Несчастный Павел

       В ноябре 1796 года Павел I в возрасте 42 лет взошел на российский престол. Первым делом ему нужно было похоронить свою матушку Екатерину Великую. Он велел выкопать из могилы останки убитого братьями Орловыми более трех с половиной десятилетий назад Петра III, чтобы над двумя бывшими супругами совершить совместный погребальный обряд.

       Что означала сия дикая выходка? Павел показывал правящему сословию, что его настоящий отец именно Петр III, а не кто-либо из многочисленных фаворитов усопшей императрицы. И это была правда: Павел родился в правление Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, Екатерина – бедная немецкая принцесса – не могла в то время позволить себе никаких вольностей.

       Павел Петрович хотел убедить подданных в том, что он законный царь и что планы сделать самодержцем его старшего сына Александра Павловича являются вымыслом.

       Жизнь Павла протекала в богатстве и довольстве. У него не было житейских проблем, зато имелось громадное уязвленное самолюбие.

       Павла преследовали видения и бурные фантазии. Однажды поздним вечером в начале восьмидесятых годов (еще до переезда в Гатчину) цесаревич прогуливался по Петербургу в сопровождении своего приятеля князя Куракина и двух слуг. При повороте на одну из улиц при свете луны он увидел незнакомца, завернутого в плащ, с надвинутой на глаза шляпе. То ли человек, то ли призрак следовал за Павлом (его спутники ничего не замечали), а потом, когда будущий император остановился, сказал:

       – Несчастный Павел, не особенно привязывайся к миру, ибо пробудешь в нем недолго. Живи без укоров совести, если желаешь умереть спокойно.

       (Мы все того желаем, хотя чаще всего думаем, что вовсе не умрем).

       Будучи мальчиком лет десяти, его высочество разглядывал картинки Парижа и карту Франции. Ему вдруг пришло в голову рассказать воспитателю Семену Порошину о том, где будет располагаться полк кирасиров, если Париж станет нашим, он принялся размещать русские войска по французским департаментам. Примерно через полвека при его сыне Александре I так и случилось.

       Павел с помощью Суворова легко усмирил Бонапарта в Италии. При нем был совершен героический переход через Альпы. Однако позднее Павел Петрович сблизился с Наполеоном и порвал с Англией, которая курировала политику России с эпохи Петра I. (Влияние немцев у нас было огромно, но нельзя забывать, что они еще не создали собственного единого государства). Некоторые историки полагают, что разрыв с англичанами стоил несчастному императору жизни.

29.04.2020


Рецензии