок. За окном тяжелое свинцовое небо и бесконечный дождь. Ни чувств, ни смысла, ни жизни.

Только что вокруг были цветные шары, сладкая вата, мороженное, улыбки, мама с папой, и восторг. Как вдруг эта кровать, боль, потолок. Скрипучая беззвучная безысходность. Ни вправо, ни влево.

Прочь, прочь отсюда, скорее проснуться.

И снова яркое небо заполнено цветными шарами и радостью. Рыжая девочка прыгает на скакалке. Маленький Кляпсус со слезами на глазах подбегает и жалуется: «Мама, мама, мне приснился страшный сон».

Мама ласково обнимает: «Сейчас я тебя поцелую и все пройдет».



ВРЕМЯ

Однажды, когда Кляпсусу оставалось уже недолго, Кляпсус над этим долго размышлял.



БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ

Однажды, когда основы мироздания были потрясены, и весь мир скукожился в ожидании трагической развязки, Кляпсус спал в своей кровати. На его лице светилась счастливая улыбка. Ему снились желтые одуванчики.



ТОЧКА

Однажды Кляпсус попал в точку.

Там не было ни окон, ни дверей, ни входа, ни выхода, ни дорог ни тропиночек.



ЭВОЛЮЦИЯ

Однажды Кляпсус шел крадучись и превратился в кошку.

Кошка выследила, поймала и съела мышь. Кляпсус превратился в мышь.

Мышь отыскала и сгрызла кусок оброненного сыра. Кляпсус превратился в сыр.

Стоял жаркий день. Сквозь дырочки в сыре приятно тянуло прохладцей.



СОСТОЯНИЕ

Иногда Кляпсус становился странным. В такие моменты он думал как обычно, выглядел как обычно, разговаривал как обычно. Даже аппетит был хорошим и температура нормальная.

Просто был странным и все тут.



ЗАЯЦ

Однажды Кляпсус убегал. Отчаянно и без оглядки. Как заяц, бесконечно и бессмысленно путая и путая следы. Да так, что не смог распутать.



СОБЫТИЕ

Однажды замер ветер, остановились облака, перестали летать бабочки, ползать муравьи и жужжать пчелы, а цветы - источать ароматы.

Когда Кляпсус собрался уходить, к его ногам упал желтый лист.



О ПОГОДЕ

Однажды, в холодный дождливый день Кляпсус промочил ноги, а затем горло.



СРАЖЕНИЕ

Однажды Кляпсус бился не на жизнь и не на смерть, и даже не бился, а так.



ПОСТОЯНСТВО

В детстве Кляпсуса ставили в угол, а когда он стал взрослым – в тупик.



ТЕМПЕРАТУРА

Однажды Кляпсус сильно заболел.

У него поднялась такая высокая температура, что он стал бурлить, бродить, пузыриться, а затем вскипел и вовсе испарился.

В такой ситуации нельзя было терять ни минуты.

Жена Кляпсуса немедля принесла из погреба несколько кусков льда по бабушкиному рецепту, и быстро вернула Кляпсуса в форму.



ШАНС

Однажды Кляпсус упустил хороший шанс. Затем еще и еще.

Кляпсус улыбался и представлял, что отпускает их на волю. Ведь в мире осталось так мало хороших шансов.



ДЕФЕКТ

Однажды Кляпсус гулял и нашел дыру. Насквозь.




ШЛЯПА


Однажды Кляпсус рассказал доктору, что видел шляпу.


Она занимала половину видимого пространства и, как и все шляпы в мире, была вогнута в середине и загнута по краям.

Ее поля начинались где-то здесь и заканчивались где-то там: то ли за самым дальним горизонтом, то ли в другом мире, то ли вообще нигде не заканчивалась.

Шляпа была неожиданным ответом на тот сокровенный и мучительный вопрос, которым Кляпсус ещё не задавался, но на который так важно было получить ответ.

Кляпсус спросил доктора, в чем тут дело.

Доктор долго перелистывал толстый медицинский справочник, морщил лоб, потирал шею, натужно потел и задумчиво щурился.
Затем сказал, что дело тут, пожалуй, в шляпе и прописал Кляпсусу шепчущие ингаляции.



ЛИНИИ

Однажды Кляпсус шел по линии до самого края.



ВОКРУГ

Кляпсус любил поговорить, когда было с кем поговорить, и любил помолчать, когда было с кем помолчать.



ЕСТЕСТВО

Кляпсус любил поверхность натяжения.




ХРАНИТЕЛЬ

Однажды Кляпсус решил, что хотел бы работать Хранителем предстоящего дня.


Под невнятное бормотание призрачных духов вкрадчиво выдувать остатки ночных снов. Под укоризненным взглядом виноградных улиток прогонять обрывки предрассветной мглы. Из-под еловых лап, трухлявых коряг, широких лопухов, мрачных низин и темных омутов.


По колено в клубах бестелесого тумана, смычком из нитей утреннего солнца, он будет играть на струнах тончайших в мире паутин. Тяжелые и влажные капли росы, сверкая мириадами веселых оттенков, будут легко скользить по наклонной, и, в конце пути, на секунду замерев и сладко потянувшись, срываться вниз. Отправляя себя в первый и последний раз в неизвестность по известному пути.

Барабанить пыльцой полевых цветов по прозрачному и свежему воздуху. Под жужжание ос, пчел, шершней всматриваться в бездонное голубое небо. Под хоровое пение луговых лягушек перебирать сокровищницу непостижимых смыслов.

Ни отчаяния, ни попыток, ни надежды, ни рутины, ни смелости, ни страха. Без ограничений, преград, слабости.

В последующие дни история повторялась бы ещё и ещё, и такая работа Кляпсусу никогда бы не наскучила, не надоела и была бы в радость.

Ведь раз за разом он виртуозно находил бы новые невообразимые грани, сочетания, переплетения, вибрации, созвучия. Каждый день переливался бы невиданными красками, звуками, запахами, прикосновениями, и подпитывал своих обитателей искрами осмысленности, чистоты, удивления. Ощущениями конечности и бесконечности, разума и безрассудства, сочувствия и сопереживания.

От мечтательного и возвышенного созерцания Кляпсуса отвлек тихий шлепок. Глядя вслед удаляющейся чайке Кляпсус негодовал. «Ты злая и невежественная птица» - прокричал Кляпсус.



УЛИТКА


Однажды, когда в дуплах деревьев уже никто не жил, а колеса поездов давно не стучали по рельсам, Кляпсус встретил улитку.

Смешной неторопливый тихоход, с раковиной-домиком.

Кляпсус обогнал ее, заглянул в крохотные глаза на рожках. Аккуратно постучал по раковине, потрогал твердую блестящую поверхность. Обошел вокруг несколько раз, любуясь и удивляясь, какая же улитка плавная, грациозная, так поразительно непохожая на других существ.

Улитка то не замечала Кляпсуса, то замирала в раздумьях, то пугалась и пряталась внутрь домика, но несмотря ни на что, продвигалась вперед, одолевая расстояния. Хрупкая и беззащитная

После Кляпсус исчез. Как и все, кто были до него.

Такие же суетливые и любопытные. Кто интересовался. Кто забегал, заглядывал, обгонял, бросал снисходительные взгляды. Тыкал травинкой. Кто не замечал. Кто равнодушно проходил мимо. Кто говорил обидные слова. Мужчины и женщины, модники и неряхи, умные и дураки, здоровые и убогие, нищие и богачи.

Затем один за одним исчезли все те, кто был после Кляпсуса, и те, которые после них. Исчезли, сгинули, растворились. Художники, скульпторы, поэты, актеры, лекари, звездочеты, алхимики. Как и не было никогда. Кузнецы, сапожники, лавочники, извозчики, привратники, трубочисты. Ни пылинки, ни тени, ни намека. Яркие, блеклые, красивые, уродливые, благородные, подлые, мужественные, трусливые, гениальные, посредственные. Никого.

Улитка медленно, никуда не спеша, непреклонно и беззвучно, двигалась с неведомой целью, в неведомом направлении. Страшась неясных силуэтов и громкого шороха. Рискуя быть растоптанной, раздавленной, уничтоженной в любое последующее мгновение. Хрупкая и беззащитная.

Ползла и ползла, оставляя позади только путь из полупрозрачной белесой слизи, холодно мерцающей в окружающей черной пустоте, и далекие, далекие голоса.


Рецензии