Львы Алаша - Алихан Букейханов

   «Исключительно редко есть люди,
               
   Одарённые нравственностью, которую
               
   Невозможно достичь никаким обучением.
               
   Это особенное произведение природы».
               
                А.Штейнзальца


      Моего старшего внука зовут Алихан, и мне хотелось бы, чтобы он знал об А. Букейханове и был хотя бы немного похож своими человеческими качествами на одного из ярчайших представителей казахского  народа. Надеюсь, современная система образования  предоставит ему возможность  знать о таких людях и понять их идеалы.
     Истинно, если хочешь поработить народ, надо лишить его памяти, памяти о своих истоках, о легендарных личностях  народа. И тогда искра, которая горит в душе каждого человека, меркнет. Она тускнеет, нет, она не гаснет полностью, ибо тогда человек погибает, умирает душой, этой непознанной до сих пор субстанцией, которая дана человеку свыше. Сейчас в среде современных «высокообразованных, интеллектуальных» людей, витает одна идея, которую они используют для оправдания провалов памяти, относительно знания своей истории, языка и культуры. Это современная интерпретация манкуртизма, признание себя человеком наднациональным, человеком планеты Земля. Им невдомёк, что для того, чтобы стать человеком Земли прежде всего нужно стать человеком своего народа, заслужив тем самым право быть в рядах тех, кто может представлять человеческую цивилизацию. Но не каждому дано достичь такого уровня нравственности, при которой это возможно. В истории казахского народа такими личностями, по моему мнению, были основатели Алаш-орды. Слово «Алаш»  для нас олицетворяет Родину, Степь, Память. Благодаря алашординцам, оно ещё стало синонимом чести, совести и жертвенности.
    Алихан родился в 1870 году в Каркаралинском уезде Семипалатинской области, он прямой потомок сына Чингисхана, Джучи (Жошы). Эту родовую линию продолжил знаменитый султан Кокжал Барак, от его сына, одного из последних казахских ханов Букея идёт Батыр, от Батыра – Мырзатай, от Мырзатая отец Алихана Букейханова – Нурмухамед. В девять лет отец отвозит Алихана в Каркаралинск на учёбу к мулле. Однако поняв, что знания, получаемые у муллы ограниченные, Алихан самостоятельно переводится в городскую начальную  школу с трёхгодичным обучением. После школы поступает в трёхгодичное городское училище и получает документ об окончании учёбы с отличием. Его принимают в Омское техническое училище, восхищённое его успехами руководство создаёт ему условия для продолжения образования. Получив рекомендательное письмо от генерал – губернатора  и стипендию от общественного объединения казахов, Алихан отправляется в Санкт – Петербург и поступает в институт лесного хозяйства. Он активно участвует в студенческих кружках и объединениях, начинает понимать истинное положение дел, так называемых инородцев в царской России, и видит пути решения проблемы в просвещении своего народа. Вернувшись, он с головой окунулся в общественно–политическую жизнь, наладил связи с прогрессивной интеллигенцией, с политзаключёнными. Став членом партии «Народная воля», создал казахскую ячейку в партии. Именно годы, проведённые в Омске, сыграют большую роль в становлении его как политического лидера. Фактически в те годы перед казахским народом стояла дилемма, каким будет путь в будущее. Первый путь – путь панисламизма с перспективой не светского развития в сторону Бухарского эмирата, второй путь – путь пантюркизма, со светским развитием. Это светское направление выбрали Алихан и сотоварищи, имеющие русское и европейское образование. Понимая, что первостепенная задача заключается в просвещении народа, они все силы отдавали этому делу. Но царская охранка не дремала и за политическую деятельность Алихан был отправлен в Семипалатинскую тюрьму, а затем сослан в Самару. После ссылки в 1916 году он пребывает в Оренбург и активно включается в политическую жизнь края, избирается в городскую думу. Он много ожидает от февральской революции 1917 года, но напрасно, так как кадетская партия выступает против автономии казахов, да и по земельным вопросам у него возникнут разногласия с однопартийцами. Выйдя из партии кадетов, Алихан вместе с избранными от казахов товарищами, примет участие в учредительном собрании Сибирских автономистов в городе Томске. Кстати одним из активных участников этого движения, был наш земляк Григорий Потанин. После возвращения Алихан активно займётся созданием партии «Алаш». Следует отметить, что Алихан Букейханов был избран делегатом I и IV Государственной Думы России, делегатом съезда мусульман. Учитывая политику царизма по отношению к инородцам, можно понять, насколько нужно было быть одарённым и стойким человекам, чтобы стать депутатом двух созывов Государственной думы России. В этом человеке был действительно могучий интеллект и воля, он достойный учёный, экономист, этнограф, историк, прекрасный публицист и оратор, переводчик и культуролог. Можно без преувеличения сказать, что он выдающаяся личность своего времени, один из гениев казахского народа. Возможно, что не будь октябрьской революции 19717 года, Алихану с единомышленниками удалось бы провести страну казахов по пути создания светского, демократического государства. В декабре 1917 года они на всеказахском  курултае объявили о создании Казахской автономии в составе России. Но в истории не бывает сослагательных наклонений, большевики пришедшие к власти прекратили работу Казахской автономии, а алашординцев подвергли гонениям. Алихан будет перепровождён в Москву, где в течении 10 лет будет под домашним арестом. В 1937 году он по ложному доносу будет осуждён и расстрелян. Долгие годы вплоть до начала перестройки, они, алашординцы будут в забвении у официальной историографии, их будут считать врагами советской власти, врагами казахского народа, народа за который они отдали не только все свои знания, умения и силы, народа, за который они, не задумываясь, отдали свою жизнь. Они не изменили своим идеалам, они не раскаялись ради сохранения своей жизни, они не сдались! Они по тем временам из разряда не бедных людей, из разряда власть имущих людей, забыв про собственное благополучие, благополучие родных, пошли на Голгофу ради своего народа. Что может быть выше и нравственнее этого? Ничего! А сейчас оглянитесь вокруг, посмотрите на власть и богатства имущих и Вам станет просто тошно на это смотреть. Они в большинстве своём даже «два слова не могут связать», они даже просто, честно как обыватели не могут пользоваться этими свалившимися на них благами, им всегда не хватает, и они запускают свои руки в карманы государства и обворовывают собственный народ и при этом они искренне надеются, что это сойдёт им с рук и их потомки будут пользоваться  этими, нажитыми «непосильным трудом материальными благами» уже на законном основании. Что же, иллюзии часто питают корни безнравственности и вседозволенности. Но это всё же иллюзии, а время прозрения несёт с собой боль ответственности и трагедии личностей. И тогда всё это осудит не только народ и история, но и непосредственные потомки. Что же может быть страшнее? Нам же стоит знать и помнить имена, таких как Алихан Букейханов, чтобы в минуты искушений, они помогли нам не потерять свою душу.


Рецензии