Полонянка. Глава23. Важные вести

Время действия - 1861 год; Киргиз-кайсаки - прежнее название казахов.

В конце августа Айша родила. Повитуха передала на руки Кадише здоровую крепкую девочку, смуглую, с жёсткой чёрной щетинкой волос на голове. Прочитав молитву, Кадиша перевязала пуповину по мусульманскому обычаю, так, чтобы со временем пупок ребёнка втянулся и принял красивую форму.

Обмыв девочку, Кадиша надела на неё белую рубашку, вырезанную из цельного куска хлопчатой ткани, завернула в легкое красивое покрывало и передала счастливой матери.

Конечно, Айша ждала сына. Так ей утверждали старухи-гадальщицы, которых приблизила она к себе в последнее время. Но ничего, сын ещё будет. Пусть эта девочка растёт здоровой.

Лицо Айши помрачнело. Вспомнила байша о тех трёх детях, которых родила она раньше. Первый был крепкий и толстенький мальчик, похожий на барсучка, проживший всего несколько часов. Он тяжело дышал, изредка его редкие ресницы на закрытых глазах дёргались, словно он моргал. Сынок не кричал, не просил грудь. Он медленно угасал. И не было у Айши сил, чтобы удержать его в этом мире.

Второй родилась девочка. Хилая и тощая, она кричала, не умолкая. Её желудок отвергал материнское молоко, от дочки исходило зловоние, а работницы не успевали стирать детские рубашонки. И когда девочки не стало, Айша даже вздохнула с облегчением.

Потом была ещё одна девочка, которую унесла заразная болезнь, поразившая тогда многих аульских детей. Несколько дней лежала она, покрытая красной сыпью. Жар, съедавший её тело, не могли унять холодные примочки. Напрасно лекари окуривали её ароматным дымом, напрасно заговаривали болезнь на конскую уздечку. Видно, злой дух был сильнее, и он унёс девочку с собой.

Обидно было Айше. Никому не нужная сирота Амина живёт, и болезни ей ни по чём. А её девочку, её кровиночку, её доченьку забрали. Ну почему же так несправедливо?

Есима в то время не было в ауле, а когда он вернулся и узнал о гибели дочери, то очень разозлился. Прогнал лекарей, незаслуженно обидев их. Сетовал, что нужно было посылать к русскому врачу. Ещё чего! Что может русский врач, если даже сильные заговоры аульского баксы* не помогли!

_______________________

бАксы* - шаман

_______________________

И вот теперь снова родилась девочка, звёздочка, маленькая крошечка. Нужно назвать её Айсулу – Луноподобная красавица. Нежность переполняла душу Айши.

Как тигрица оберегала она дочь от чужих взглядов. Не дай Аллах, сглазят! На третий день от рождения девочку по древнему обычаю укладывали в колыбель. На обряд пришли люди с подарками. Ревниво смотрела Айша на гостей. Старухи заранее положили в постельку когтей беркута, перьев филина, красных ниточек, измазали лицо ребёнка сажей, чтобы завистливые глаза не навредили дочери.

Особенно встревожилась Айша, когда в юрту вошла Дуния. По обычаю положила гостья рядом с девочкой красиво украшенные драгоценными камнями расчёску и зеркальце. Едва дождалась мать, когда все уйдут. С заклинаниями и молитвами вынули старухи Дунины подарки из колыбели и закопали в степи, а девочку сразу окурили священным дымом.

В аул на празднование рождения маленькой Айсулу съехались гости из разных родов. За праздничным дастарханом велись разговоры, обсуждались новости и слухи. Из слов гостей узнал Есим, что участились нападения на русских и татарских купцов, идущих с товаром по степи в Туркестан. И вроде как теперь новый оренбургский губернатор Аксаков дал приказ – купцам из города выходить только большим караваном, в сопровождении казачьей охраны.

Нападавших ищут, но найти не могут, потому что разбойники словно растворяются в степи. От того подозрение падает на всех казахов, якобы они укрывают своих башибузуков и от того выгоду имеют. А те разбойники не то что выгоду не приносят, они ещё и на свои, казахские, аулы нападают. Налетают среди ночи, грабят, угоняют лошадей. В одном кочевье увели с собой парней и молодых мужчин из бедняков против их воли. А в другом пропало несколько красивых молодых девушек.

Вечером Есим, готовясь ко сну, говорил Дуне:

- Новости плохие. Нужно усилить охрану кочевья и скота. Кто-то нападает на купцов и на аулы.

- Не они ли напали на того, которого мы у озера нашли?

- Скорее всего, они и есть. Это люди, которые хорошо знают наши места, - задумчиво говорил Есим, стягивая с ног сапоги.

- Могут ли это быть те разбойники, которые выкрали меня из станицы? – спросила Дунюшка.

- Могут. Но они не одни там были. Тех слишком мало, они не решатся нападать на караван. У них должен быть вожак, на хитрости и уме которого всё держится.

- Я думала, что выкрадывают только казачек, а оно вон как… Своих тоже. Куда же их теперь? – Дунюшка сидела на ковре, обхватив ноги, и грустно смотрела на Есима.

- В Хиву. На невольничий рынок. Ну, не грусти же! Посмотри на меня! – Есим с улыбкой обнял жену.

Дуняша засмеялась, обвила руками шею мужа:

- Ты мне грустные новости принёс, а я тебе радостную!

- Какую?

- А какой подарок ты мне подаришь за неё? – состроила Дуня хитрую гримаску.

- Ах ты, бесёнок! Девочка моя! Как же я люблю тебя! – Есим поцеловал её смеющиеся глаза, - Так что же ты хотела мне сказать?

- Только то, что через полгода ты снова станешь отцом, - мгновенно посерьёзнев, сказала Дуняша.

Надо ли говорить, как счастлив был Есим, как радовался он этой вести! Когда ждала ребёнка его первая жена, он ещё не осознавал до конца своих чувств, слишком молод он был тогда. Вторую жену он не любил, и вести о её беременности воспринимал буднично, как что-то само собой разумеющееся. И только сейчас, в расцвете лет, он в полной мере почувствовал всю глубину счастья от предстоящего отцовства.

Новыми красками заиграла жизнь Есима. По-другому теперь смотрел он на окружающий мир. И часто стал ловить себя на мысли: вот этому я научу сына, вот это я расскажу сыну, сюда я привезу сына. Этот нерождённый ещё ребёнок уже жил рядом с ним, уже был с ним каждую минуту, занимал все его мысли.

С Дуняши Есим взял обещание не ходить к реке за хмелем самой, а посылать туда работников. И попросил не сообщать о ребёнке никому до тех пор, пока будет возможность скрывать.

Есим хотел  уберечь жену от любой опасности.

Продолжение следует...


Рецензии