Лостайские

Лостайские


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Касым Сеитов сын Асанчукович [Асанчуковичи]

***

У Сеита была два сына: Касым и Юхна. Касым не оставил потомства, а Юхна стал предком Лостайских.

https://sr.rodovid.org/wk/:ChartInventory/943967





От татарских ханов и мурз произошли польские князья

***

Лостайские,


https://vk.com/topic-3760513_23658270





"В период правления "белых ханов"

***

В начале XIX века один из выдающихся польских историков Тадеуш Чацкий обнаружил в архивах какое-то прошение, в котором польско-литовские татары называли представителей династии Ягеллонов «белыми ханами». Свою точку зрения на эту тему он высказал в статье, опубликованной в «Виленьском еженедельнике» в 1816 году. Гипотезу Т.Чацкого развил в 30-е годы XX века молодой талантливый историк Станислав Крычиньский. «Знаю,— писал он,— что литовские татары называли ханами или «белыми ханами» в своих прошениях и мемориалах королей из династии Ягеллонов. Это характерно для данной этнической группы, к которой относятся наши татары. Они, называя Ягеллонов «белыми ханами», хотели таким образом подчеркнуть их независимость, суверенность и силу».

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0

***

Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман.

Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука.
Известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом — шариатом, опирающимся на Коран. Оно функционировало во всех религиозных гминах.

До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам: Острыньским и Пуньским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами, как потомков господствовавших ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Им принадлежал титул князя. Во главе княжеских татарских родов стояли:

Лостайские,

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0





Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY

,
Лосовские
,
Лостайские
,
Лукасинские


http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf


***

…До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам: Острыньским и Пуньским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами, как потомков господствовавших ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Им принадлежал титул князя.

Во главе княжеских татарских родов стояли: Ассанчуковичи, Баргынские, Юшыньские Кадышевичи, Корыцкие , Крычиньские,
Лостайские,
Ловчицкие, Смольские, Ширинские, Тальковские, Тарашвиские, Уланы и Завицкие.

Потомки ордынских султанов и мурз владели большими вотчинами и в них подчиненными холопами. За это они были обязаны нести конную военную службу. Они пользовались правами господствующей шляхты. Шляхта — польское дворянство. В документах XVI века их называли богатыми татарами. Ими выставлялось на военную службу по одному или по несколько конных воинов, в зависимости от числа имеющейся прислуги или холопских хозяйств. В списках войска нередко встречаем татар, которые выставляли значительное число кавалеристов. Богатые татары, особенно князья, кроме подданных холопов, имели также собственных бояр, входивших в состав различных служб.

Вторую группу составляли так называемые татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз. Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли большие обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная и охотничья службы, а также строительные работы. Так, например, татары-казаки из пригорода Вильно выполняли курьерскую, транспортную, караульную и охотничью службу. Казаки с Сорок Татар привлекались в качестве курьеров и охотников, кроме того, они чинили дороги и мосты….

http://forum.vgd.ru/203/1243/80.htm





Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Лиходжевский, Лиштвянский , Ловчыцкий , Ломаков , Ломжинский , Ломинский, Лосев , Лосинский , Лосовский , Лостайский , Лукасинский

https://vk.com/topic-163461381_37474926




Польско-литовские татары

***

Первыми татарами, оказавшимися в Польше и Литве, были татары КараКисека. Кара-

Кисек был
сыном Джеке,
сына Ногая (знаменитый золотоордынский темник),
сына Татара,
сына Бувала,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

Кара-Кисек после борьбы с Токтой бежал в Польшу, в Краковскую область.
Позже другая волна татарских переселенцев пришла с Тохтамышем и его
детьми. Сын Тохтамыша Джелаладдин участвовал в Грюнвальдской битве
на стороне Витовта и Ягайла. Именно легкая татарская конница своим
первым натиском, а потом притворным отступлением помогла полякам и
литовцам одолеть Орден.

В 1455 году младший сын Тохтамыша Сеид-Ахмед попал в плен к
Казимиру. Он был поселен в Ковно (Каунас), девять его сыновей осели
среди польских татар [8].

Один из его сыновей Джанибек смог на время вернуться в степь, где на два
года стал ханом в Крыму [9]. Еще два сына Сеид-Ахмеда, Воймин и Кирко,
известны по литовским источникам. Мы считаем, что царевичи Пунские
были по происхождению от детей Сеид-Ахмеда, так как они имели статус
царевичей, хотя также нам не известно, какую фамилию носило
многочисленное потомство Сеид-Ахмеда. Такое отнесение Пунских имеет
под собой основания, хотя и возможны другие варианты. Ветвью Пунских
были Гиреевские, происходящие от Ислам-Гирея Пунского. Пунские
существовали в Великом княжестве литовском до конца XVII в.
По семейной легенде к чингизидам относились также Бердибековы. По
легенде сын Бердибека уехал сначала в Крым, а потом в Литву. Имя его
неизвестно. Потомок Бердибека Иван Бердибекович оставил трех сыновей –
Мишка, Семена и Павла, упомянутых в 1470-95 годах в актах метрики
Литовской. Павел был жив еще в 1528 году. У него было два сына Петр и
Грегорий, известных по описи 1567 года.

Следующей семьей, потомками чингизидов, были Острынские,
происходящие от сына последнего хана Большой Орды Узбека ШейхАхмедовича. 11 апреля 1514 г. Сигизмунд I известил острынского
наместника о пожаловании царевичу Узбек (Азубек)-солтану 70 конюхов, 6
пустошей и двух паробков под Острыной (Лидский повет). По
местоположению этого имения (позже известного как Рыча) Узбека и его
потомков стали именовать царевичами Острынскими.
После возвращения хана в Орду Азубек-солтан оставался в Литве
(первоначально, видимо, в качестве одного из заложников, вместе с ханским
братом Халлеком и упоминавшейся выше женой Шейх-Ахмеда) [10]. В
начале 17-го века род Острынских пресекся.
Польско-литовские татары делились на шесть групп: Баргын (Барын),
Джалаир, Юшинь (Уйсун), Конграт, Найман, и Улан.
Из этих шести групп пять были племенами Золотой Орды, а слово Улан
происходило от названия Оглан (титул, который носили представители
рода Чингиз-хана). В Великом княжестве литовском было много уланских
родов. Уланов от царевичей Острынских и Пунских отличал статус:
Острынские и Пунские происходили от золотоордынских ханов ШейхАхмеда и Сеид-Ахмеда (есть версия что Пунские происходят от крымских
ханов), в то время как уланы происходили от прочих чингизидов, не
правивших Золотой Ордой.
На основании книги Дъядулевича [11], дадим короткое резюме по
уланским (чингизидским) родам среди польско-литовских татар:
Самым большим уланским родом были Асанчуковичи. По информации,
доступной в Интернете, род Асанчук происходит от Кара-Кисека, внука
Ногая, но в литературе эта версия не нашла подтверждения. Асанчук
известен в 1425-1430 годах, он и его потомки владели имением Засуле, близ
Минска. У него было четыре сына – старшего звали Шатыш (упомянут в
1460 году), имена двух средних сыновей неизвестны, младший – Чадет-улан
(упомянут в 1480 году)

1.3. Сеит
У Сеита была два сына: Касым и Юхна. Касым не оставил потомства, а
Юхна стал предком Лостайских.

В роду Уланов самым знаменитым был ротмистр Александр Улан. Получив
звание полковника, он был фаворитом Августа III. Во время гражданской
войны 1715-1716 годов он воевал на стороне короля. Король оценил это и
перевел весь полк Александра Улана, состоящий из восьми хоругвей, в
количестве 400 человек, в польскую армию, где этот полк выполнял
функции королевской гвардии. После смерти Александра командование
полком поручили полковнику Чымбаю Мужи Рудницкому (тоже из
уланского рода), который вскоре стал генерал-майором. Полк был назван
уланским, в честь Александра Улана, а впоследствии это название было
перенесено на все татарские полки. Чымбай умер на войне в 1762 году [12].

https://www.anatole-klyosov.com/2_4_2009.pdf





Лостайские

***

Статья Рахмет Baitasau-

Улан. Первая половина XVIв.

Одним из уланских родов в ВКЛ были князья Лостайские герба Улан, пшыдомку Улан.

С. Дзядулевич считает их ветвью Уланов-Ассанчуковичей.

Их родоначальник, Шатыш-Улан, живший около 1460г., отец Сейця (видимо, Сеит )-Улана, дед Юхна.

Сыновья Юхны Махметь и Фурс.

Махметь Юхнович Осанчукович вместе с сыном Яхно, упоминается в 1526г.

В 1540 князь Махмет был маршалком уланского сцяга, а в 1547 стал хорунжим этого сцяга.

В 1570 он умер, оставив сыну Алею земли в Мерешлянах, Сельце и Лососно.

О Яхно ничего не известно.

У Алея детей не было и его земли перешли сыновьям Фурса.

Один из них, Махметь, владел участком в Лостаях.
У него были два сына, судьба которых не известна, а его земли после смерти перешли племянникам, сыновьям ротмистра Богдана Фурсовича, Абрагиму, Фурсу и Юхно, королевским ротмистрам, погибшим в 1627 в Ливонии, родоначальниками трёх линий Лостайских.

Линия Абрагима угасла на Богдане сыне Ахмете, отце двух дочерей, известных в конце XVIIв.

Из линия Фурса, в 1704г. упоминается Ян сын Богдана, видимо, бездетный.

В 1695г. Давид сын Фурса, продал свою землю в Зелковщизне и, по предположению, С. Дзядулевича, эмигрировал.

Линия Юхны угасла в середине XVIIIв.

Около 1750г. умер бездетным полковник войск литовских Мустафа Улан-Лостайский .

https://deskgram.net/p/1828493817691691582_3134560184




Минская Соборная Мечеть

***

ДЕНЬ ПАМЯТИ НА ЛОСТАЕ И В ОЛЬКОВИЧАХ
19.07.2017, 09:31 Радкевич Д. Просмотров: 242
Лостая   Ольковичи   Ошмяны   день памяти   

В субботу 15 июля состоялся традиционный съезд на двух мизарах – в Лостаях (Сморгонский район) и Ольковичах (Ошмянский район).

На Лостайский мизар традиционно собирается много гостей из разных мест нашей страны и зарубежья. Не стал исключением и нынешний год. Посетить места захоронения родных приехали мусульмане из Молодечно, Ошмян, Сморгони, из отдаленных деревень и городов Гродненщины и Минщины и из-за рубежа.

Перед собравшимися по поручению муфтия Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь Абу-Бекира Шабановича выступил председатель Совета имамов Дмитрий Радкевич. Он рассказал о делах муфтията, проводимых мероприятиях и пригласил всех желающих посетить Минскую Соборную мечеть. В своем обращении он указал на роль поддержания родственных связей в развитии и сплочении мусульманского сообщества Беларуси, а также на достоинство приобретения и распространения исламских знаний.

Затем в память о похороненных была прочитана сура «Я-Син», а после раздачи садаки возле мизара верующие совершили намаз-зухр.

На мизар в Ольковичах традиционно собираются в основном представители Ошмянской мусульманской общины. В нынешнем году посетивших мизар в памятный день стало больше, что указывает на пробуждение духовности у наших людей. На съезд в Ольковичи прибыла группа гостей во главе с имамом Минской Соборной мечети Зарифом Зудиным. Здесь также была прочитана сура «Я-Син» и разделена садака с намерением почтить память ушедших в мир иной. После памятных мероприятий желающие посетили молитвенный дом в Ошмянах, где состоялся небольшой обед. Имам Зариф прочел небольшое наставление местным мусульманам, в котором указал на важность общения между людьми и установления положительных отношений со всеми мусульманами, живущими в одной местности.

http://mechet.by/index.php?page=news&id=2017-07-19-09-31-50


Рецензии