Достоевский. Мы виновны за всё за всех. Всечеловек

Эта статья о понимании человека как всечеловека, и о том, что из этого неизбежно следует чувство вины и ответственности каждого за всё и за всех. Именно этим  объясняется Тайна Искупления ХРИСТОМ Всего человечества, Тайна русской души, и отношения к русским, к России в мире.

Ф.М. Достоевский, развивая идею всечеловечности  в своих произведениях, многократно повторял в разных вариациях мысль - Каждый виновен за всех и за вся.
На чём основаны утверждения гениального писателя, пророка и глубокого знатока человеческой души?

1. БОГ создал человека по Своему Образу и Подобию. (1)  И в нём, как  во всечеловеке (2), в непроявленном состоянии пребывало всё будущее человечество.

Говоря иначе, на физическом уровне геном Первого человека содержал данные обо  всём будущем человечестве. Также и на духовном уровне - Дух, личность Первого человека (всечеловека) содержала в себе личности всех потомков.
 
Произошло первое разделение человека  на  Адама и Еву, и каждому из них  передался геном и образ всечеловека. Дальнейший древообразный рост человеческого рода сохранил  и будет до конца времён сохранять в себе гены и образ всечеловека.
Это значит, что в принципе, из одного человека можно воссоздать всё человечество. Человека, в какой-то степени,  можно сравнить со стволовыми клетками человека, из которых можно вырастить любую клетку организма, а при определённых условиях – весь организм.
 
Но заметим, что в каждом человеке,  народе и нации  ген  всечеловечности  явлен и активен в разной степени. После Всемирного Потопа человечество восстановилось из единственной выжившей семьи благочестивого Ноя.

2. Такие черты как эгоизм, гордыня, чванство, превозношение, тщеславие, высокомерие, бесчеловечность, презрение, вражда  и ненависть к людям, народам и нациям, насильственное навязывание своих стереотипов и норм поведения,  говорят о неразвитости или деградации гена всечеловечности, обрыве глубинных связей со всем  человеческим родом и обрекают подобного человека, народ и нацию на обособление, саморазрушение и самоуничтожение.

Такие же качества, как всечеловечность, всеотзывчивость, всепрощение,  милосердие, справедливость, ответственность, стремление к всеединству, соборности, желание всем помочь,  всех спасти, говорит о высокой степени всечеловечности личности, нации и народа.

3. Но что значит всечеловек на духовном уровне? Это человек, в душе которого реально присутствуют живые образы всех людей. Также существуют народы и нации, в соборном Духе которых в явной степени присутствует соборные духи всех народов и наций.

Все люди в разной степени – всечеловеки. Все люди связаны друг с другом многочисленными невидимыми нитями, все зависят друг от друга. И это приводит к пониманию Нравственных Законов Вселенной и к фундаментальным категориям – добра и зла, и Законов их воздействия на людей.

Так, делая зло кому-то, мы наносим ущерб и рану себе, калеча себя грехом, и нанося ущерб в себе образу этого человека. При этом  мы наносим себе двойной вред и двойной  вред своему сопернику:  нарушая его гармонию,  повреждая его образ и  свой образ в нём.

Таким образом, поступая дурно, мы уродуем свой образ и вносим болезнь, уродство через свой повреждённый образ во всех людей, ибо они тоже всечеловеки. И мы виновны перед ними, ибо заставляем их болеть и страдать из-за наших дурных поступков, ибо грех – причина болезней и смерти.
 
4. Наши греховные, злые поступки влияют на окружающую среду, она отдаёт это зло другим людям,  а те – следующим. Мы, сотворив зло, запускаем его в круговорот природы, окружающий мир, в сферу общения, и этим злом, которое катится как снежный ком, обрастая  новыми слоями зла и ненависти, заражаем других людей, и они начинают творить зло.  А началось с нас, именно мы нанесли своим грехом, злом непоправимый вред  всему и всем. И кто же, как ни мы, виновны  за всех и за всё?!

Даже если мы реально не общаемся, мы, будучи грешными и злыми, заражаем своим злом живые образы всех людей, которые есть в нас, ибо мы – всечеловеки. И это зло реальные люди ощущают в себе как пришедшее, внешнее зло и пытаются избавиться от него, обрушивая его на нас и других людей.
Мы, люди, всечеловеки, и каждый из нас  виновен перед всеми  за всех и за всё. Да, надо признать, что мы виновны не только за свои грехи, но и за зло, творимое другими, за всеобщее зло.

5. Тяжело принять на себя вину за личное,тем более,за всеобщее зло.
Чувство вины деструктивно. Оно подтачивает силы, лишает энергии, приводит к отчаянию и безнадежности.  Что же делать, каждому из нас, чтобы не чувствовать себя постоянно виноватым?

Предупредить появление и последствия разрушающего чувства вины можно созидающим и спасающим чувством ответственности, внимательным отношением к своим мыслям, чувствам, словам, поведению и поступкам. А если уж совершён грех, взять  на себя ответственность за грех - принести искреннее покаяние, исправить ошибку, злое деяние, принять наказание или возместить ущерб,  и впредь не делать зла.   

Итак, чувство вины нужно предупредить чувством ответственности за всех и за всё. Именно эту мысль пытался донести до нас Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы», когда говорил о вине   каждого за всех и за вся, о вине и ответственности за свои личные деяния, об ответственности за окружающую среду, за всех и за всё.
Это - Вселенский Закон всеобщей ответственности. 
Раб, неразумная тварь ни за что не отвечают. Чем нравственнее, свободнее человек, тем более он ответственен.

6. В романе «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевский устами своих персонажей повторяет  главную мысль  о том, что «все за всех виноваты», каждый человек виновен в грехах своего ближнего: «Ибо знайте, милые, что каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле», «всякий из нас пред всеми во всем виноват, а я более всех», «воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения».

Чувство вины за всех и за вся – это  путь к ответственности за всех и за всё, путь к всечеловечности, открытие в себе Всечеловека.

7. Идеалом Всечеловека явил себя Иисус ХРИСТОС. Он, безгрешный по природе,  взял на Себя вину и ответственность за грехи всего Человечества. В нём не было греха, но Он, будучи Сыном  Человеческим, взял на Себя грехи всего человечества и добровольно принял за них мученическую Крестную смерть.  Это было необходимо, чтобы навсегда излечить  человеческую природу,  очистить от греха всех людей, которых ХРИСТОС принял в себя как Всечеловек. Христос, как Богочеловек оБОжил в себе свою человеческую природу и своего Всечеловека. А приняв в себя образы грешного человечества,  оБОжил все образы людей, бывшие в Нём. В этом тайна искупительного подвига ХРИСТА.

Отныне каждый человек, соединяясь с Христом, духовно и физически соединяется со своим Божественным образом во Христе. Так происходит оБОжение человека.

8. Так уж неслучайно произошло, что оБОжение русского народа началось тысячу лет назад, со времён крещения Руси. И опять же, удивительно, но факт, что русский народ, как никто другой, несёт в себе всемирную всечеловечность. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить нравственные качества и характер русского человека и определение всечеловека.

Что из этого следует? Очень многое, что делает понятным отношение окружающего мира к России, миссии русского народа (в широком смысле - не столько этнически, сколько культурно русского). Это очень важный вопрос, требующий серьёзного и мотивированного анализа, но это  тема для другой статьи.

Примечания
(1)Тертулиан писал в III в.: «Образ Божий, данный Адаму, есть образ Христов».Ева - Образ Церкви.  Как Ева из Плоти и кости Адама, так Церковь - Тело Христово из Его Плоти и Крови.
(2 )"…предание о все-человечности Адама, то есть о том, что во Адаме было сотворено все человечество, следует полагать восходящим к ап. Павлу и от него дошедшим к свт. Василию".  (Творение Мира. Теория распада вселенной и вера отцов (епископ Василий (Родзянко)))


Литература
1. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
2. М.М. Дунаев « Православие и русская литература» Часть III, гл.10. Фёдор Михайлович Достоевский
3. Епископ Василий (Родзянко) «Теория распада вселенной и вера отцов»


Рецензии