Емельяновы

Емельяновы


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Емельяновы

***

Православные татары

…Можно встретить православного татарина с именем по паспорту Марат, в Крещении – Димитрий, а в кряшенской деревне его будут звать Метрей, Метук или Метрах. А можно встретить православного татарина с именем по паспорту Ахмет, в Крещении Ахмед, и звать его везде будут тоже Ахмет.

Также разнообразны фамилии и отчества православных татар. Если только начать их перечисление, то в одном ряду окажутся такие фамилии как: Давлекамов, Абдурахманов, Ахмадуллин, Исламов, Амиров, Губайдулин, Ибушев, Иванов, Емельянов, Сахабутдинов, Сафронов, Сахаров, Степанов, Харитонов, Павлов, Тимофеев, Назаров, Сауков, Халдеев, Куланчаков, Тургенев, Кастров, Ширинский, Бухаров, Янышев, Кудашев, Казанцев, Карбышев, Минин, Урусов, Юсупов, Бикжанов, Макаров, Глухов, Родионов, Михайлов, Евстафьев, Ефимов, Артемьев, Ахметов, Кутдюсов, Сабиров, Киреев, Дунаев, Григорьев и т. д..
Поэтому, встретив Иванова Ивана Ивановича, будьте готовы к тому, что он – настоящий татарин, и, встретив татарина Рината Гумяровича Исламова, будьте готовы к тому, что он – искренне верующий православный христианин.
Что же объединяет представителей татарских этнических общностей, носящих столь разные имена, отчества и фамилии? Нас объединяет Христос – Алла Улы. Нас объединяет Православие. Основы православной веры кратко изложены в православном Символе веры. Здесь мы приведем его текст на русском и богослужебном татарском (церковно-татарском) языках.






Геннадий Емельянов

***

…Сегодня в Республике Татарстан из восемнадцати министров лишь один - министр транспорта и дорожного хозяйства Геннадий Емельянов имеет русскую фамилию, однако, он не русский, а кряшен - крещеный татарин…

https://regnum.ru/news/1139581.html




Емельянов Сергей Иван

***

01.01.1905
Старый Утяган
14.10.1942
Jemeljanow Sergej
339870

Список татар, погибших в немецком плену в годы Великой Отечественной войны
http://kniga.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/16786.htm
http://peopleandwar.ru/forum/viewtopic.php?t=8227




Емельянов Максим

***

Иерей
 (?)
1895

Список дореволюционных кряшенских священников
Составил священник Димитрий Сизов
http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/





Емельянов Иаков

***

Иерей (1848-3 фев. 1893) первый кряшенский поэт c. Урясь-Учи, Мам. у. 1880

Список дореволюционных кряшенских священников
Составил священник Димитрий Сизов
http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/

***

Емельянов Иаков, священник, село Чура, переписывался на татарском языке, татарский поэт (стихотворение в Деле №175 на 14-м листе), 18фев.1883г., 14марта1883г., 22янв.1882г., 7нояб.1884г., 5окт.1884г., 3мая1884г., 5апр.1884г., 11авг.1884г., 22янв.1884г.; 22янв.1883г. (отчет для Братства на русском языке) Дело 175, 105.

Емельянов М. 3дек.1876г., 15окт.1876г., 6апр.1876г., 1дек. 1878г., 15окт.1879г., 16сент.1879г., 20янв.1880г. Дело 105.

Емельянов Степан, воспитанник, деревня Дурга Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Балтасинского района РТ), 10окт.1882г., 2ин.1882г. Дело 105.

Московский Патриархат
Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия
Кафедра церковно-исторических дисциплин
священник Алексий Колчерин
Иосиф Викентьевич Бентковский



Емельянов Иаков

***

 – священник, известный татарский поэт, ученик Василия Тимофеева и Ильминского. Личную переписку вел исключительно на татарском языке, называет себя учеником Николая Ивановича и Василия Тимофеевича. В  письме от 14 августа 1877 года к Василию Тимофееву даже приводит свое стихотворение:
Oйoня кился Саранбай
Аnар ишеген ачма;
Ул килгяндя жалангач булган;
Аннан ачлый кoтеля.
Качма анын жoзoннян
Оялма анын узеннян;
Саронгычынын чиге житкяч
Жаны алыныр yзеннян
Кузенеn туймас жалганы
Жандырыр анын чалпарын;
Жарлыдан кызганган сараннарын,
Шайтан эчяр каннарын.
Каны белян кабере тулар
Кyмеyчеляр жирянер;
Yзеннян колган малы белян
Дoньядягеляр кинянер.
Килегез дoньядягеляр кинянегез!
Сараннан калган мал белян,
Жонын шайтан киняндерер
Yзеннян алынган белян. Если домой придет Саранбай
Ему дверь не открывай.
Он был без одежды,
От него можно ожидать голод,
Не прячься от его лица,
Не стыдись его самого.
Жадности предел наступил:
Душа будет взята от его глаз,
Глаз не насытится ложью,
Сожжет его брюки.
Бедному жалко жадного:
Дьявол будет пить его кровь,
Могила его исполниться крови,
Копатели будут отвращаться.
От него оставшееся богатство -
Всему миру будет польза.
Придите, кто в мире, припадите
К богатому, что осталось от жадного
Душу его диавол присвоит,
От него взятую.
Служил священником в селе Чуре с деревнями Яныл и Поршур, где вел активную миссионерскую деятельность среди татар против распространения ислама; был законоучителем в местных братских школах.

Московский Патриархат
Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия
Кафедра церковно-исторических дисциплин
священник Алексий Колчерин
Иосиф Викентьевич Бентковский






КРЯШЕНЫ - КЕРЭШЕННЭР

***

Емельянов Геннадий Егорович

КРЯШЕНЫ - КЕРЭШЕННЭР
Официальная группа
Обсуждения Просмотр темы
Знаменитые Кряшены
https://vk.com/topic-769896_14297999




Биктимировы-Емельяновы

***

КРЯШЕНЫ - КЕРЭШЕННЭР
Официальная группа
Обсуждения
Узнаем где кряшенов больше! Откуда ты, кряшен?
Где ты родился?

Людмила Биктимирова-Емельянова 4 июн 2013 в 19:18
мои родители мама из д.Федоровка а папа из д.салкын алан из Сарамановского района( ну там его только родили тк мой дедушка там по направлению учителем работал) а так Емельянов Василий Кириллович (мой дед ) и сарсаз багряжей.

https://vk.com/topic-769896_976410?offset=20





Емельянов

***

Поговаривают, что определенную роль в этой тесной связке сыграло то, что и Емельянов и Тыгин – кряшены (христианский анклав внутри татар), причем Емельянов считается в республике одним из наиболее влиятельных представителей их общины в РТ. Интересно, что после ухода Емельянова на пост министра транспорта в 2009 году с ним ушел и Тыгин, занявший там должность замминистра. Однако Емельянов проработал в минтрансе всего год и оказался на должности главы Елабуги. И их пути с Тыгиным разошлись (хотя, по нашим данным, они поддерживают довольно тесные неформальные отношения). Но далее была не менее интересная история: Тыгин перешел на работу в «Ак Барс Холдинг», который возглавляет другой, пожалуй, самый влиятельный кряшен республики – Иван Егоров (человек, близкий к нынешнему руководству казанского Кремля). До сегодняшнего дня Тыгин занимал здесь пост замгенерального директора по внутреннему контролю и аудиту. И вот теперь, как видим, он вновь возвращается в Зеленодольск. Вчера вечером наш корреспондент дозвонился до Тыгина с просьбой прокомментировать свое возможное назначение, однако, услышав суть вопроса, он не стал продолжать разговор.

Подробнее на «БИЗНЕС Online»:
https://www.business-gazeta.ru/article/72224





Список жертв

***

Емельянов Тимофей Ефимович
(Ефимов) Родился в 1901 г., Лениногорский р-н, с. Федотовка; татарин; колхозник, к-з "Алмаз".. Проживал: Лениногорский р-н, с. Федотовка.
Арестован 10 мая 1939 г.
Приговорен: Верховный суд ТАССР 17 сентября 1939 г., обв.: по ст. 58-10 ч.1 ("клевета на положение колхозов и колхозников").
Приговор: 5 лет лишения свободы, поражен. прав на 3 года. Реабилитирован в декабре 1992 г.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан

Емельянов Тихон Емельянович
Родился в 1880 г., Татарстан, Лаишевский р-н, д. Алан; татарин; образование начальное; б/п; колхоз, колхозник. Проживал: Томская обл., Колпашевский р-н, Короткино д.
Арестован 10 июля 1937 г.
Приговорен: 15 августа 1937 г., обв.: к-р кад-монарх. и эсеровская орг-я.
Приговор: расстрел Расстрелян 17 сентября 1937 г. Реабилитирован в январе 1965 г.
Источник: Книга памяти Томской обл.

Емельянов Федот Емельянович
Родился в 1889 г., Казанская обл., Рыбно-Слободский р-н, с. Большой Машляк; татарин; колхозник, к-з "Лепа".. Проживал: Казанская обл., Рыбно-Слободский р-н, с. Большой Машляк.
Арестован 2 июля 1937 г.
Приговорен: тройка при НКВД ТАССР 28 октября 1937 г., обв.: по ст. 58-10 ч.2, 58-11 ("участник повстанческой группировки").
Приговор: ВМН, конфискация имущества. Расстрелян 4 ноября 1937 г. Место захоронения - Чистополь. Реабилитирован 5 мая 1966 г.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан


http://lists.memo.ru/d12/f137.htm




Емельянов Яков Емельянович

***

тат. к млн улы Емельянов
тат. Ckw Cmln ul Yemelynof

Дата рождения
1848
Место рождения
Алан-Полян, Шумбутская волость[d], Лаишевский уезд, Казанская губерния, Российская империя
Дата смерти
3 февраля 1893
Место смерти
Уреево-Челны[d], Шумбутская волость[d], Лаишевский уезд, Казанская губерния, Российская империя
Страна
Российская империя
Светское образование
Казанская центральная крещено-татарская школа[d]

Яков Емельянович Емельянов (1848, деревня Алан-Полян, Лаишевский уезд, Казанская губерния — 3 февраля 1893, село Уреевы Челны, Лаишевский уезд, Казанская губерния) — священник Русской православной церкви, кряшенский поэт, учитель.

Получил известность среди кряшен благодаря двум сборникам стихов, опубликованным ещё при его жизни. В народе Емельянов имел прозвище «Жырчы Жякяy».

Биография

Родился в 1848 году в деревне Алан-Полян Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Рыбнослободский район Татарстана) в многодетной семье государственных крестьян Емельяна и Акулины. у него было 3 старших брата: Николай, Кондрат, Иван, младший брат Прокофий, младшие сестры Пелагея, Аксинья и Феодосия. Семья Якова не отличалась религиозностью и, по-видимому, в семье не было образованных.

В возрасте 16-ти лет Яков пешком приходит в Казань, где только что (в 1863 году) была открыта Казанская крещёно-татарская школа — четырёхклассное учебное заведение, в котором впервые в истории могли учиться кряшенские дети. Постановка школы носила семейный характер. В школе не было никаких искусственных форм и формальной выправки, а также телесных и других наказаний. Его наставником был Василий Тимофеев, соратник Николая Ильминского.

В 1867 году, по окончании курса, был отправлен учителем земской школы в село Уреевы Челны Лаишевского уезда, где 6 лет обучал детей чтению и начальным предметам.

В годы пребывания Якова учителем в Уреевых Челнах Николай Ильминский ему пишет: «…Милый мой Яков! Письмо твоё я получил и, прочитав, очень обрадовался <…> Эй жегетляр, сильней старайтесь! Много ли, мало ли что узнаешь, увеличивай и сам старайся, учись и учи. Сколько сам знаешь, и других тому наставляй; не задерживай дело Господне …».

Обучая детей, Яков поднимал свой уровень религиозного и светского образования и культуры. Знакомился с русской литературой XIX века, с творчеством русских поэтов, в первую очередь Ивана Никитина, Алексея Кольцова, Николая Некрасова и др. Знакомился с новыми переводами Св. Писания и богослужебных книг на татарский язык. В эти годы были переведены праздничные чтения из Апостола, часы, шестопсалмие, последование к Причащению и др.

На лето 1871 года, был направлен Николаем Ильминским в Свияжский монастырь к начальнику Свияжского училища смотрителю Платону Максимовичу специально для изучения русского языка, так как для поступления в духовное сословие необходимо было сдать экзамен на знание русского.

1 сентября 1873 года Емельянов был переведен учителем в Казанскую центральную крещено-татарскую школу.

Примерно в эти же годы Емельянов женится на Прасковье Петровой. О ней известно только то, что она была на год младше Якова.

24 марта 1874 года архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Амфитеатровым) был рукоположён в сан диакона к домовой церкви Центральной крещено-татарской школы.

19 ноября того же года, диакон Иаков Емельянов был переведён на учительскую должность в Средне-Арняшскую школу Братства святителя Гурия. Здесь о. Иаков состоял сверхштатным дьяконом при церкви св. Иоанна Предтечи.

В 1879 году с одобрения и с помощью Совета Братства святителя Гурия издается первый сборник его стихов под названием «Стихи на крещено-татарском языке» дьякона Иакова Емельянова.

Когда в инородческом селении открылась вакансия помощника настоятеля церкви, Совет Братства ходатайствовал перед архиереем о его рукоположении.

12 октября 1880 года в священники села Юкачи Мамадышского уезда (ныне Мамадышского района) архиепископом Казанским и Свияжским Сергием (Ляпидевским) был рукоположён в сан иерея.

24 февраля 1881 года вступил в должность законоучителя Юкачинского приходского училища. С прихожанами ведет воскресные катехизические беседы.

С 1882 года служил в селе Чура Мамадышского уезда (ныне Кукморский район).

16 сентября 1888 года переведён к церкви небольшого села Урясь-Учи.

«Месяцев за пять до своей смерти о. Яков попросился в с. Уреевы Челны, где 20-летним юношей он состоял учителем, в 4-х км. от родной деревни Аланки». Здесь он и умер 3 февраля 1893 года в возрасте 45-ти лет. Умер от болезни легких, морозной ночью. В статье М. Глухова есть сведение, что на похороны о. Иакова пришло большое количество людей из разных мест. Место его захоронения неизвестно, но надо полагать, что его похоронили в родной деревне Алан-Полян или же, следуя традиции, у алтаря храма села Уреевых Челнов, как священника данной церкви.


Ссылки

Священник Димитрий Сизов К 160-летию со дня рождения поэта
научная конференция «Яков Емельянов и место творческой интеллигенции в кряшенском национальном движении»
Глава I. Биография о. Иакова Емельянова

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_


Рецензии