Пусть люди смотрят, слушают, читают

Никогда не думал, не ведал и не гадал, что после тридцати лет работы в районной газете я окажусь по ту сторону телевизионного экрана.
Приключился приятный казус: произошло раздвоение моей личности, раздвоение профессиональных пристрастий.
В тот памятный 2003 год казанское телевидение могло бы и не состояться, если бы не живое участие в его судьбе нашего директора Светланы Викторовны Бессмельцевой, главы района Ильи Васильевича Денисова и директора департамента информационной политики Александра Павловича Новопашина.
А начиналось всё так. С февраля 1999-го до марта 2002 года я работал пресс - секретарём в администрации района, а возглавлял Казанский район в те годы
Владимир Иванович Барабанщиков.
К нему-то на приём и пришёл я с авантюрным предложением – создать свою телепрограмму.
Во дворе администрации возводилась телевышка.
Один из трёх передатчиков этой телевышки мог вещать сигнал-врезку в границах
райцентра.
Почти профессиональная телекамера имелась в администрации
района. Недоставало только компьютера, процессора с программой для телемонтажа. Эту электронную технику приобрести в ту пору можно было лишь на столичных
рынках. Стоила она, по деревенским нашим меркам, очень дорого.
Владимир
Иванович, услышав о цене вопроса, зачесал в затылке. Сомнения главы развеяла Татьяна Александровна Богданова, работавшая в ту пору управляющей делами
администрации района.
- Телевидение нам просто необходимо, - заявила она, - живая картинка, оперативная информация, надо соглашаться.
Через две недели привезли из Москвы монитор и процессор.
Видеокамеру я освоил на самом примитивном уровне. Телесюжеты монтировал на ней сносно.
Текст озвучивал на «пушку», с помощью магнитофона накладывал на картинку музыку. Но этого было мало.
Нужен был оператор. Благо, сын мой Максим вернулся из армии и по давней традиции отцу своему не перечил.
Операторскую эстафету Максим Дребезгов передал Сергею Лукичёву.
Первый выпуск телепрограммы «Алабуга» вышел в эфир с опозданием на тридцать пять минут. Приказом директора информационно-издательского центра
«Наша жизнь» редактор телепрограммы Олег Дребезгов был приговорён к строгому выговору. Бессилие и ярость переполняли меня.
Оператор и монтажёр Сергей Лукичёв посчитал себя главным виновником срыва,
хотя причина неудачи объяснялась окаянными глюками компьютера, с которым
мог справиться только профессиональный программист.
За плечами у Сергея были краткосрочные ликбезовские курсы в студии Ишимского телевидения.
Неудача и профессиональный стыд, связанный с нею, помогли мне уяснить
для себя непреложную истину: телевидение – это журналистика, трижды помноженная на оборудование.
Любая техническая гадость способна загубить самый талантливый журналистский
текст.
Телевидение – это еще и театр. Любая мелочь могла повлиять на качество сюжета. К примеру, в стендапе я предстаю перед зрителем в полный рост.
К одежде не придраться, голос ровный, за спиной красивая картинка. Но ветер ломает мою прическу, волосы дыбом, как у клоуна. Сюжет был загублен разом.
Работая на телевидении, досадовал на то, что текст мой, удобоваримый для газеты, опережал или не совпадал по смыслу с телевизионной картинкой.
Я задыхался, как пассажир, отставший от поезда. Дело доходило до курьёза.
Газетную статью пишет журналист.
Телевидение – труд коллективный.
Без оператора, как без Бога – не до порога.
Без Павла Константиновича Купцова – оператора и монтажёра – жизнь телепрограммы «Алабуга» будет неполной.
Павел, наш уважаемый Паша, с отличием окончил строительный институт.
Но поскольку прорабы – сплошь крикуны и матерщинники, наш Паша выбрал менее зловредную профессию.
Видеосъёмки Павла узнаваемы. Случается так, что без подсказки журналиста он выбирает не только точку съёмки, но и отыщет тончайшие детали: жилку на руке старушки, слезящийся глаз, заплатку на одежде, дождевую каплю на стекле.
Павел Константинович – ответственный человек и несгибаемый трезвенник.
Правда, было время, когда без рюмки водки Паша на съёмку не выезжал. Но и под градусом оператор «Алабуги» проявлял чудеса мужества и доблести.
Осень. Завершение уборки урожая. Нам нужно отснять обмолот последней
хлебной полоски. И никакого дубля. Раз – и всё. Паша ринулся с камерой на комбайн как доблестный красноармеец на танк. Но порыв его завершился падением.
Он упал лицом в стерню.
Падая, Паша не уронил наземь включенную камеру. Сюжет получился удивительно
красивым с точки зрения операторской работы. Комбайн надвигался на камеру под углом, словно съезжал с неба.
Стерня на первом плане казалась исполинской.
На планёрке Светлана Викторовна Бессмельцева сказала: «Я часто критикую телевидение, но последняя съёмка заслуживает самой высокой оценки. Ведь можете, если захотите».
Паша после этого долго нравоучал нас: «Трезвость в сочетании с нетрезвостью в творческой деятельности не всегда является пороком».
Как выяснилось, эти слова принадлежали не Паше, а Эрнесту Хемингуэю. В вольном, конечно же, Пашином переводе.
Мой сын Максим до последних дней своей короткой жизни оставался верен районному телевидению.
Семь лет он работал оператором, монтировал передачи, изредка самостоятельно
готовил в эфир сюжеты на различные темы. Мечтал я о том, что журналистика станет главным делом его жизни. Но этим мечтам сбыться было не суждено.
Десятилетний юбилей телепрограммы мы отпраздновали в кругу друзей
и почитателей. «Алабуга» обрела их своей честной работой. Интересной, нужной,
любимой стала тележурналистика для вездесущей нашей Тамары Носковой, которая с удовольствием и вдохновением принимает участие в жизни телепрограммы, являясь её ведущей в пору наших отпусков и вынужденных отлучек.
Краткость – сестра таланта. Сестрой таланта считаем мы Олесю Руф, которая
к рождению каждого сюжета относится с ответственностью матери-роженицы.
Её телевизионное будущее не вызывает сомнения.
Для казанского телезрителя важно, чтобы во вторник и пятницу с телеэкрана
улыбалась очаровательная Надежда Доготарь.
Я не знаю, как сложится жизнь газеты, радио, телевидения. Но я не представляю без них своей жизни.

На снимке:Творческий коллектив телепрограммы "Алабуга".

Олег Дребезгов , редактор газеты
«Наша жизнь», редактор
телепрограммы «Алабуга»
с 1 августа 2003 до 15 октября 2014 г


Рецензии