Пробуждая воспоминания 21

   Мне шёл двадцать первый год. Надо было думать о том, что делать дальше. Решил поступить на медицинский факультет. Для этого надо было готовиться к вступительным экзаменам - ведь за годы войны многое забылось, а иное вообще следовало выучить заново. Времени было достаточно, и я начал заниматься. Жизнь в Риге после войны вначале была трудной: продуктовые карточки, талоны на одежду и обувь, но люди, пережившие войну, невзгоды и тяготы военного вренмени, жили как-то весело и не унывали.
   Помню, как у большого магазина в Старой Риге, называвшемся тогда "Особторгом", стояли огромные очереди за сахаром. Однако в течение первых послевоенных лет снабжение стало лучше, продукты и промышленные товары стали более доступными. Безработицы не было - каждый мог найти себе работу.

   Мы жили в Риге вместе с семьёй моих двоюродных братьев Миши и Гены в большой квартире на улице Цесу. Здесь же проживал вернувшийся из эвакуации зубной врач Захар Борисович, о котором я уже писал. Затем к нам присоединился двоюродный брат папы с дочерью Женей. Она впоследствии училась на одном курсе со мной.

   Из Караганды прибыл и некоторое время жил с нами брат мамы - дядя Илья, о котором хочу рассказать подробнее. Илья, или как его звали домашние, Иля до войны жил в Риге и, имея лишь незаконченное среднее образование, был технически весьма одарённым человеком. Он без конца собирал и разбирал свой мотоцикл, мог починить любой прибор, очень быстро понимая суть дела. Уже при советской власти в Латвии, в 1941 году он купил электромотор за 400 рублей, продал его за 600 и был осуждён на 3 года тюремного заключения "за спекуляцию" (сейчас это назвали бы бизнесом). Это спасло ему жизнь, так как в начале войны тюрьму с её обитателями вывезли в Караганду, и он не погиб в рижском гетто, как наша бабушка - его мать - и другие родные. В тюремных мастерских Иля чинил швейные машинки, а затем, починив неисправный фотоаппарат, стал фотографом.

  Вернувшись в Ригу, он устроился в уже упоминавшийся "Особторг", где вначале чинил кассовые аппараты, а затем - лифты. Уже перед выходом на пенсию Иля научился ремонтировать недавно появившиеся в обиходе бытовые холодильники, в чём быстро обошёл своего приятеля Иосифа, который и пригласил Илью работать в этой мастерской. Когда я как-то спросил Илю, почему он, только что начавший ремонтировать холодильники, должен часто подсказывать Иосифу, который значительно раньше стал заниматься этим делом, но не мог зачастую справиться с ремонтом, дядя ответил:"Как же Иосиф может починить холодильник, если он не знает, отчего в нём образуется холод?".

   Как-то, спустя пару недель после проведённого в нашей квартире космтического ремонта погасла люстра в столовой. Приглашённый из домоуправления техник, присоединяя в разных местах клеммы тестора, повторял:"Аппарат всё показывает!", - и заявил, что под штукатуркой в двух метрах от люстры на потолке обрыв провода. Мама очень расстроилась - ведь после отличного ремонта надо было всё переделывать!

   Назавтра прибыл Иля. Выслушав мамин рассказ, он с сомнением покачал головой, а затем, вынув из нагрудного кармана маленькую отвёртку, отвинтил пластмассовую крышку выключателя. Приложив к оголённым контактам два пальца, он хмыкнул, подогнул один из контактов отвёрткой и... люстра зажглась. "Аппарат всё показывает!" - сказал дядя, ставя крышку выключателя на место.

Продолжение: http://proza.ru/2020/07/10/1014


Рецензии
Очень интересно. Послевоенная жизнь, автор рассказывает о себе, о близких ему людях. Дорого и ценно. Достойно книги.

Валентина Томашевская   29.04.2020 12:51     Заявить о нарушении
Благодарю! Юность, трудное время, но юмор всегда выручал.

Борис Алтайский   29.04.2020 12:58   Заявить о нарушении