Памяти Владимира Высоцкого

Перебирая старые бумаги я, все же нашел записи, которые считал утерянными. Это были записи от руки о кончине Владимира Семеновича Высоцкого. Я даже не помню от кого я все это переписал. Обычные самиздатовские записи  по принципу, переписал, передай дальше. Весть о смерти Высоцкого застала меня в пассажирском поезде, когда возвращался из очередных стрельб на  полигоне, в тамбовских лесах. Конец июля месяца, время московской олимпиады. В это время я уже не служил в Кубинке, совсем недалеко от столицы.

Вспомнилась Москва с ее большими спортивными сооружениями, вспомнились московские улицы, рестораны. Вспомнились театры. Старые московские театры - "Сатиры", "Современник", "Оперетты", "Эстрады". И, конечно же, знаменитый театр на Таганке. В наше время достать туда билеты было практически невозможно. Нам, с Томочкой, повезло, - кто то из милицейских чинов от билетов отказался и нам достались два билета на "Десять дней, которые потрясли мир". Незабываемое зрелище, начиная от входа - революционные

красноармеец и матрос с мосинскими винтовками принимают билеты на спектакль и накалывают их на штыки. Далее, еще до начала спектакля, в фойе вышли Высоцкий, Золотухин, Хмельницкий с гитарами. И, конечно,  песни. Потом спектакль в уютном, небольшом зале. Потрясающий спектакль в исполнении не менее потрясающих артистов. Смотрю на билет этого  спектакля  театра на Таганке - настоящее искусство, а ценилось всего то на рубль. Сейчас полураздетая молодежь скачет под фонограмму, а цены совсем

другие. Необъяснимый парадокс нашего времени. Конечно, в то время самая яркая личность, самый известный актер театра на Таганке был Владимир Семенович Высоцкий. Не скажу, что я был таким уж поклонником бардовских песен или ценителем театрального искусства. Но незаурядная личность Владимира Высоцкого привлекала к себе внимание. Но как всегда в России, огромное признание и любовь к этому человеку пришли только после ухода его из жизни. Правильно сказано - талант в России не жилец. Но вспоминая те времена можно

точно сказать, что он был очень популярным и точно "в хриплый мой магнитофон влюбляется страна". Так оно и было на самом деле. Ибо у кого был магнитофон, у того и были записи Высоцкого. А в те времена как раз и пошла мода на кассетные и пленочные магнитофоны - Маяк, Романтик, Комета, Яуза. Поэтому  его уход болью отозвался в сердцах многих миллионов и миллионов советских людей. Предлагаю моим читателям эти старые записи. Никакой правки и корректуры с моей стороны нет. Все переписано как есть – содержание, фамилии, тексты, авторы.

… Нет не верю я это несчастье
не прошло над Володей ненастье
просто он на немного утих,
но звучит по стране его стих.
Просто место свое на Таганке, он
поменял на другое, Ваганьково,
там Есенина кончился пир
и теперь там Высоцкий кумир…

Анкета театра «Современник». Была предложена Высоцкому во время работы над спектаклем
«Мой остров».
ФИО – Высоцкий Владимир Семенович
Должность – актер
Самые любимые писатели – Булгаков, Б. Ахмадулина
Самый любимый актер – М. Яншин
Самые любимые актрисы – З. Славина
Любимый театр, спектакль, режисер – театр на Таганке, «Живой», Любимов
Любимый скульптор, скульптура, любимый художник, картина – Роден, «Мыслитель», Куинджи, «Лунный свет»
Любимый композитор, произведение, песня – Шопен, «12 этюд», «Вставай страна огромная»
Страна, к которой ты относишся с симпатией – Россия, Польша, Франция
Идеал мужчины – Марлон Брандо.  Идеал женщины – секрет
Человек, которого ты ненавидишь – Их мало, но все таки список порядочный
Самый дорогой для тебя человек – Сейчас не знаю
Самые значительные исторические люди – Ленин, Гарибальди
Исторические личности внушающие отвращение – Гитлер, Мао
Самый выдающийся человек современности – Не знаю таких
Скажи мне кто твой друг – Золотухин
За что ты его любишь – Если знаешь за что, то это уже не любовь. Это хорошие отношения.
Что такое дружба – Когда можно сказать человеку все, даже самое отвратительное о себе.
Черты характера для друга, подруги – терпимость, мудрость, ненавязчивость
Любимые черты характера  человека – одержимость, отдача (но только на добрые дела)
Отвратительные качества   человека – глупость, серость, гнусность
Твои отличительные черты – Разберутся друзья
Чего тебе не достает – времени
Каким ты себя считаешь – разным
За что ты любишь жизнь? – Какую?
Любимый цвет, цветок, запах, звук – белый, гвоздика, запах выгоревших волос, колокольчик
Чего ты хочешь добиться в жизни – чтобы помнили, чтобы везде пускали
Что бы ты подарил любимому человеку, если бы ты был всемогущ – еще одну жизнь
Какое событие стало для тебя самым радостным? – премьера «Гамлета»
Какое трагедией? – потеря голоса
Чему ты последний раз радовался – хорошему настроению
Что тебя последний раз огорчило – все
Что бы ты сделал в первую очередь если бы стал главой Сов. правительства – отменил цензуру
Что бы ты  сделал если бы стал обладателем миллиона рублей – устроил бы банкет
Любимый афоризм, изречение, девиз – «Разберемся»
Твое увлечение –
Любимое место в любимом городе – Самотек Москва
Любимая футбольная команда – нет
Твоя мечта – о лучшей жизни. Ты  счастлив – иногда - да. Почему? – просто так.
Хочешь ли ты быть  великим, почему – хочу и буду, но это уже знаете.
Дата твоего рождения – 25 января 1938 года.
Поставь сегодняшнее число, роспись – 28 июня 80 года. Высоцкий.

Из личного дела Высоцкого В. С. студента МИСИ – поступил в 1955 году, отчислен по собственному желанию 23.12.55г. Учился в школе – студии им. Немировича – Данченко при МХАТе им. Горького. Время поступления 01.09.56г. Факультет – актерский. Из студийного документа Высоцкого: «слух хороший, ритм  хороший, певческого голоса нет». Дипломный спектакль К. Одете «Золотой мальчик» в роли Сигги.
 
Частное письмо
Получил от тебя два письма и не знаю, как быть – отвечать на них, или писать о московских новостях. Главное, а по сути и единственное событие – смерть Высоцкого, о котором сегодня вы в Киеве, может быть еще не знаете. Из московских газет сообщения были только в «Вечерке», вся надежда на «Советскую Культуру», выходящую завтра и «Литературку», которая выходит послезавтра. В смерть эту как – то до сих пор не верится, потому, что он и при жизни был больше голосом и легендой, чем человеком,

которого можно встретить (лично я и видел его на улицах). 13 июля я его видел в «Гамлете», 24  он еще играл Свидригайлова в «Преступлении и Наказании». Утром 25 его уже не было – инфаркт. Песни его любил и не любил, я знал их мало, в чужом исполнении они меня часто раздражали, но чтобы не говорилось, вот теперь ясно – что Высоцкий – это эпоха. Слишком много выражало им такого, что не выразит никто другой и со смертью его наша страна многое потеряла. Я мало видел его в кино и в основном не нравились эти

работы. Из его песен мне некоторые очень дороги, вот эта, например: «Корабли постоят и ложатся на курс, возвращаются все кроме лучших друзей, кроме самых любимых и преданных женщин». Меня совершенно шокировал его голос в Эфросовских спектаклях  «Мартин Иден», «Незнакомка». И я с удовольствием слушал его «Алену», видел его в разных спектаклях и Есенинский  «Пугачев», но три роли совершенно бесспорны: так,  что я не могу не сказать, что это выдающийся актер. Лопатин в «Вишневом саду, Свидригайлов  в

«Преступлении и наказании» и «Гамлет». Все это теперь увы безвозвратно.  Только 2 – 3 отрывка в записи. Но может быть этого не нужно сейчас говорить? Вечером в пятницу я видел у театра такую картину: в левом окне портрет Высоцкого с извещением о его смерти, перед портретом толпа, тихие разговоры и весь подоконник завален цветами. Шел спектакль «10 дней…» и как всегда перед началом на всю улицу звучали революционные  песни – только на этот раз все они были траурные.  Со слов товарища знаю, что вчера, 27, в

афише стоял «Гамлет» - спектакль отменили, не заменяя ни кем. Не только подоконник, но и весь тротуар перед ним был усыпан букетами, а на подоконнике горели свечи; крутили магнитофонные записи с песнями Высоцкого, читали стихи, посвященные ему, писали что то на стенах и тротуарах. Со слов Любимова знаю, что люди дежурили у театра, некоторые несколько дней зонтами укрывали цветы от солнца, чтобы не завяли. Сегодня вся Таганка была оцеплена на несколько кварталов. Очередь к гробу тянулась от театра примерно на

километр, потом сворачивала на соседнюю  улицу и возвращалась обратно к театру. В театр мы попали с помощью знакомых и удостоверений, все было оцеплено милицией. Мы прошли мимо гроба дважды, в начале второго и после гражданской    панихиды в половине  третьего, сплошной поток людей с 10 до 13 часов, но не все желающие смогли попасть. В 13 часов очередь отсекли, чтобы дать возможность начаться панихиде.  До 12 часов мы сидели в гримерной Славиной, после 12 до 13 часов ждали вместе с актерами в буфете.

Было очень тесно, окна не открывались, народу было много, все курили одну сигарету за другой.  Кто здесь был?  Почти весь «Современник», Любимов, Кваша, Волчек, Неелова вся мокрая от слез, Гафт, был театр Ленинского комсомола (я не видел самых известных актеров, кроме Караченцева), но это не значит, что их здесь не было. Был Эфрос с семьей, Дуров, Грачев, Остроумова, Яковлева, Казаков и многие другие. Был Даль, Ахмадулина, Боткин, актер «Моссовета» Коковкин, Анна Григорьевна Кигель. Из
 
академических театров, кроме Вахтангова, не было видно никого. Олег Стриженов выглядел очень одиноко, не было видно даже Ефремова.  В зале на панихиде яблоку негде было упасть. Выступил Любимов, Золотухин, кто то из кинорежисеров, вроде Чухрай, (очень хорошо говорил Ульянов), кто то из Министерства Культуры, Никита Михалков и опять Любимов.  Он как всегда  держался режисером и исподтишка руководил всем, хотя все это  давалось ему очень трудно, через силу.  Вообще вся труппа очень переживает, лица ни на

ком нет, ни у женщин, ни у мужчин, причем женщинам как то больше удавалось держать себя в руках. Вся труппа, родственники, выступающие стояли полукругом на сцене, остальные в партере (где были сняты первые  10 рядов). Гроб в середине сцены, ногами к залу, изголовье приподнято, сцена от гроба до рампы завалена цветами. Над изголовьем висел темнокоричневый  вязанный ажурный занавес из «Гамлета»,  серебрянный, на подобие паруса, напоминал он еще раскрытые крылья ворона. На дальней стене большая фотография

Высоцкого. Была музыка Баха, танец рыцарей из «Ромео и Джульеты» Прокофьева.  Но может быть самое неизгладимое впечатление  - прозвучавший в фойе за несколько минут до начала панихиды – голос Высоцкого: несколько строк из «Гамлета» переходившего потом в музыку – звукозапись, использующаяся в финале спектакля: «Что значит человек, когда его заветное желанье еда да сон? – животное». Насколько мне известно, схоронили его на Ваганьковском кладбище вечером, когда театр давал «Мастера и Маргариту» взамен не состоявшегося

«Гамлета».  «Советская культура» дала не некролог, а только коротенькое извещение о смерти. Этим глупым положением пресса лишний раз подрывает доверие народа к себе. Таких многолюдных похорон  Москва не знала лет 15. На Ваганьковском кладбище, где, кстати, похоронен другой кумир Есенин, тоже  были тысячи и тысячи, а оцепление стояло с 6 утра.

Частное письмо.
25 июля в 4 часа утра скончался В.С. Высоцкий. Похоронен 28 июля. У главного входа в театр за оконным стеклом портрет в черной рамке, а с улицы гитара, множество цветов, листы со стихами и т.п., на мелких тарелках две толстые горящие свечи. Под портретом на служебном входе: «Оборвалась на полуслове, на полувздохе, на лету.
Оборвалась струна и со стоном легла в глухую пустоту.
Прощальной лебединой песней Россия провожает сына».

Сидят у гроба, установленного на сцене: отец, мать, Марина Влади и другие близкие люди. Все прощавшиеся сходили со сцены и сидели в зале. Но тишина и темнота создавали впечатление, что он пуст.  По проходу прошел В.Золотухин и тихо попросил выйти в фойе тех, попрощался. В 10 часов тихо зазвучала музыка. Люди шли 3 часа 10 минут. Хотя Любимов говорил, что прощаться все, даже сами, это будет ночью. Любимов открыл гражданскую панихиду. Второй – Золотухин, третий -  Ульянов, четвертый – Чухрай, пятый

(гавнюк) из Мин. Культуры, шестой Михалков. Закрывал панихиду Любимов. Стали прощаться. В основном это были актеры разных театров, близкие и родные. Потом стали прощаться самые близкие. Первой подошла Таня Иваненко (актриса их театра), которая любила Володю и он ее. Их роман был до женитьбы на Влади, но и после Володя  возвращался к Тане. У них был ребенок – девочка 8 лет, как две капли похожая на Володю. Она его всего обцеловала,  причем не было ни капли  актерства, это любовь и боль любящей женщины.

Потом подошел Любимов, это было потрясающее зрелище. Он с ним разговаривал, он его целовал, тряс за руку, как будто о чем то спрашивал и сам что то обещал. Потом подошла Марина, она была очень эффектна, не целовала Володю, красиво положила руку на его руку и все…(правда может она свое отдала дома, ведь он 3 дня и 3 ночи лежал дома). Потом Любимов с одной стороны, отец с другой стороны в первом ряду, а потом все остальные взяли гроб. Володя умер от обширного инфаркта. Ему предлагали ехать в больницу, но он

отказался, мотивируя тем, что он должен быть на последнем спектакле «Гамлет» 27.07., он не имеет права его не сыграть. До этого у него было инфарктное  состояние, когда театр был на гастролях в Польше, Марина увезла его тогда в Париж и положила в больницу, но он оттуда сбежал и продолжать играть в спектакле и выступать с концертами. Похоронили Володю на Ваганьковском кладбище недалеко от входа. На 9 и 40 дней  было паломничество, несли цветы, стихи, свечи. Марины с детьми на 9 и 40 дней не было.

Менестрель, специальный выпуск,  август – сентябрь 80 года №4. Венок поэту.
Сейчас говорить трудно. Когда – нибудь, мы сможем об этом  обстоятельно и может быть, столь же пронзительно, сколь  пронзительна его высота. Эта работа не просто сочетание удачных стихов с удачным музыкальным обрамлением, это работа – очень замечательное явление искусства. Не правда, что его творчество столь просто, что всеми воспринимается абсолютно и с любовью. Он не кумир людей с низким уровнем, им не восторгаются приверженцы эстрадной пошлятины, он раздражает унылых ортодоксов и шокирует ханжей. Он истинный поэт и его ….. и звонкое призвание – есть лучшее оружие в борьбе с возбужденным невежеством, с ложью и с так называемой массовой культурой. Совсем недавно мы повстречались на Садовом Кольце. Он ехал от Таганки к Курскому.  Для меня он живой.

Марине Поляковой (М. Влади) от Булата Окуджавы:
О Володе Высоцком я песню придумать решил
вот еще одному не вернуться назад из похода
говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил
как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Расстаемся совсем ненадолго, на миг, а потом
отправляться и нам по следам по  его  по горячим
пусть кружит над землей и Москвой охрипший его баритон,
ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
но дрожала рука и мотив со стихом не сходился
белый аист московский на белое небо взлетел
черный аист московский на черную землю спустился.
 
Памяти Высоцкого
На цифре 37 с меня в момент слетает хмель, вот и теперь как холодом подуло
под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль и Маяковский лег виском на дуло.  /В. Высоцкий/ 
Всего пяток прибавил бы к той цифре 37, всего пять лет накинул жизни плотской
и в 42 закончил петь Пресли и Дассен  и в 42 закончил петь Высоцкий.
Не нужен нынче револьвер, чтоб замолчал поэт,  он сердцем пел и сердце  разорвалось
он знал, ему до смерти петь,  не знал лишь сколько оставалось,
а оставалось жить – такая малость. Но на дворе 20 век, остался голос жить
записан он на дисках и кассетах, а пленок столько по стране, что если разложить,
то можно ими обернуть планету. И пусть по радио твердят, что умер Джо Дассен
и пусть молчат, что умер наш Высоцкий, что нам Дассен? О чем он пел? Не знаем мы совсем, Высоцкий пел о нашей жизни скотской.

В. Солоухин. Вл. Высоцкому самому высокому  из нас:
Хоть о камень башкой     Что в больничном загоне
хоть кричи не кричи          не дошел лучший стих
я услышал такое                после долгих агоний
в июльской ночи.               Высоцкий затих.

Смолкли хриплые трели   Я бреду как  в тумане
хоть кричи не кричи,          вместо компаса - злость
что же мы проглядели       отчего россияне,
и друзья, и врачи?               так у нас повелось?

Только явится парень      Как Есенин повиснет
неуемной души                как Вампилов нырнет
и сгорит, как Гагарин        словно кто поразмыслив          
и замрет, как Шукшин.     стреляет их в лет.

До свидания, тезка            Что там я – миллионы,
я воспитан тобой                а точнее - народ
твоей рифмою хлесткой    твои песни - знамена
и хлесткой судьбой.            по жизни несет.

Ты и совесть, и смелость     В звоне струн, в ритме  клавиш
и горячность, и злость          ты наверно речист
чтоб и там тебе пелось,       до свиданья товарищ -
и конечно, пилось.                народный артист.

Никита Михалков
Злополучный июль оборвался и хлопнул струною
и погода теперь ни к чему, как гитарная дека
перед нашей большой, перед нашей великой страной
зазияла дыра и не стало еще человека.
Как нам брата родного навеки засыпать землею?
мы, привычные к смерти, в нее не желаем поверить
малый добрый, простой и поэтому яростно злой
он бессмертьем своим заглушит несказанность потери.
Но искусство всегда и над смертью несет торжество
наша правда кричит хрипотливым, чарующим звуком
мы наследники правды – мы наследники сердца его
сопричастные всем его крестным  победам и мукам.
Мир еще удивится делясь на восторг и на страх
иностранцам и русским Высоцкий еще улыбнется
он конечно вернется весь в делах и друзьях
и уверены мы он когда  нибудь снова вернется.

Валентин Гафт
Он пел о том, о чем молчим, себя сжигая пел
свою большую совесть в мир обрушив
по лезвию ножа ходил, кричал, хрипел
и резал в кровь свою и наши души.
И этих ран не залечить и не перевязать
вдруг замолчал и холодом подуло
хоть умер от инфаркта он, но можем мы сказать
«за всех за нас он лег виском на дуло».

Никита Высоцкий, 17 лет. На смерть отца.
Пророков нет в Отечестве моем,  и вот теперь ушла и совесть
он больше не споет нам больше ни о чем и можно жить совсем не беспокоясь.
Лишь он сумел сказать и спеть сумел,  чтоб наших душ в ответ звучали души струны
аккорд его срывался и звенел, что бы меня заставить мучиться и думать.
Он не дошел, не досказал всего, что пульсом и его душе звучало
и сердце отказало от того, что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет: так просто, вместе с тем и так достойно
он умер и все же он поет,  и песня не дает нам жить спокойно.

Марина Влади 24.07.80.
Не уходи, не покидай мой город, он без тебя не будет полон
без струн твоей гитары и без песен, он будет неуютен, будет тесен.
И страшно мне в театр войти, на полутемной  сцене
мне больше не найти твоей в  кулисах тени, не слышать голос твой
надорванный страданьем, что рядом нет меня и долог путь к свиданью.
Ума не приложу, как свыкнутся мне с мыслю, «незаменимых нет» - 
друзья твердят неистово, «незаменимых нет»  - пошлейшая из фраз,
 кто близок – тот незаменим для нас.

Гамлет
В зал со сцены летел смех, как в глухую метель крик
в душ и глаз пустоте – глох, сто закушенных тех строк.
Взгляд молил – погоди, постой! Сердце рвется в груди – прикрой!
Ночь со мной скоротай - без сна, вместе станем на край – стена
никому не внимающий – глаз, и в последний решающий – час
час побед, пустоты – бытия, рядом не был ни ты, ни я
равнодушье – клинком в грудь, и в последний несем путь
 «жалко»… «больно»… «скорбим»… «невмочь»! Он метался один – прочь!
Благочестия маски лиц, не поднимется датский принц.
 
Стихи положенные на могилу:
Погиб поэт – невольник чести… в который раз такой конец
как будто – было неизвестно – талант в России не жилец.
Да был такой талант высокий! Так оцени 20 век.
Каким он был, твой сын Высоцкий – поэт, артист и человек.

А. Вознесенский
Ты жил, играл  и пел с усмешкой, ты боль российская и рана
ты в черной рамке не уместишся – тесны тебе людские рамки.

В. Высоцкий (последнее стихотворение)
И снизу лед и сверху – маюсь между, пробить ли вверх или пробуравить вниз
конечно всплыть и не терять надежду, и там за дело в ожидании виз.
Лед надо мною надломись и тресни,  я весь в поту как пахарь от сохи
вернусь к тебе как корабли из песни,  все помню, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним,  я жил, двенадцать лет тобой и Господом храним
мне есть, что спеть представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед ним.
С меня при цифре 37 в момент спадает хмель, вот и сейчас как холодом подуло
под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль, и Маяковский лег виском на дуло.
Срок жизни увеличился и может быть, концы поэтов отодвинулись на время.

Б. Окуджава
Все думы наши передумал, все беды перебедовал
за всех болел, за всех и умер, для всех он пел, за всех сказал.

В. Гафт «Врубите Высоцкого».
О певец, ни стихов, ни заметок,  не отыщеш в газетном столбце
мой редактор глотает таблетки и вздыхает мрачнея в лице.
Не податься ль куда на вакантное – понимает – не глуп старина
почему на могиле в Ваганьково, сорок суток дежурит страна.
Стыдно старому, думать, что скоро, каждый так! Без печати поймет,
что не просто певца и актера, Человека хоронит народ.
/ Мало иль их, что играют играючи, что поют и… живут припеваючи/
Нет! Ушел надорвавшийся гений, раскаливший наши сердца
поднимающий трусов с коленей и бросающий в дрожь подлеца.
Как Шукшин усмехнувшись с эстрады, круто взмыл он в последний полет…
может кто нибудь лучше сыграет, но никто уже так не споет.
Не могу я понять и поныне, что за страшная нынче игра
почему о твоей кончине, мы узнали из – за бугра.
Не Америка плачет – Россия! Русь, рыдай о потере своей
в кровь изранены души босые, самых лучших твоих сыновей!

Марина Влади.
Всегда есть дар, этот дар может исчезнуть или остаться мечтой юного существа. Володе повезло, он нашел себя в театральном мире и это дало толчок, без которого его дар  остался бы мечтою. Но потом наступает пора зрелости и тогда нужна работа – дни, годы уходят и человек выполняет кропотливую работу над собой. Энергия, сила, любопытство, любовь – это все как горючее, разогревшее огромный котел, но только так он может согреть души других людей. На это обычно не хватает длинной жизни. Володе хватило короткого пребывания в нашем веке, чтобы согреть миллионы душ – он очень много работал и все отдавал. Смерть как точка. После – тишина, но Володя продолжает жить.

Песни Высоцкого. Белое безмолвие.
Все года и века и эпохи подряд, все стремятся к теплу от морозов и вьюг
почему ж эти птицы на север летят, если птицам положено только на юг.
Слава им не нужна и величие, вот под крыльями кончится лед
и найдут они счастье птичье, как награду за дерзкий полет.
Что же там не жилось, что же там не спалось? Что нас выгнало в путь по высокой волне?
Нам сиянье пока наблюдать не пришлось, это редко бывает -  сиянье в цене!
Тишина. Только чайки - как молнии, пустотой мы их кормим из рук
но наградою нам за безмолвие, обязательно будет звук.
Как давно снятся нам только белые сны, все другие отметки снега замели
мы ослепли – темно от такой белизны, но прозрели от черной полоски земли.
Наше горло отпустит молчание, наша слабость растает как тень
и наградою за ночи отчаянья, будет вечный полярный день.
Север. Воля. Надежда. Страна без границ, снег без грязи – как долгая жизнь без вранья
воронье нам не выклюет глаз из глазниц, потому, что не водится здесь воронья.
Кто не верил в дурное пророчество, в снег не лег ни на миг отдохнуть
тем наградою за одиночество, должен встретится кто нибудь.

Бьют лучи…
Я весь в свету доступен всем глазам, я приступил к привычной процедуре
я к микрофону стал, как к образам, хотя, как знать, быть может - к амбразуре
и микрофону я не по нутру,  да, голос мой любому опостылет
уверен: если где – то я совру,  он ложь безжалостно усилит.
                Бьют лучи от рампы мне под ребра
                светят фонари в лицо не добро
                и слепят с боков прожектора
                и жара, жара, жара.
Он, бестия, потоньше острия, слух безотказен – слышит фальш до йоты
ему плевать, что не в ударе я, но пусть я честно выпеваю ноты
сегодня  я отчаянно хриплю, но изменить тональность не рискую
ведь если я душою покривлю, он ни за что не выпрямит кривую.
                Бьют лучи от рампы….
На шее гибкой этот микрофон своей змеиной головою вертит
лишь только замолчу, ужалит он – я должен петь до одури, до смерти
не шевелись, не двигайся, не смей – я видел жало, ты змея, я знаю!
А я сегодня заклинатель змей, я не пою, я кобру заклинаю.
                Бьют лучи от рампы….


Рецензии
На одном дыхании прочёл эссе «Памяти Владимира Высоцкого». Это настоящий документ эпохи. Очень хорошо помню 1980-й, это часть моей жизни. Смерть Высоцкого стала выдающимся событием последних лет СССР и воспоминания очевидцев безценны.
Автор талантливо и удивительно верно передаёт ощущения жизни в том вывернутом наизнанку обществе, где одновременно сосуществовали две параллельные реальности и истинный талант, подлинный духовный аторитет был вынужден участвовать в какой-то суете, притворяться, что он внешне принимает правила игры, подчиняется глупцам и бездарям. Это и убивало гениев -- когнитивный диссонанс, который разрывал сердца цельных, сильных, неспособных лгать личностей.
Произведение объективное, сбалансированное, выдержанное, мелкие шероховатости его не портят (типа эпитета представителя Минкульта).
На мой взгляд, неплохо было бы поставить резюме, протянуть ниточку из тех дней к нашим, лет-то прошло немало.
Желаю автору всяческих успехов!

Вадим Ивлев   06.10.2021 23:29     Заявить о нарушении
Добрый день!
Благодарю за хорошие слова и оценку моих произведений. Да, Высоцкий это эпоха нашей страны, нашей жизни. И раз люди благодарно помнят этого великого человека, это только подчеркивает его величие. А нам присуща гордость и сопричастность к этим событиям и к этому великому человеку. Еще раз благодарю.

Леонид Черняк   07.10.2021 09:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.