Тихоныч

     К молодому охотнику Володе Стрельцову  заглянул на огонёк старейший промысловый охотник посёлка Василий Тихонович Петренко.Человек  в округе известный,опытный медвежатник,отдавший не один десяток лет промысловой охоте. По сибирскому обычаю звали  его уважительно по отчеству ,сокращая для удобства -  «Тихоныч».
    По охоте они не пересекались,поэтому Володю удивил неожиданный визит старшего товарища.
   - Я вот что зашёл…дело у меня к тебе…- проговорил он , теребя полу куртки рукой со страшными шрамами и поудобнее усаживаясь на табуретке.
   - Не охотник я уже,состарился,зрение потерял – выдохнул он с  тоской…
   - Тут участковый заходил накануне,предупредил,истекает срок разрешения на оружие, а мне не пройти комиссию…Заберут значит…Так вот хочу предложить,может купишь…мне не жалко будет передать его в руки охотника.Ружьё хорошее ,«Ижевка» 16 калибра, бьёт надёжно …не пожалеешь…Цена чисто символическая…
   Предложение было как нельзя кстати, Володина одностволка износилась в таёжных походах,отслужив два срока и Стельцов без промедления дал согласие.
   - Вот и добро – повеселел старый охотник – подбегай на днях ,а я скажу учасковому,что оформлять будешь ты и заявление напишу.
Уже от дверей добавил : Если с деньгами туго ,  я подожду …мне не к спеху…
   Деньги на  ружьё у Володи были отложены. И вот он уже сидит через пару дней за столом в избе Тихоныча, а тот собирает на стол нехитрую закуску.
   Володя снова обратил внимание на руку в шрамах.
   - Зверь наверное … ? – кивнул он на руку.
   - А вот посидим…я тебе и расскажу,что со мной приключилось –
   Плеснули в рюмки ,закусили солёными огурцами и вот какую историю поведал старый промысловик….
    Осень в том памятном году выдалась снежная.Первый снег побелил поля уже в первых числах октября,а к середине месяца лёг ровным покрывалом.Тихоныч с сыновьями ,Геной и Василием,забрасывались на свой дальний участок на лошади ,загрузив груз в сани.
    Шли пешком за санями,весело переговариваясь,лайки рыскали по округе,иногда нарушая тишину лаем.Младший сын отстрелял на пробу пару белок. С удовлетворением отметили,что зверёк уже «выходной» , мездра шкурок была светлой..
    К вечеру второго дня,переночевав в пути, добрались до центральной избушки.Разгрузили и сложили на лабаз большую часть продуктов. Остальные нужно было развести по проходным избушкам.
   Условились так,сыновья остаются охотиться , а Тихоныч займётся доставкой продуктов. Погрузив часть из них в сани , старый охотник тронул поводья и лошадь,отдохнувшая за ночь ,бодро затрусила по полузаросшей лесовозной дороге. Лайки, Найда и Амур ,обгоняя лошадь метнулись в сторону темнеющей полоски кедрачей. Где-то там, в полутора десятках километров ,в дальнем углу этих кедровников стояла одна из проходных избушек. Дело осложнялось тем,что по пути нужно было переезжать речку с топкой поймой и глубоким руслом. Пойму охотники загатили заранее  ,а через русло сделали узкий мост,который каждый год смывало половодьем.
     Не оказалось моста и на этот раз. Привязав лошадь, Тихоныч неторопясь ,срубил две довольно толстые берёзы, которые падая ,легли через русло .Ещё пару часов ушло на то ,чтобы нарубить и уложить поперечки ,накидать лапника. Получилось довольно крепкое  ,но узкое сооружение, висящее высоко над водой.
  Лошадь повёл за собой за уздечку,та сначала заупиралась,но затем, всхрапнув, ступила на мост…вздрагивая и озираясь перетащила сани на другой берег.
  Тихоныч вскипятил на костре чайку и прислонившись спиной к вековому кедру,отпивал по глоточку ,вдыхая  пьянящий таёжный воздух.
  Двинулись дальше и к вечеру подъезжали к избушке на берегу небольшого ручья ,журчащего среди могучих кедров и елей.Место захламлённое,глухое.
   Ещё издали заметил неладное,дверь распахнута настежь ,сорвана с одной петли,у входа клочки одеяла ,окно выбито. Подъехав,заглянул внутрь…всё было перевёрнуто.
   - Медведь напакостил – сокрушённо подумал Петренко .
Распряг лошадь ,дал ей овса и принялся за наведение порядка.
   Неистовый лай собак с берега ручья ,прервал его занятие.
   - А ведь по зверю работают – отметил охотник, заряжая свою гладкостволку пулями.
    Сначала заметил Амура ,тот метнулся вниз по берегу и тут же отскочил ,огибая заросли пихтового стланника.Найда голосила где-то рядом и в ту же секунду ,сминая кустарник, выскочил медведь. Не очень больших размеров,быстрый ,как торпеда.На мгновение замер  и тут же бросился в сторону охотника.
   Петренко был готов ,мешали только заросли кустарника. Пули ,посланные одна за другой, остановили зверя  ,правда он ,рухнув на землю,продолжал загребать  передними лапами лесную подстилку.
   Десятки медведей за долгую охотничью жизнь добыл старый промысловик.Поглядывая на поверженного зверя,спокойно перезаряжал ружьё.Отвлёкся на мгновение ,поднимая оброненный  под ноги патрон и тут же внезапно « оживший» зверь бросился на него, опрокинув навзничь,не обращая внимания на висевших на нём лайках.
   Вскрикивая от боли, охотник пытался оттолкнуться от зверя,пытаясь дотянуться до ножа на поясе.Страшные удары когтей разрывали одежду , нанося глубокие раны.
   - Это конец – мелькнуло в сознании .
   В голове полыхнуло от очередного удара и всё погасло.
   Очнувшись, охотник застонал  и стал приподниматься ,ничего не соображая.В ту же секунду медведь сгрёб свою жертву,пытаясь добраться зубами до головы. Машинально охотник прикрыл её предплечьем  и зверь вцепился в него зубами. Амур и Найда ,забыв про осторожность,отчаянно атаковали медведя ,отвлекая на себя.
   И снова темнота… И снова охотник очнулся,медленно приходя в себя.Сколько прошло времени неизвестно.Открыв глаза ,понял лежит головой под корч,толи сам ,отталкиваясь от зверя, попал сюда, толи медведь запихал.
   Изнемогая от боли ,приподнял голову,отполз от корча и снова увидел медведя.Тот брёл по противоположному берегу ручья,отбиваясь от наседавших собак,уходя всё дальше и дальше.
   - Что делать…? –
Сознание лихорадочно работало. Адская боль терзала всё тело,правая рука представляла собой сплошное месиво ткани с плотью.Истекая кровью добрёл до избушки ,выстрелил пару раз воздух,опирая приклад в землю,отзывая собак.
     Единственный шанс выжить – это лошадь ,но как её запрячь в таком состоянии.
    Хомут удалось надеть,захлестнул гужами оглобли,отдышался накинул седёлку,упёрся уцелевшим плечом в оглоблю потянул гуж хомута и рухнул без сознания на землю. Очнулся от того ,что кто-то лизал его лицо.Жалобно повизгивая, Найда облизывала лицо,чуть в стороне Амур зализывал рану на своём боку.
   - Вернулись… – отлегло от сердца.
    С четвёртой попытки удалось стянуть хомут.Прилёг в сани собираясь с силами.
   Тронул вожжи и лошадь послушно побрела обратным следом,дорогу она знала хорошо.Любой толчок саней отдавался болью и сполохами в голове.Временами Петренко терял сознание и когда очнулся в очередной раз,лошадь стояла перед мостом,не решаясь ступить на него.
   Все попытки сдвинуть её с места не приносили успеха.Собрав последние силы охотник хлестанул лошадь вожжами и от резкого рывка снова потерял сознание.
   Сознание возвращалось медленно ,сквозь туман он увидел сыновей склонившихся над ним.В избушке быстро собирались районный охотовед и ещё какой-то незнакомый охотник.
 На счастье Тихоныча ,заезжая в свои угодья на гусеничном вездеходе, они остановились на ночёвку в избе Петренко.Без промедления повезли его в районную больницу.
  Дорогу до больницы  он не помнил…
Уже на больничной койке ,через неделю узнал,что охотовед с напарником добрали раненого медведя. При осмотре оказалось, что у него была перебита нижняя челюсть,результат неудачных выстрелов Петренко.
   Это и спасло жизнь старого промысловика,зверь не мог в полную силу пустить в ход свои страшные клыки...
  Да ещё верные собаки…не бросившие хозяина,отчаянно рвавшие зверя…
Всё лето Тихоныч провалялся в больнице…раны зажили…остались только жуткие шрамы…

     Закончив рассказ , Петренко передал ружьё Володе .
   -Береги его ,это то самое ружьё,с ним много событий связано –
   - Погоди-ка маленько – и он вышел в сени.
    Вернулся со связкой волчьих капканов.
   -На вот ещё, возьми ,слышал ты волками занимаешься,тебе пригодятся  -
 Тепло попрощавшись ,пожали друг другу руки и Володя вышел на улицу.
Шёл,осмысливая кусочек чужой жизни,жизни промыслового охотника…

29.04. 2020 г.


Рецензии