Полонянка. Глава21. Свадьба

Время действия - 1861 год; Киргиз-кайсаки - прежнее название казахов.

Закончился Великий Пост, через две недели отпраздновали Ураза-айт. Настало время играть свадьбу.

Трудным для Дуни было решение принять ислам. Долгими были разговоры её с Кадишой, с Есимом об этом. Есим рассказывал ей об истории ислама, о библейских преданиях, находил много общего с православием, подчёркивал отличия. В конце концов ради своей любви к Есиму, ради спокойствия молодой семьи Евдокея решилась, и стала мусульманкой с именем Дуния.

На свадебные торжества пригласили баев из других родов, многочисленных родственников, уважаемых людей. В аул съезжались гости, кочевье галдело, ставили юрты для прибывших. Многочисленные работники резали скот, в казанах варили мясо, сновали женщины с самоварами.

В день свадьбы на Дуню надели красное платье с воланами по подолу и широкими рукавами. Поверх платья расшитый золотыми нитями бархатный жилет с крупной серебряной застёжкой. На ноги обули мягкие, расшитые узорами сапожки. В уши невесты вдели крупные серьги с подвесками, на руки надели широкие серебряные браслеты, которые цепочками были соединены с большими перстнями, украшенными драгоценными камнями. На груди у Дуни красовалась тяжелая серебряная подвеска-оберег.

Казахские женщины предпочитают серебряные украшения. Золото связано с солнцем, а солнце для казахов не всегда ласковое. Гораздо уютнее кочевнику под ночным небом. Поэтому и нежные слова у казаха с ним связаны – звёздочка моя, Венера моя, и имена– Луноликая, Лунный цветок, Красивая, как луна. И украшения степняки делают из серебра – металла лунного, ласкового. Серебро и лечит, и очищает. Даже еда, приготовленная женщиной без колец, считалась нечистой.

Самым главным в наряде невесты была высокая остроконечная шапочка-саукеле, сшитая из бархата, богато украшенная, отороченная собольим мехом, на вершине шапочки красовался пучок из перьев филина, отгоняющий от невесты всякую нечисть. На обряд надевания шапочки собрались самые уважаемые женщины аула. Саукеле передавали из рук в руки, говоря добрые пожелания. Наконец, дошла очередь до Кадиши, которая, благословив невесту, торжественно надела на неё шапочку.

Посреди аула поставили новую белоснежную юрту для молодой жены бая. Сюда и привели невесту, покрыв её голову лёгким покрывалом. Две молодые женщины поддерживали её под руки. В этой юрте совершилось бракосочетание Дуни и Есима. Жених в нарядном красном камзоле, в шапке с меховой оторочкой и перьями филина на макушке, в сапогах на каблуках, взволнованный, словно юноша, словно он впервые проходит этот обряд, опустился на ковёр рядом с невестой. Мулла в присутствии свидетелей прочёл молитву, спросил у молодых, согласны ли они стать мужем и женой, дал им испить воды из священной пиалы и объявил брак свершившимся.

- Ах, душа моя, как я счастлив, - шепнул Есим Дуне, - Смогу ли сделать счастливой и тебя?

- Разве я не счастлива сейчас? – ответила с улыбкой Дуня. Нравился ей Есим вот таким – робким, смущенным юношей.

Наконец, невесту, по-прежнему укрытую покрывалом, представили гостям. Слух о русской невольнице, покорившей сердце Есима, облетел всю степь, и люди с любопытством ждали момента, когда откроется её лицо. Честь снять покрывало предоставили уважаемому акыну*, приглашённому на праздник.

___________________

акын* - певец-импровизатор

___________________

К уголку покрывала привязали конец длинной плети, а черенок её дали акыну. Рядом с ним поставили наполненную горячими углями жаровню и чашу с маслом. Взяв в руки домбру, певец начал обряд:

- Эээйт! Невестка в дом пришла!
За то, что вы увидите её прекрасное лицо,
Вы дадите мне подарки!

- Дадим, конечно дадим! – весело зашумели гости и стали бросать рядом с акыном монеты и украшения, а певец продолжал подзадоривать, выпрашивая больше подарков.

- Ээйт! Невеста прекрасна, словно молодая луна!
Кожа её бела, как молоко, а глаза сияют, как звёзды! – начал воспевать красоту Дуняши акын.

Гости в нетерпении ёрзали на месте, но акын не спешил, ещё больше разжигая любопытство степняков. Наконец, акын перешёл к представлению родственников:

- Эээйт! Вот сидит аксакал Махмет…, - запел он хвалебную песнь аксакалу, а заканчивая куплет, потребовал от невесты низкого поклона старику, легонько дёрнув при этом плетью за покрывало. Дуня поклонилась.

Так по очереди представил он невесте всех родственников и уважаемых людей, приехавших на свадьбу. И каждому Дуняша кланялась.

Спев напоследок наставления для невесты, акын резким движением плети сорвал с её головы покрывало. Люди ахнули, жадными глазами впились в лицо Евдокеи.

- Да, прекрасна невеста, спору нет! – сказал, наконец, один из гостей, - Теперь я понимаю, почему Есим потерял голову.

Дуня подошла к акыну и вылила масло из чаши в жаровню. Дым окутал невесту, и люди зашумели:

- Благослови, Аллах! Пусть духи предков охраняют ваш брак!

Ритуал открытия лица закончился, и начался праздник. Много дней длились гуляния.

Щедро угощали гостей за дастарханами. Развлекали их акыны, вступив в айтыс – песенное соревнование. Гости от души хохотали над шутками певцов, подзадоривали их выкриками «Ээйт!», одобрительно гудели, если им нравилась песня. Победителю невеста подарила расшитую шубу.

Была на торжествах и борьба силачей, собравшихся со всего Малого жуза, - курес. Молодые гости развлекались кокпаром – игрой, в которой всадники борются за тушу козла. Победители игр получали в подарок коня.

Есим был счастлив, словно пьян, ему кружила голову близость Дуни, молочно-нежный запах её кожи, её улыбка. С сожалением встречал он рассвет, когда нужно было оставлять утомлённую, сладко спящую жену и выходить к гостям. С нетерпением ждал он наступления ночи, снова бросающей молодых в объятия друг другу.

А в это время в одной из юрт сидела страдающая от нездоровья и ревности Айша. Окружённая старухами-гадальщицами, толковательницами снов, пожелтевшая, отёчная, сыпала она проклятьями в адрес соперницы.

Старухи раскладывали овечий помёт, раскидывали цветные бобы и по их расположению обещали ноющей байше, что не пройдёт и года, как умрёт Дуния от родов. Сулили Айше здорового и крепкого сына, которого ждёт блестящее будущее. А одна старушка даже умудрилась подкинуть наговорённых горошин под перину на брачное ложе молодых.

Айша была готова на любые подлости, чтобы навредить сопернице.

Продолжение следует...


Рецензии