Самая красивая-Матенька, Петр-10глава

  Петр               

                «За Родину воевать надо, а не умирать!»

Первым ушел Петр, двадцать пятого года рождения, в возрасте тридцати двух лет.
Однажды, возвращаясь из командировки, на грузовой машине МАЗ, они попали в аварию.
Ехали ночью, торопились домой. Друг его, который был за рулем, заснул, и  машина врезалась в дерево. Водитель остался живым, потому что дерево упало на другую сторону кабины. А Петр спал крепко и погиб во сне, так и не очнувшись.
Вот судьба какая странная: прошел мой дядя с разведкой до самого Берлина, вся грудь в орденах и медалях, вернулся целым и невредимым, а в мирное время погиб в аварии, во сне.
Забрали его в армию, в сорок втором, и сразу на Урал, в «учебку», ведь он в армии не служил раньше. Так их, молодых ребят, сначала на Урал отправляли, там обучали всему: стрелять ползать, рыть окопы. Однажды идет он по территории учебки, а навстречу бежит с вещмешком его земляк, Василий, довольный такой.
— Ты куда, такой радостный? — спросил Петр.
— Я — на фронт! Меня взяли досрочно.
— Так ты ж ничего не умеешь, тебя же убьют! — отговаривал Петр.
— Ну и что! Так ведь за Родину!
— За Родину воевать надо, а не умирать! — сказал ему Петр.
— Если нас всех убьют, кто же за Родину воевать будет?!
Вот откуда у молодого парня такие мудрые мысли? Что за Родину воевать надо, а не умирать. А для этого учиться надо на этих курсах, чтобы немцев бить и бить до самой Победы.
Не прошло и трех недель как узнали, что на Василия пришла похоронка.
— Я ж ему говорил, — с горечью вспоминал Петр, —а он не послушал.
Позже они с товарищами тоже отправятся на фронт, и Петр пройдет до самого Берлина, в боевой разведке, все время на передовой, и вернется домой живым и здоровым.
— Я так мерз всю войну, так мерз, что никак не мог отогреться, и все время, завидовал брату-танкисту: что ему, Ивану хорошо, тепло, он — в машине.
«Вот кончится война, выучусь на шофера, буду тоже всегда в тепле сидеть» — думал на войне Петр.
Вернулся он в сорок пятом.
Как же ты, как? —вопили сестры с мамой, его обнимая, а он зарылся в их руки,  молча плакал и долго не мог ничего сказать.
Потом, отпыхнув, сидя на стуле за столом, тихо выдавил:
— Меня, мама, твоя молитва спасла. Шел все четыре года как завороженный, почти каждый день в бой. Иду в атаку — слева падают, справа падают, — вот думаю, следующая пуля — моя. Нет, бой закончился, а я опять — живой! Ну, как завороженный! Так и прошел до Берлина все четыре года, мерз только очень, ведь я в разведке был. И в грязь, и в мороз ходили за «языком». Пока его выследишь, подкараулишь, да схватишь — не один час пройдет. Хоть на морозе, хоть в снегу, хоть под дождем — часами лежишь. А вернешься с задания— не выспаться, не согреться, не успеешь — опять в разведку, опять на холод. У меня было такое ощущение, что внутри у меня не органы, а куски льда лежат, так холодно мне было.
Дядя Петя вернулся —вся грудь в орденах и медалях: три ордена Красной Звезды, орден Александра Невского и еще много орденов и медаль за отвагу. Но он не только отвагой своей, он еще добротой запомнился, всегда всех жалел, обо всех заботился. И с войны Петр привез, трем сестрам, красивые немецкие платья. Ведь Берлин весь разгромлен был: и дома, и магазины. В городе от взрывов все товары разлетались, но среди них попадались и целые, невредимые. Вот надо же, он молодой, холостой парень, там в Германии, подумал о своих сестрах, о том, что им надеть после войны будет нечего. И как он был прав! Ведь все, что было хорошего из одежды, износили за войну, а новое купить не на что. Эти платья пришлись им, молодым женщинам, очень кстати. Тем более, что все сестры получили похоронки на своих мужей и остались навсегда бедными и беззащитными вдовами.
Вот так и получилось, что у бабушки вернулись сыновья, но зато два зятя погибли. Дочки ее остались без мужей, а четыре внучки— сиротами. Надо сразу отметить, что с войны вернулись домой живыми, целыми и невредимыми оба брата, оба были на фронте, и оба дошли до Берлина! Бабушка Капитолина ходила по двору и больше месяца все повторяла и повторяла:
— Я — самая счастливая, я — самая счастливая, у меня оба сына живыми вернулись домой!
Ей трудно было поверить в такое большое счастье, потому что во всем селе не было больше такой матери, у которой бы все сыновья вернулись с войны живыми. В каждой дом приходили похоронки на мужей, сыновей, а то и на всех поочередно.
Я пытаюсь разобраться в своей родословной и понять: почему происходят те или иные события в жизни человека?  Нашла в нумерологии такое объяснение, что у фамилии нашего рода есть защита, видно кто-то из предыдущих поколений заработал ее. А заработать такую сильную защиту можно было какими-то благородными поступками и подвигами, возможно кто-то из наших предков ценой своей жизни спасал людей? Может поэтому мои дяди вернулись с войны живыми и здоровыми?
Я думаю, что хорошая карма — это не тогда, когда у тебя куча денег, а тогда, когда твои дети здоровы, и когда сыновья возвращаются с войны живыми.
***
Во время войны было очень трудно выжить: продуктов не хватало, дети плакали от голода, и каждая мать старалась как-то схитрить, чтобы накормить и обогреть своих детей. Если была возможность, то могли и украсть у государства, ведь государство все отбирало у своих граждан, и что-то принести с работы не считалось в народе преступлением. Все хотели выжить! Но в войну и после нее, если не дай бог поймают, то могли за один колосок с поля посадить в тюрьму на несколько лет. И люди, конечно, хитрили; ведь дома, когда они возвращались с работы, их ждали голодные дети.
В стране СССР от голода за время войны умерли миллионы взрослых и детей. И каждая мать, несмотря на страх перед тюрьмой, старалась спасти своих. Я слышала как одна женщина, мамина знакомая, рассказывала.
— Я то, что придумала, когда в войну работала на мелькомбинате, мололи муку, но с собой взять нельзя, а поймают—посадят на много лет, за горсть муки. А дома дети ждут голодные. Так я в конце дня, когда уже домой идти, возьму и вся в комбинезоне наваляюсь в муке, а домой приду, комбинезон стряхну на бумагу — вот и чуточку муки есть, в воду ее горячую и получается «болтушка» — суп (муку с водой взбалтывают). Этим и кормила детей и выжили детки мои благодаря этой хитрости. Ох, и много мы пережили, не дай Бог никому!
***
Дядя Петя тоже сильно жалел девчонок-племянниц, которые остались сиротами. И, пока они с Иваном в МТС учились, бабушка каждую неделю собирала им по вещмешку с хлебом, он все время кричал:
— Не кладите мне белый хлеб, оставьте его девчонкам, мне и ржаного достаточно. Но бабушка все равно отдавала хлеб мужчинам, а остальные его и не видели, уж очень дорогой хлеб был, от одной до двух тысяч рублей. А пенсия в сто шестьдесят рублей, моя мама на дочку свою получала, за потерю кормильца, за погибшего отца. Вот и живи вдова, как хочешь!
Однажды дядя Петя как-то ухитрился и унес с колхозного поля немного лука, но «бдительный» сосед донес на него, и дядю Петю-орденоносца и победителя, посадили на пятнадцать лет в тюрьму.
Если в других странах доносить — это норма, то у русских это не принято. Таких людей не любят, их называют «стукачами» и относятся к ним с явным презрением. А причина этому, то что во времена культа Сталина, с помощью таких «стукачей», очень много погибло людей в застенках, причем часто невинных, по доносу и по оговору. Было поверие: доносить власти — это значило предавать своих.
Петру посоветовали попроситься на Дальний восток, там шел год за три. И срок уменьшился в три раза. В результате отсидел он пять лет и вернулся домой. Но из бабушкиного дома к этому времени уже все уехали, кроме самой Капитолины. Иван женился и уехал в Альметьевск, а Матенька вышла замуж и тоже уехала в другой город.
Было это в середине пятидесятых. Петр объехал всех братьев и сестер, побывал и в Альметьевске, и у Матеньки в Мелекессе, посмотрел как они живут, как бы присматривая себе место для будущей жизни.
Я его хорошо запомнила, хотя мне и было лет пять. Он хорошо играл на гитаре, лежа на диване, а я сидела на нем, на его ногах, на тапках, слушала его песни, и просила спеть еще и еще. Теперь я вспоминаю, что его гитара висела позже в доме у дяди Вани. Но тетя Валя, его жена, не разрешала ее трогать, говорила что это — память о дяди Пете.
Потом он уехал к тете Кате в Чимкент, в Среднюю Азию. У Кати был большой дом, а во дворе стоял еще один, так называемая мазанка. Жила она одна и Петру все это понравилось. Работать пошел шофером. И девушку он там себе присмотрел и собирался жениться... Но прожил он там недолго. Однажды, возвращаясь из командировки, на грузовой машине МАЗ, они попали в аварию и разбились.
Это был пятьдесят седьмой год. Как только получили телеграмму, отец достал машину и мы поехали с мамой в Самару, через село Кошки, чтобы забрать бабушку Капитолину, потом из Самары поездом в Чимкент. А дядя Ваня прилетел туда самолетом, там мы и встретились впервые. Отец предлогал маме лететь самолетом, но она побоялась за бабушку, что та самолет не перенесет, и поехали поездом.
Я помню, как я разбирала большую шкатулку на столе, с орденами и медалями дяди Пети, раскладывала их, сортировала: их было очень много.
Помню что было три ордена Красной Звезды, и я еще спросила у дяди Вани:
— Он трижды герой Советского Союза, как Кожедуб?
— Нет, сказал дядя, — у героев звезды маленькие и золотые, а это ордена Красной Звезды.
А откуда ты про Кожедуба знаешь? — спросил дядя Ваня меня, шестилетнюю.
— Я читала.
— Вот тут прочитай!
Он сунул мне рядом лежащую газету. Дядя думал, что я привираю и читать не умею, но я прочитала заголовки с крупным шрифтом, чем очень удивила его.
— Чего ты к ней пристаешь? — заступилась тетка
— Я думал она обманывает, ведь моя дочь Лиля, ее ровесница, а она даже букв не знает. Кто же ее учил?
— Отец! Она не только читать, она и писать может. Вот ты со своей занимайся и твоя дочка читать будет!
—Ну, уж нет, в школе учителя всему научат, —категорически возразил он.
Когда Петр погиб, бабушка Капитолина отказалась от обвинения на суде.
— Ведь он не нарочно. Зачем нам еще беду в другую семью приносить.
И друга его не посадили.


Рецензии