Мои университеты

 Это было в самом конце 80 гг. В это время мои коллеги готовились к первому Советско-Американскому симпозиуму по микрохирургии. В культурной программе зарубежной делегации планировалось посещение отделения экстренной микрохирургии, в котором я тогда проходил аспирантуру. Можете представить, какая царила суета, связанная с последними приготовлениями к визиту важных заграничных гостей - коллег специалистов. Предполагалось, что будет сам Дебеки. Весь персонал отделения от санитарок до врачей был охвачен этой суетой ожидания. Я же должен был бежать на экстренную реплантацию сегмента кисти. Пробегая мимо столовой вечно голодными глазами я успел разглядеть шикарно накрытый стол, который ломился разнообразными на тот советский период яствами, включая черную икру и всевозможные сервелаты. Далее по пути следования в операционную , обратил внимание, что наружная дверь врачебного клозета почему-то распахнута. Непорядок, подумал я и закрыл её на наружную щеколду. Весь визит американских гостей мы провели вдвоём с ровесником-коллегой с комсомольским задором и энтузиазмом строителей коммунизма в операционной. Справедливости ради, надо сказать, что делегация уделила и нам внимание, посетив операционную. Дебеки конечно до нашей можайки (Можайское ш. д.106) не доехал, но профессор С. с колленами (главный м/х г. Индианаполис) зашел к нам "на огонёк" как раз в момент пуска кровотока по мокроанастомозам и был почему-то удивлён и задал нам неожиданный вопрос: "сколько мы получим за эту операцию?". На что мой коллега-городской врач ординатор сказал,что у него стабильный оклад 140 р., а я с гордостью заметил, что у меня стипендия аспиранта теже 140р. Когда им перевели (не слова, мы говорили оба довольно сносно на английском, а деревянные в доллары), они как-то странно переглянулись и удалились продолжать фуршет...Операция прошла успешно и я помчался на другую работу. В мои обязанности в то время входило вести курс микротехники для курсантов нашей кафедры. Курсантами были доктора со всего Союза и даже соцлагеря из дальнего зарубежья - Корейцы из КНДР, Кубинцы и пр. От одного курсанта - ДМН из Узбекистана, который принял участие с "сабантуе"в вышеуказанном отделении экстренной м/х я узнал, что зав. отделением,проф. С. на встрече делегации отсутствовал. Его обыскались и всё мероприятие прошло без него. А нашла его сестра хозяйка только к концу рабочего дня ... запертым в служебном туалете... Он вышел какой-то задумчивый и почему-то совсем не ругался. Говорят, что именно после этого эпизода он замкнулся, стал подозрительным, а вскорости и совсем уволился. Никто длительное время не знал, что с ним, где он. Все последующие годы, вспоминая этот казус я каждый раз переживаю...Пользуясь случаем, хочу сказать, глубокоуважаемый Георгий Агасиевич, если Вы прочтете это, простите меня, если можете. Это произошло не умышленно.
После второй работы я побежал на "участок"... убирать снег. Да, да, не удивляйтесь, ради жилья приходилось делать параллельно и это. С этим связана смешная история. Мы жили тогда на Олсуфьевском переулке в знаменитых хоромах графа Олсуфьева практически в центре Москвы. Какие это были хоромы, потолки  4,5 м с лепниной, на полу дубовый паркет конца 18 века и пр. Мы, это ДМН, проф.Б, (ныне известный пластический хирург, входящий в первую десятку пластических хирургов РФ), докторант, А.(ныне здравствующий и очень востребованный пластический хирург и просто очень хороший Человек), старший лаборант кафедры Б.(сейчас известный хирург-онколог) и я, скромный аспирант кафедры. У большинства из нас уже были свои семьи, а у некоторых и дети. Мы ради жилья были вынуждены тогда работать дворниками. Вечером я узнал, что к нам после НЦХ для продолжения банкета по случаю симпозиума микрохирургии придёт уже знакомый мне доктор Стайхн, как оказалось друг профессора Б. После симпозиумского фуршета мы продолжили застолье в "наших"- бывших графских хоромах почти до самого утра. Поспали час и крадучись - на уборку снега, тайком, чтоб не разбудить импортного доктора (не поймет). Кто-то из нас тогда уронил с шумом лопату для уборки снега, д. Стайхн вскочил о обомлел от увиденного: Проф. Б., докторант А., стар. лаб. Б. и я стоим в фуфайках с лопатами... Самым находчивым оказался конечно Леша А., да и говорил он лучше всех по английски: "Старина, не удивляйся ты так, мы вечером слегка перебрали, утром операции, надо размяться, чтобы снять тремор"- сказал он на чистом английском. А Стайхн, решив, что это старинная русская ему неведомая до селе "забава-зарядка" увязался с нами. Делать была нечего, слово гостя - закон. Убрать предстояло весь Хользунов переулок от станции м. Фрунзенская до Оболенского пер.. Снега за ночь выпало много. Когда появились первые пассажиры из метрополитена они как-то странно стали переглядываться и перешептываться. Вот как Вы думаете, на каком языке мы говорили? Правильно, на языке гостя, а поскольку чистка снега сопровождалась сильным шумом, нам приходилось кричать... Первой не выдержала прохожая- бабушка и подошла именно ко мне, по видимому обратив внимание на мой явно местный овал лица и разрез глаз с вопросом: "сынок, я чейта никак в толк не возьму, это хто? чё происходит? Объясни мне дуре старой".

- Не переживайте так матушка,сказал я, это иностранцы, вчера в "Праге" что-то праздновали, перебрали как водится, подебоширили и загремели на 15 суток, вот наши улицы и убирают, а я их караулю (на мне тогда осталась одна зимняя офицерская форма голубого цвета с галифе, а фуфайку во время работы снял,жарко стало) ну и за одно показываю, как надо убирать снег. "Так их, так буржуев проклятых!", сказала она и весело засеменила в сторону жилых домов разносить радостную весть...


Рецензии