Новые луддиты

Футурофобия как причина глобальной паники: климатической, коронавирусной и третьей, посткоронавирусной

Когда мы все испугались коронавируса, мы не знали ни его летальности, ни вирулентности. Сейчас понятно, что по этим показателям коронавирус опаснее сезонного ОРВИ примерно в 2-3 раза. Подобные этому убервирусы появляются довольно часто: несколько раз за время жизни одного человека. Это означает, что мы не сможем запираться на полгода в карантине при появлении каждого нового вируса. Экономика этого не выдержит. Мы сами этого не выдержим.

Возможно, хватит и пары таких карантинов, чтобы отбросить нашу  экономику и, как следствие, всю цивилизацию обратно в средневековье. Нам не понравится в средневековье. Там удаляли зубы без наркоза и умирали от таких инфекций, о которых мы сейчас и не помним.

Чтобы поддерживать уровень жизни постиндустриального общества, к которому мы привыкли, нужна производительность труда постиндустриального общества. Чтобы поддерживать нынешнюю скорость развития науки, науку нужно щедро финансировать: нужны избыточные ресурсы, производимые опять же людьми. Наш каждодневный труд питает науку, а наука дает нам, в числе прочего, новые лекарства и вакцины. Коронавирус мы, может, и сумеем пересидеть в подвале, но следующую инфекцию в таком случае придётся лечить святой водой: придумывать новые лекарства будет уже некому и не на что.

Кто сейчас помнит, что у коронавирусной истерии была пилотная серия - истерия из-за глобального потепления? Верится с трудом, но всего три месяца назад она властвовала над умами. Тамошние активисты тоже требовали немедленных крутых мер и решительного срывания дамокловых мечей, не считаясь с жертвами: прекратить использовать нефть (и остановить промышленность), отказаться от удобрений (и снизить количество выращиваемой еды в 3-4 раза), перестать летать самолетами (и ограничить базовые гражданские свободы - свободу передвижения и выбора места жительства). Эти меры совсем неэффективны против глобального потепления, потому что вклад антропогенного фактора до сих пор не измерен (и не будет измерен). Если человек обеспечивает 90% величины потепления, остановка промышленности может помочь. А если всего 20%? Что в этом случае дадут пропагандируемые меры? План "карантин против коронавируса" характеризует аналогичная степень продуманности: 1) сядем на карантин 2) что-нибудь придумаем 3) там видно будет. Алармисты обеих волн ожесточенно пропагандируют меры с, как минимум, неизвестной эффективностью. Отключение промышленности может как затормозить потепление, так и попросту лишить нас единственного инструмента воздействия на климат - наших технологий. Карантин может как погасить вспышку и "снизить нагрузку на здравоохранение", так и помешать выработаться коллективному иммунитету и впустую растратить гигантские ресурсы, которые могли быть использованы, в частности, в науке и медицине. Таким образом, пропагандируемые алармистами меры, скорее, имитируют борьбу с угрозами. А вот что эти меры делают очень эффективно (и это точка пересечения двух волн паники), так это останавливают развитие общества и тем самым препятствуют приходу будущего. Потому что будущее страшит.

Луддиты XIX века разбивали молотками станки, пытаясь остановить будущее, в котором им не было места: ткачи и вязальщицы враз стали ненужными. Сейчас уже не ограниченный набор профессий, а мы все - кандидаты в луддиты: будущее подобралось совсем близко, и никто не может быть уверен, что ему там найдётся место. Никто не может быть уверен, что через десять лет его профессия будет хотя бы существовать, не говоря уже о том, чтобы быть престижной и позволять заработать достаточно.

Для боязни будущего у каждого из нас предостаточно причин. Настоящих, невыдуманных причин: возможная потеря профессии, социального статуса, семьи, привязанностей. Из-за поворота выглядывает технологическая сингулярность, после которой, вообще, ничего нельзя прогнозировать. Поэтому боязнь будущего нужно предполагать в качестве подлинного мотива уже известных и новых волн паники. Скорее всего, большинство алармистов не подозревают, что первопричиной их страхов является футурофобия: проще и рациональнее бояться конкретного вируса, чем эфемерного будущего с неясными характеристиками. Кроме того, вирус на всех один, а образ пугающего будущего у разных людей все же разный. Если предположение о футурофобии верно, я бы ставил на то, что новая волна паники будет скоро. И по размаху она будет больше нынешней. Конкретный повод к панике может быть как  прежним, так и принципиально новым.

Плохо не то, что многие люди не хотят будущего или предпочитают бежать туда помедленнее. Плохо то, что сознательно или неосознанно они выбирают панику в качестве инструмента воздействия.

Будущее объективно страшно и, возможно, мы, действительно, слишком быстро движемся ему навстречу. Возможно, нам нужно сбросить скорость и потратить время на прогнозирование рисков, на выбор наилучшего сценария развития, на подготовку к худшим сценариям. Это - огромная работа, требующая рациональности и хладнокровия, и эту работу точно не сделаешь, сидя в карантине.

Нам уже пора возвращаться.


Рецензии
«Сидя в карантине» можно поработать над собственным представлением о будущем как общей нашей цели, о соответствии этому желанному мироустройству собственной личности, состояния духа. Это огромный плюс остановки бега в беличьем колесе привычности. Остановились на краю чего-то пугающего? Ничто так не стимулирует, как опасность

Алексей Добров   12.05.2020 22:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.