Загадка древней плинфы

Загадка древней плинфы

В ходе реконструкции Старого замка в Гродно проводятся основательные археологические изыскания. Археологи Гродненского государственного историко-археологического музея в 2017 – 2019 годы провели раскопки во внутреннем дворе Старого замка, в ходе которых было найдено множество артефактов. Это и остатки боевого вооружения древних защитников Замковой горы, и фрагменты домашней утвари, а также монеты, украшения, детские игрушки и многое другое.

Любопытная находка гродненских археологов

Среди находок 2019 года – и странная плинфа, вся испещренная тонкими ровными линиями. Первой напрашивается мысль, что это насечки для лучшего сцепления этого тонкого и широкого обожженного глиняного кирпича с известковым раствором.
В запасниках музея хранится большая коллекция образцов плинфы и старинного большемерного кирпича. Там можно увидеть плинфу с отпечатками рук и пальцев мастеров, и их босых ног, и даже лап домашних животных. И, конечно же, в коллекции имеются образцы плинфы с различными знаками. Это и буквы кириллицы, и латиницы, и геометрические знаки, и символы, и пиктограммы, и даже древние скандинавские руны. Предположительно, все это – знаки мастеров-производителей кирпича или, в более редких случаях – его заказчика.

С конца XIV столетия на наших землях встречается и большемерный кирпич с продольными, реже – с поперечными или косыми, бороздками на постели, сделанными пальцами рук во время изготовления – так называемая «пальчатка». Эти бороздки как раз и нужны были для лучшего сцепления с раствором. Но в этом случае они достаточно глубокие и широкие, обычно числом от пяти до семи. А здесь – тонкие линии, нанесенные, видимо, ножиком по сырой поверхности еще не обожженной плинфы. Для сцепки с раствором эти царапины несущественно тонки. К тому же, чтобы нанести столько насечек, как на этой плинфе, кто-то здорово потрудился, потратив на это занятие достаточно большой промежуток времени, и даже пользовался в своей работе линейкой или угольником. А потому, как говорили наши предки, овчинка выделки не стоит!

Можно добавить, что наша плинфа, скорее всего, старше по времени изготовления, чем первые образцы «пальчатки». По своим размерам она может датироваться XII - серединой XIV столетия.

А, главное, такой образец существует в единственном экземпляре, и многие тысячи штук изученной сотрудниками музея плинфы таких насечек не имели. Поэтому это исследование поначалу зашло в тупик.

Доска для настольной игры?

На уникальной плинфе, найденной на территории Старого замка, насечки нанесены не хаотично, что достаточно было бы для цели сцепления с раствором, а по определенной системе. Линии строго параллельны, почти идеально ровные, основные из них сделаны наискосок, причем как в одну, так и в другую сторону, своими перекрестиями образуя ровную сетку. Всего в этой сетке примерно 19 или 20 пересекающихся линий клеток. В одной такой полной линии 14 целых клеток и 2 половинки. Дополнительно, более на одной половине образовавшейся палетки, нанесены и продольные линии, идущие поперек постели кирпича, их около полтора десятка. Хорошо просматривается и строго очерченная рамка, образующая прямоугольник. Все это напоминает шахматную доску, но сделанную «на косую». Напрашивается вывод, что эта плинфа использовалась кирпичными мастерами, чтобы скоротать время в минуты отдыха. То есть это не что иное, как доска для какой-то старинной настольной игры.

В Средние века настольные игры были весьма популярны. На замчищах Гродненщины не раз находили старинные шахматные и шашечные фигурки, а в ходе недавних раскопок, проходивших во дворе Старого замка, был обнаружен и деревянный фрагмент древней шахматной доски с отчетливо нанесенными клетками игрового поля. Но, помимо шашек и шахмат, в различных странах Средневековой Европы, с которыми у древнего Гродно существовали тесные торговые и культурные связи, имелось и много иных настольных развлечений. Ближе всего из таких стран к нам были земли Скандинавии, поскольку река Неман как раз и вела в бассейн Балтийского моря, где проживали скандинавы.

Достаточно привести в пример только две игры, имеющих скандинавское происхождение, чтобы увидеть, что древние игроки использовали похожие доски. Это игра Хнефатафл (еще ее называли «Тафл», «Таблут» или «Тавлеи»), а также игра «Лиса и гуси».

Хнефатафл — скандинавская настольная игра. Первые упоминания относятся к III веку нашей эры. Впоследствии викинги завезли её в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию и Древнюю Русь. С распространением шахмат эта игра постепенно была забыта.

Хнефатафл и другие подобные игры игрались на досках с нечётным количеством клеток размером от 7;7 до 19;19. Игроки иногда пользовались костью (кубиком), которая показывала максимальное расстояние, на которое можно переместить фишку, или дозволяла двигать фишку (чёт — двигает, нечет — не двигает). Фишки делались из рога, кости, стекла, дерева, янтаря, камней и других материалов. Королевская фишка называлась Hnefi («кулак»). Король выделялся своим размером. Белая королевская фишка ставилась в центр доски; её окружали другие белые фишки. Чёрные ходили первыми. Описания правил практически отсутствуют, и поэтому достоверно не известно, как именно играли в эту игру варяги. В наше время существует целый ряд реконструкций правил игры.

«Лиса и гуси» — настольная игра для двух игроков, предположительно, также имевшая скандинавское происхождение, но в средние века распространённая по всему европейскому континенту. В Германии игра была известна как «Fuchs im Huhnerhof» (нем. - лиса в курятнике), в Голландии — как «Schaap en wolf» (овцы и волк). Для нее использовалась доска с 33 или 37 полями. В древнейшем варианте игры 13 «гусей» расставлялись на трёх нижних горизонталях доски с 33 полями, а игрок-«лиса» ставил свою шашку на любое свободное поле. Начинали игру «гуси», целью которых было запереть «лису». Противник стремился не дать этому случиться. Игроки делали ходы поочерёдно, передвигая свои шашки по горизонтали или вертикали (а так же по нарисованным диагоналям) на любое свободное поле. «Лиса» могла «съесть» одного или нескольких «гусей» за один ход, перескочив через них, как в шашках, на свободное поле.

Вспомним, что на нашей плинфе, как в игре «Лиса и гуси», также есть и горизонтали, и диагонали. Но разметка на артефакте все-таки отличается от принятых в этих играх. Если это была игра, то какая-то иная. Она прямоугольная, немного похожая на доску для игры в нарды. Особенностью нашей плинфы, достаточно широкой, но все же ограниченного размера, являются малые клеточки, а потому фишки также должны были быть маленькими. В их роли могли выступать белые и черные семечки, вишневые косточки, небольшие деревянные фигурки, монетки и т.д. Подведем промежуточный итог: играть на этой плинфе было возможно, но, из-за небольшого размера, достаточно неудобно. Выходит, нужно размышлять дальше, попробовать подыскать более практичную версию употребления этой находки.

Гродненская плинфа – древний калькулятор?

Еще одним вариантом использования разлинованной плинфы могло быть ее употребление в качестве счетной доски. Подсчеты велись при помощи разных счетных фишек: камешков, косточек, монеток и т.п., которые раскладывались на полосах и клетках. Такие доски назывались абаками. В Европе они окончательно вышли из употребления лишь в XVIII веке. Наша плинфа могла использоваться для подсчета кирпича. Большое количество рядов клеток вполне объяснимо. Ведь для той же Борисоглебской (Коложской) церкви XII века использовался кирпич нескольких видов и размеров и другие строительные материалы. Это и обычная плинфа двух видов 25х16х3 см и 29,5х17,5х4, и фасонная (фигурная) плинфа нескольких видов для кладки декоративных элементов храма, и толстый кирпич улучшенного качества для строительства колонн внутри храма, а также голосники, майоликовая плитка разного профиля и прочее.

Отдельно велся подсчет бракованной плинфы. Мне приходилось слышать от экскурсоводов, что выбраковка плинфы проводилась путем испытания ее на прочность при бросании об землю или об камень, то есть методом разрушения. Если кирпич ломался, его дробили на цемянку (те же экскурсоводы зачастую ее ошибочно называют «цеглянкой»), которую затем использовали в качестве наполнителя для известкового раствора. Но это версия не выдерживает критики. На самом деле кирпич выбраковывался при помощи молотка-кирочки и внешним осмотром. Если он не имел видимых трещин и хорошо звенел при ударе таким инструментом мастера, то это означало высокое качество изготовления. Если же звук был глухим, значит, плинфа была недостаточно обожжена или, наоборот, перепалена в огне, а также и состав шихты (смеси глины с песком для производства кирпича) мог быть подобран неверно. Большинство брака не уничтожалось, а использовалось при строительстве. Бракованная плинфа могла идти на забутовку внутренних рядов кладки стен и других не столь ответственных элементов здания. Но за брак платили намного меньше, поэтому такую плинфу подсчитывали отдельно.

При помощи нашей разлинованной плинфы могли проводиться промежуточные подсчеты, а итоги уже вносились в письменный документ, на бересту или пергамент. Но возникает резонный вопрос: зачем тогда кирпич разлинован «на косую», что не очень удобно для ведения счета. Может, все-таки это доска для настольной игры? Вопрос остается открытым. В любом случае, найденный археологами артефакт уникален. Он гораздо ценнее, скажем, той же плинфы со знаками, ведь она встречается относительно часто, а такой кирпич - один из многих тысяч. Как рассказали сотрудники музея, эта редкая плинфа будет обязательно использована в обновленной экспозиции.


Рецензии