Глава из книги По долгу Памяти

  Невозможно без сердечной боли читать строки из книги «Ты наша – боль – погибшая дивизия».  Автор  Бабичева А.П. описывает славный боевой путь дивизии, воины которой грудью встали на защиту Сталинграда в тяжёлые дни августа 1942 года.
 С  историей этой дивизии  нам, авторам этой книги, пришлось соприкоснуться в ходе поисковой работы военного комиссариата, в котором  мы служили. Запрос пришёл от поискового  отряда «Стальное пламя». Сведения о ней сначала были  очень противоречивыми – она оказалась «пропавшей без вести»…  Оказалось, что перемещение 126- й дивизии  на фронт происходило в 1942 году режиме секретности, чтобы не допустить «ослабления»  защиты дальневосточных границ. Затем, уже несколько лет работая в госархиве  Приморского края, мы снова получили запрос поискового отряда «Стальное пламя». Он касался розыска родственников погибших воинов дивизии. Работа  по восстановлению истории славного пути 126-й стрелковой продолжалась.  Итогом этой работы стала книга А.П. Бабичевой « Ты наша боль – погибшая дивизия»…
  Книга повествует о военной судьбе Ворошиловской стрелковой дивизии, больше известной под номером – 126. В августе 1942 года дивизия совершила подвиг под Сталинградом, сдерживая натиск врага, рвущегося к Волге, тем самым спасая основные силы 64-й армии.
   Подвиг дивизии был надолго забыт, а сама дивизия оказалась «потерянной» в архивах военного времени. Благодаря уцелевшим ветеранам дивизии, поисковой работе отряда «Стальное пламя», работе архивов  и СМИ удалось восстановить информацию о боевом пути героической дивизии, и каким был её главный бой…
  Оказалось, что в соответствии с решением Ставки Верховного Главнокомандования в начале войны на Дальнем Востоке началось формирование новой дивизии.  1 сентября 1941 года командующий Дальневосточным фронтом  генерал армии  Апанасенко   издал приказ о формировании Ворошиловской стрелковой дивизии. Командиром дивизии был назначен полковник Сорокин Владимир Евсеевич.
  19 сентября 1941 года формируемые части Ворошиловской  дивизии  передислоцировались в населённые пункты Приморского края: Пуциловка, Проточное, Богатырка, Корсаковка, Раздольное. Штаб располагался в селе Пуциловка.
  20 ноября 1941 года  Ворошиловская дивизия была переименована в  «126 –ю стрелковую дивизию». До лета 1942 года она настойчиво комплектовалась и готовилась к боевым действиям. Это был заслон врагам на Дальнем Востоке.
  В связи с тяжёлой обстановкой на Сталинградском фронте, Ставкой Верховного Главнокомандования было принято решение о переброске дивизии на фронт.  Приказ поступил в июле 1942 года и был принят личным составом с большим патриотическим подъемом.
   11 июля 1942 года 126-я стрелковая дивизия имела в своём составе:  солдат и офицеров – 12533, три стрелковых полка, артиллерийский полк, противотанковый и сапёрный батальоны, а также – батальон связи, разведывательный, миномётный и зенитная рота.
  После переброски железнодорожным транспортом  с Дальнего Востока и по Волге на баржах, 1 августа 1942 года дивизия вошла в состав 64-й армии Сталинградского фронта,  под командованием генерала армии Шумилова Михаила Степановича.
  Это было самое тяжёлое время в ходе защиты Сталинграда. Перевес сил врага был значительным. Дивизия сразу же вступила в бой с превосходящими силами противника. В небе гитлеровцы чувствовали себя настоящими «хозяевами», их самолёты десятками летали над головами бойцов; и бомбили, и расстреливали.
  Читая сводки, донесения, приказы того времени становится непостижимо, как можно было воевать в таких условиях? А дальневосточники не только воевали, но и ни раза не оставили свои позиции без приказа…
  Основные бои развернулись в районе ст. Абганерово и п. Тебектенерово. В ходе непрерывных августовских боёв  64 –я армия понесла большие  потери и оказалась в крайне сложном положении. Фактически  необходим был планомерный отход армии на новые позиции, а для прикрытия отхода нужны были наиболее стойкие части. Выбор пал на 126-ю стрелковую дивизию, она ни разу не оставляла свои позиции в ходе ожесточённых боёв.
  Части 64-й армии ночью, скрытно, начали отход, а дивизия их прикрывала, готовясь выдержать «таранный»  натиск немцев.
  29  августа 1945 года ранним утром, после мощной бомбардировки с воздуха и артиллерийской подготовки, гитлеровцы перешли в наступление. В сражении с их стороны участвовало пять дивизий: две - танковых, одна – моторизованная, две – пехотные и свыше двухсот танков… Этой группировке фашистов  противостояла сильно обескровленная в предыдущих боях  126-я стрелковая дивизия, в строю которой были:  3700  солдат и офицеров.
  В 6 часов 30 минут утра командир дивизии полковник В.Е. Сорокин доложил командующему армией о начавшемся наступлении крупных сил танков  и мотопехоты противника.
-Знаю, всё знаю, - ответил М.С. Шумилов. – Держись, дорогой, до последнего вздоха держись! Иного выхода нет. Любой ценой сдерживайте танки, отсекайте от них пехоту. Главное  держаться. Час продержитесь – хорошо, два – ещё лучше, а три – вам памятник при жизни поставим…
  Вот таким был приказ командующего, и дивизия выполнила свой воинский долг до конца. Она приняла неравный бой. Остановившиеся часы последних погибших воинов  30 августа 1942 года показывали 4 часа 20 минут…
 Поисковый отряд, нашедший останки героических защитников отхода 64-й армии зафиксировал это время на часах нескольких погибших. Дивизия оборонялась не 1 час и не 2, а все  22 часа!
   Атаки немцев следовали одна за другой, авиация непрерывно «утюжила» передний край. Начальник штаба 64-й армии полковник А.А. Ласкин в своих воспоминаниях «На пути к перелому» писал:
« Воины дивизии выстояли, ни один из них не оставил своих позиций. В эти минуты мы ещё лучше поняли и оценили значение решения командарма – оставить именно 126-ю стрелковую дивизию на занимаемом рубеже, для прикрытия отхода войск армии. Если бы этого не было сделано, то 200 танков врага застали бы соединение в колоннах, не развернувшихся к бою на новом рубеже, и оно было бы смято. А кроме того, противник выходил бы  на правый фланг основных сил армии и отрезал их от Сталинграда…»
   Как стало известно, первая атака дивизией  была отбита, но уже в 10 утра началась вторая – ещё более мощная атака. Несмотря на большие потери, дивизии удалось отразить т вторую атаку. Боевой дух бойцов и офицеров не был сломлен, и они продолжали удерживать позиции у села Абганерово. Противник  стал вводить в бой новые силы, о чём комдив В.Е. Сорокин  доложил командующему. Несмотря на обещание помочь дивизии, сил и средств на это не нашлось…
   29 августа  в 14.00 в небе появились  фашистские самолёты, группами по 50 «юнкерсов». Затем началась артиллерийская подготовка. После этого больше сотни танков прорвались  к командному пункту дивизии, где их встретили все, кто мог держать оружие… Несколько атак гитлеровцев были отражены.
   Командир дивизии В.Е. Сорокин был тяжело ранен и в бессознательном состоянии взят врагами в плен. Но остатки дивизии продолжали сражаться. Командование  дивизией принял заместитель по тылу  - майор  Г.Е. Голова.
  Оставшиеся в живых смогли своевременно вынести в безопасное место боевые знамёна дивизии и полков. Благодаря массовому героизму  дивизия выполнила  свою задачу:  более 25-ти дней и ночей  надёжно защищала подступы к Сталинграду. А когда надо было отдать свои жизни за успех армии, воины, без колебаний, сделали и это…
 Об этой дивизии можно сказать словами поэта Муссы Джалиля:

Побеждённым смертью нет стыда,
Стыдно тем, кто сдался без боя…

126-я стрелковая дивизия не сдалась. Благодаря поисковым отрядам удалось найти  и перезахоронить останки павших героев. Потом была кропотливая работа в архивах и поиск родных, ветеранов, которые участвовали в тех боях. Это позволило «по крупицам» восстановить весть путь героической  дивизии, вернув из небытия и забвения…
  Вечная память погибшим, но не забытым воинам-героям 126 –й стрелковой дивизии.
   
    


Рецензии